Методика работы с одаренными и талантливыми детьми в начальной школе МАОУ «Лицей № 9» на примере осуществляемого педагогического проекта

 
 

Фатеева Маргарита Ивановна,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
заместитель директора по начальным классам
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

 

Методика работы с одаренными и талантливыми детьми в начальной школе МАОУ «Лицей № 9» на примере осуществляемого педагогического проекта

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»[1] является развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей. На сегодняшний момент общепризнанной стала необходимость выявления и развития одаренных детей, так как именно их способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, в соответствии с актуальными ориентирами в деятельности педагогического коллектива лицея, одной из главных задач деятельности предметного объединения учителей начальных классов является создание условий для выявления и оптимального развития учащихся, одаренных в разных областях.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, является сложной проблемой. В современной научной литературе представлены две точки зрения на одаренность. Исследователи, которые придерживаются одной из них, считают, что одаренным является любой ребенок, необходимо только вовремя заметить способности ребенка и развить их. Сторонники другой точки зрения считают, что одаренность представляет собой очень редкое явление, которое присуще лишь незначительному числу людей. Эти разногласия являются следствием споров в научной литературе о преимущественной роли наследственности или воспитания в развитии ребенка. В рамках обоих подходов существует возможность допущения ошибок, из-за которых может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не оправдает ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, так как оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения малыша, на отношение к нему окружающих людей, изменить его самооценку или отношение к окружающим.

В настоящее время большинством ученых, занимающихся проблемами выявления одаренных детей, признается необходимость комплексного и длительного процесса диагностики.

Работа по выявлению одаренных детей среди учащихся начальной школы находится в самом начале. На наш взгляд, одному учителю одаренность обучающихся выявить сложно. Мы можем только говорить о способностях ребенка в определенной области знаний или иной деятельности. Поэтому в лицее создана и продолжает совершенствоваться система мероприятий по выявлению одаренных детей, составлению планов работы с ними, сопровождению одаренного ребенка, созданию благоприятных условий для проявления его таланта с первых дней обучения в начальной школе до выпускного класса.

В нашем лицее создана широкая и востребованная сеть занятий для детей дошкольного возраста, на которых с помощью игр, песен и красочных презентаций ребята познают мир вокруг себя и готовятся к психологически комфортному переходу к полноценной учебной деятельности. Уже на этом этапе, внимательно наблюдая за ребятишками, доброжелательно и заинтересованно беседуя с ними, можно первично определить сферу интересов каждого, заметить «звездочки», определить тех, кому нужна особая поддержка для проявления своих способностей.

Поскольку понятие «одаренности» намного шире понятия «успешности по предмету», учителя начальных классов внимательно изучают современную педагогическую литературу по проблемам детской одаренности в целом и в гуманитарном цикле в частности, в сотрудничестве с лицейскими психологами проводят психолого-педагогическое обследование обучающихся, начиная с первого класса, с целью выявления их интересов и способностей. В лицее созданы и продолжают улучшаться условия для внедрения в практику современных развивающих технологий обучения, проводится исследование влияния созданных условий на формирование положительной мотивации обучающихся к саморазвитию в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Учителями создаются методические разработки для организации работы с одаренными детьми, проводится систематическая работа с родителями по повышению педагогической культуры в вопросах воспитания одаренного ребенка.

Начиная со 2 класса, учителя школы первой ступени ведут олимпиадные курсы по русскому языку и математике, с 3 класса создаются группы учащихся, входящих в научное общество лицеистов. Данные мероприятия позволяют выделить обучающихся, способных усваивать учебный и развивающий материал повышенной сложности или сверх программы, умеющих вести наблюдения, анализировать, прогнозировать результаты собственной деятельности. Как правило, способные обучающиеся проявляют себя в интеллектуальных состязаниях различного уровня и научно-практических конференциях младших школьников.

В данной статье автору хотелось бы поделиться личным опытом по выявлению и сопровождению одаренных учащихся руководимого класса в области «русский язык».

Целью внедряемого педагогического проекта было выявление одаренных обучающихся 3-го класса в области «русский язык» на основании психолого-педагогических обследований и развитие их способностей в данном направлении.

Подготовительный этап (этап теоретической подготовки) включал в себя:

· изучение современной педагогической литературы по проблемам детской одаренности в целом и в гуманитарном цикле в частности (русский язык);

· изучение лицейской подпрограммы «Одаренные дети», в соответствии с положениями которой выстраивается вся деятельность в лицее в этом направлении.

Далее было проведено психолого-педагогическое исследование, помогающее первично определить уровень одаренности учащихся в гуманитарной сфере.

На каждого учащегося класса была создана «Индивидуальная карта развития одаренного ребенка», в которую были включены следующие параметры:

· отношение к учебе;

· интересы, увлечения в свободное время, посещение кружков, студий;

· личностные качества;

· самооценка;

а также мониторинг развития ребенка в разных сферах:

· интеллектуальной (уровень интеллектуального потенциала; уровень развития памяти; навыки логического мышления);

· эмоционально-волевой (уровень тревожности и уровень мотивации);

· академических достижений;

· художественных достижений;

· общения и развития лидерских качеств.

На основе программы и выявленных интересов нами был разработан олимпиадный курс по русскому языку, рассчитанный на два учебных года. Содержание курса было отобрано в соответствии с учебной программой по русскому языку, но оно не дублирует школьный учебник. Одной из главных целей курса было обозначено достижение положительной динамики мотивации учащихся к саморазвитию способностей по русскому языку и создание условий для дальнейшего успешного обучения младших школьников в среднем звене лицея и далее в специализированном гуманитарном классе. Разработанный курс также предполагал активное участие обучающихся 3-го (а затем и 4-го) класса в интеллектуальных конкурсах и состязаниях по русскому языку.

Педагогический проект в себя также включал:

· разработку системы мониторинга интеллектуальных достижений учащихся;

· разработку индивидуальных программ развития одаренных и способных детей;

· интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Среди тем, предложенных к более полному и глубокому изучению в 3-м классе, были следующие:

· Значение слова.

· Происхождение слов.

· Словообразование.

· Антонимы и синонимы.

· Омонимы.

· Фразеологизмы и др.

Учащимся 4-го класса (в текущем учебном году) будет предложено расширить свои знания по темам:

· Пословицы и поговорки.

· Текст.

· Орфография.

· Пунктуация.

· Части речи и др.

Кроме того, в курсе были запланированы часы на выполнение комплексных «олимпиадных» заданий.

Занятия по олимпиадному курсу включают в себя следующие формы:

· игровые занятия,

· знакомство с научно-популярной литературой,

· конкурсы знатоков,

· КВНы,

· занимательные упражнения,

· работа со стенгазетой,

· устные журналы,

· проекты.

Для мониторинга активности и результативности участия в различных интеллектуальных конкурсах была составлена и в течение учебного года заполнялась сводная таблица, в которой отмечалось не только участие ребенка в таких интеллектуальных конкурсах, как традиционный для нашего лицея «Интеллектуальный марафон», «предметная олимпиада», «Русский медвежонок» и достигнутый им результат, но и уровень желания (мотивации), с которым дети принимали участие в этих интеллектуальных соревнованиях.

В конце учебного года каждый ученик получает свидетельство:

· об успешном окончании олимпиадного курса (при условии участия обучающегося в 2-3 различных конкурсах);

· об окончании олимпиадного курса (при условии посещения не менее 50% занятий).

Данное свидетельство помещается в портфолио ученика.

Проведенный промежуточный анализ результативности реализуемого проекта позволил отметить следующие достижения:

· повысился уровень овладения обучающимися первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

· повысился уровень умения обучающихся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

· произошло качественное овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

· у обучающихся сформирован начальный опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д.).

· обучающимися приобретен начальный опыт подготовки и участия в конкурсных интеллектуальных турнирах по русскому языку.

Выявлена положительная динамика в качестве обученности учащихся 3-го класса по предмету «русский язык», что является важным и значимым как для самих обучающихся, так и для их родителей. Качество за год увеличилось на 5,6%: стало меньше «3» и выросло количество «5» на одного ученика.

Было выявлено, что выраженный интерес ко многим сферам жизни и высокую мотивацию к приобретению знаний имеют 4 ученика, что может свидетельствовать о том, что данные дети являются способными, а возможно и одаренными (для подтверждения этого требуется продолжить исследование).

У обучающихся, посещающих олимпиадный курс по русскому языку, отмечено повышение мотивации к изучению родного русского языка и его практическому применению.

Все проведенные исследования подтверждают актуальность и результативность реализуемого проекта, и мы надеемся, что описание нашего опыта будет интересно и полезно нашим коллегам.


[1] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приказ-271 Министерства образования и науки РФ от 04 февраля 2010 г. 

 

Количество просмотров: 7430  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
8. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
9. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
10. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
11. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
12. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения при работе с одарёнными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Работа с одарёнными детьми на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы