Развитие речи на уроках географии

 
 

Попова Ирина Валентиновна,

учитель географии
МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

 

Развитие речи на уроках географии

Зачастую учителя-предметники считают развитие речи прерогативой учителей-словесников, но преподавание школьных курсов невозможно без использования специальных терминов и понятий. Учащиеся должны не только понимать их, но и усвоить и присвоить и использовать для объяснения тех или иных процессов, явлений, взаимосвязей в соответствие с нормами и правилами русского языка и грамматики. Именно поэтому развитие речи учащихся в рамках каждого учебного предмета я считаю приоритетным.

«Речь – есть форма существования мысли», она может выполнять две функции: коммуникативную и сигнификативную. Если проявление первой мы можем отследить, наблюдая, как дети общаются между собой, отвечают на уроке, то сигнификативную, т.е. работу разума, мы можем определить лишь косвенно, но можем помочь детям развить её.

Для этого существует множество методов и приёмов. Например, нестандартные вопросы. Формулируя нестандартные вопросы, мы решаем две задачи:

– выявляем мыслительные особенности детей;

– даём учащимся образец рассуждения, образец мыслительной деятельности.

При изучении темы «Африка» в 7 классе стандартным является вопрос: «Расскажите о жизни кочевников». Учащийся обычно пересказывает текст параграфа, иногда добавляя что-то из прочитанных книг. Г. Крылова, автор дистанционных курсов, предлагает очень интересный вариант учебного задания по этой теме. Нестандартный вопрос может звучать так: «Как вы понимаете арабскую поговорку «Кочевник не столько сын, сколько отец пустыни»?». Для семиклассников в своих рассуждениях нужно пройти по четырём позициям:

– Отец – мужчина по отношению к своим детям,

– Отец – основоположник, создатель чего-либо,

– Роль кочевников в создании пустыни,

– Хозяйственная деятельность населения как фактор изменения существующего и создания нового природного ландшафта.

Если первая и вторая позиция понятна и доступна почти всем детям, то третья уже является толчком для усиленной мыслительной деятельности, а четвёртая становится доступной с помощью учителя.

Коммуникативную речь еще называют внешней. Она может быть устной монологической, устной диалогической и письменной. Для её развития я использую приём географического описания. Словарь даёт следующее толкование этого понятия: «Описание – это функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета». Описание может быть как научным, так и художественным.

Научное описание должно быть точным, последовательным, лишённым субъективности. Художественное описание – субъективное, формирующее представление о наиболее ярких особенностях предмета, не всегда являющееся исчерпывающе полным. Художественное описание я начинаю формировать в 5-6 классах. Например, в теме «Атмосферные осадки» детям предлагаю репродукции известных картин Саврасова «Грачи прилетели» и (или) Левитана «Март» и даю задание: подобрать как можно больше эпитетов к словам снег, небо, погода.

В результате работы к каждой репродукции подбирается более двадцати разных определений.

В 8 классе при изучении темы «Климат НСО» предлагаю задание: сделайте художественное или научное описание погоды за окном.

Образцы детских работ:

Научное описание

Сейчас безоблачно. Небо ясное, температура воздуха около ноля градусов, ветер отсутствует, давление выше нормы. Это признаки антициклонального типа погоды. Так как давление растёт, то, скорее всего, в ближайшие дни такая погода сохранится.

Художественное описание

За окном ясный весенний день. Солнце улыбается и так нагревает класс, что хочется скорее на улицу. Но эта погода обманчива: и небо ясное, и ветерочка нет, но воздух очень холодный. У нас в Сибири так часто бывает: кажется, что пасмурно и холодно, а на самом деле тепло. Думаешь, что за окном день солнечный, жаркий, а там – Арктика холодом дохнула или Азиатский антициклон своего посланника к нам отправил.

Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает письменная речь учащихся. Большинство учителей считает, что если у школьника на уроках литературы и русского языка сформирован навык письменной речи, то он автоматически переносится на любой другой учебный предмет, но это далеко не так. На уроках литературы учащиеся читают произведение, рассматривают каждого героя, отслеживают развитие сюжета и неоднократно проговаривают всё это на уроке, пишут черновик, выверяют его, лишь после всей этой работы пишут сочинение набело. Что же происходит на географии? В Программе не предусмотрены уроки – контрольные работы. Мы можем лишь часть урока посвятить какой-либо форме письменной проверочной работы. Ученик пишет её сразу набело, не имея возможности правильно сформулировать свои мысли, откорректировать написанное.

Для себя я составила правила предъявления письменной работы учащимся. Вот четыре главных положения:

– Вопросы должны быть ясно и однозначно сформулированы и понятны каждому учащемуся;

– Задания должны быть предъявлены учащимся до изучения темы;

– Все учащиеся должны быть ознакомлены с вопросами изучаемой темы;

– Вопросов, предложенных учащимся заранее, должно быть больше, чем на самой проверочной работе.

Сегодня невозможно представить речевое развитие ученика без систематического чтения. К сожалению, сегодня учителя на уроках географии почти не используют этот приём.

Виды чтения:

по цели (просмотровое, ознакомительное, изучающее),

по функции (познавательное, регулятивное, ценностно-ориентированное),

по месту осуществления (классное, домашнее).

Приведу пример изучающего, ценностно-ориентированного, классного чтения.

Урок в 9 классе.

Тема «Формирование Новосибирска как крупнейшего промышленного и транспортного узла».

Урок изучения нового материала

Первую часть урока «Развитие города до 1920-х» годов можно провести в виде изучающего чтения отрывков из учебника Кравцова В.М. и Донукаловой Р.П. «География Новосибирской области» и Баландина «Новосибирск» часть 1. Текст занимает примерно две трети печатного листа. Перед изучением текста учащимся предлагается инструкция, записанная на открытой части доски или выведенная на экран.

1. Прочитайте 1-й абзац, озаглавьте его, найдите главную мысль, подчеркните.

2. Прочитайте 2-й абзац, определите 2 даты, относящиеся к теме урока, подчеркните их.

3. Подчеркните в 3-м и 4-м абзацах главные фразы.

4. Разбейте 5-й абзац на смысловые части, подчеркните в них главное.

После окончания чтения учащимся предлагаются вопросы:

– Как вы озаглавили 1-й абзац? («Значение Сибири для России», «Почему начали строить железную дорогу», «Богатства Сибири» и т.д.).

– Какую главную мысль вы выделяете в этом абзаце? Сформулируйте её более компактно («Для освоения богатств Сибири была необходима железная дорога», «Для торговли с Сибирью нужна дорога», «Для колонизации Сибири нужны дороги»).

– Какие даты вы выделили в следующем абзаце? Что с ними связано, и не забывайте о теме урока. (1893 – закладка моста через Обь, 1896 – поезда пошли до Красноярска).

– На сколько смысловых частей вы разбили 5-й абзац? (от 2 до 5).

После такого экспресс-опроса проводится повторное чтение текста и переходим ко второму блоку вопросов. Я предупреждаю, что на некоторые вопросы нет прямого ответа в тексте, но девятиклассники изучают не только природу и хозяйство родного края, но и его историю, кроме того, многие принимают участие в конкурсе по истории, географии и культуре Новосибирска и Сибири, поэтому им нужно привлечь все имеющиеся знания и отвечать полным, развёрнутым ответом.

1. Чем привлекала Сибирь Центральную Россию?

2. Почему строительство Транссиба было начато именно в конце 19-ого века, а не ранее?

3. Почему царское правительство категорически отвергло предложение иностранных инвестиций и само финансировало строительство?

В своих ответах учащиеся должны указать значение Сибири как рынка сбыта готовой продукции и поставщика сырья, отметить, что в конце 19-ого века Россия не вела разорительных войн и, следовательно, имела значительный денежный запас. Кроме того, после отмены крепостного права и земельных реформ образовался избыток трудовых ресурсов в центральных районах страны. Начал развиваться капитализм. Участие иностранного капитала неминуемо привело бы к расхищению сибирских богатств другими странами и, в первую очередь, Великобританией и США.

4. Гарин-Михайловский не участвовал в строительстве нашего города, да и само его пребывание на территории нынешнего Новосибирска было кратковременным. Почему же новосибирцы называют его основателем города?

5. Как шло развитие города в первые годы его существования? Что он представлял из себя в экономическом плане?

При ответе на два последних вопроса учащиеся должны вспомнить, что именно Гарин – Михайловский выбрал место строительства моста через Обь и отстоял свою точку зрения, что Новосибирск формировался как транспортный и торговый узел на пересечении Транссиба, Московского тракта и Оби.

Подведение итогов работы с текстом

Известно, что строители дорог в Сибири – пришлые люди. Закончив работу на одном участке, они переезжали на новое место, двигаясь от Челябинска вглубь Сибири. Чем же объяснить, что за 70 лет маленький посёлок мостостроителе вырос в город с миллионным населением?

Обычно учащимся удаётся правильно сформулировать ответ, но иногда в некоторых классах требуется подсказка.

Подсказка

– Сколько времени продолжалось строительство моста через Обь?

– Где жили строители эти годы?

– Куда потянулись богатые колыванские купцы, мукомолы, маслоделы, когда их город был обойдён железнодорожным строительством?

– Какие ещё пути шли через посёлок Александровский, кроме железной дороги?

Ответив последовательно на эти вопросы, даже самые слабые учащиеся приходят к нужным выводам.

При выполнении данной работы решаются следующие учебные, воспитательные и развивающие задачи:

– формирование более достоверных знаний об истории возникновения Новосибирска, строительстве Транссиба,

– развитие навыка осмысленного чтения,

– развитие умения выделять главное в прочитанном, обращать внимание на узловые моменты в тексте,

– умение отвечать на вопросы, строить свой логический рассказ на основе прочитанного сейчас и известного ранее,

– развитие умения делать выводы из прочитанного текста, извлекать информацию «между строк»,

– накопление оценок.

Количество просмотров: 16025  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения
2. Честь и совесть
3. Анализ визуальных источников как одна из форм реализации системно-деятельностного подхода при изучении истории
4. Современный урок в реализации ФГОС начального образования «Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС»
5. Мотивация учения: самооценка и самоконтроль результатов деятельности учащихся на уроках математики
6. Оценка сформированности универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов МБОУ гимназии № 9
7. Пути повышения орфографической грамотности на уроках русского языка
8. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 3
9. Гуманитарные знания – это система сведений о действительности, наделённой человеческим смыслом и отношением
10. К вопросу о технологических картах урока
11. Урок повторения геометрии в 9 классе по теме «Треугольники»
12. Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
13. Порядок работы с программой Audacity для звукозаписи устной части ГИА-9 по иностранному языку
14. Развитие познавательных процессов младших школьников на уроках математики
15. Развитие речи на уроках географии
16. Формирование географических образов в процессе изучения школьного курса географии
17. Современные информационные компьютерные технологии и профориентация подростков
18. Детская электронная журналистика в информационно-образовательном пространстве города Новосибирска: опыт Городского центра информатизации «Эгида»
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы