Работа музеев образовательных учреждений города Новосибирска в 2013/2014 учебном году

 
 

Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 

Работа музеев образовательных учреждений города Новосибирска в 2013/2014 учебном году

По данным на 1 июня 2014 года в образовательных учреждениях города Новосибирска работает 162 музея и один музейный уголок. Самое большое количество у нас исторических музеев – 85, военно-исторических – 41, этнографических – 17, краеведческих – 18, экологический музей на сегодня законсервирован, он у нас один.

Отдел по работе со школьными музеями ГЦФКиС «Виктория» проводит достаточно большое количество городских массовых дел в течение учебного года как традиционных, так и разовых.

В 2013/2014 учебном году мы провели 6 городских массовых мероприятий: совещание для руководителей музеев образовательных учреждений, конкурс «Экскурсовод школьного музея, 2 научно-практических конференции: для руководителей музеев ОУ и для учащихся «НОУ «Сибирь», конкурс «Школьный музей о времени и о себе», Фестиваль музеев. Кроме того, для руководителей школьных музеев уже третий год подряд проходят курсы повышения квалификации «Содержание и методика краеведения в современной школе» на базе ГЦРО.

Самые активные образовательные учреждения, которые принимали участие во всех мероприятиях нашего отдела: МБОУ СОШ № 57 (руководитель музея Голованова Елена Николаевна), № 40 (руководитель музея Черновина Ольга Владимировна). Педагоги этих школьных музеев получили Благодарственные письма от городского центра «Виктория» и сертификаты на получение бесплатных путевок «Мифы и легенды города Новосибирска» от нашего спонсора «Бюро путешествий «Теплые страны».

Ребята и руководители данных музеев были призерами, лауреатами и победителями наших конкурсов, попробовали себя в различных видах деятельности. Таблица 1 – это результат активности районов, цифры которой складываются из активности каждого образовательного учреждения и участия музеев каждого района в городских массовых делах патриотической направленности.

Таблица 1

№ п/п

Район

2011/2012

%

2012/2013

%

2013/2014

%

1.

Дзержинский

51,75

14,0

37,3

2.

Калининский

40,1

8,5

16,6

3.

Кировский

31,33

12,8

26,0

4.

Ленинский

47,0

23,6

33,3

5.

Октябрьский

40,7

13,1

32,3

6.

Первомайский

58,9

6,0

27,2

7.

Советский

42,3

6,0

25,0

8.

Центральный округ

38,26

16,0

18,7

Средний % по городу

45,85

36,0

27,4

Данные традиционно приводятся за последние три года.

Результаты таблицы № 2 основаны на результативности работы руководителей школьных музеев. Не все руководители школьных музеев участвуют во всех наших мероприятиях. Но в тех, в которых принимали участие – занимали призовые места. В качестве достижений также учитывалось участие в научно-практической конференции руководителей школьных музеев в форме статьи в сборник.

 

Таблица 1

№ п/п

Район

Кол-во музеев в районе

2011/2012 уч. год

2012/2013 уч. год

2013/2014 уч. год

Количество призовых мест

Количество призовых мест

Количество призовых мест

1.

Дзержинский

17 (было18)

10

7

4

2.

Калининский

16 (было 15)

3

5

7

3.

Кировский

25 (было 24)

6

7

4

4.

Ленинский

32

13

6

9

5.

Октябрьский

17 (было 15)

4

5

4

6.

Первомайский

11 (было 9)

7

1

8

7.

Советский

12

5

3

4

8.

Центральный округ

33 (было 32)

3

1

1

Высокая активность музеев образовательных учреждений

Дзержинский район: МБОУ СОШ №№ 57, 71, 82,87, 96, 111, 169, МБОУ Лицей № 113; МБОУ АКЛ им. Ю.В. Кондратюка;

Калининский район: МАОУ Гимназия № 12, МБОУ Лицей № 81, МБОУ СОШ № 28;

Кировский район: МАОУ гимназия № 7 «Сибирская», МАОУ Лицей № 176, МБОУ СОШ №№ 41, 47, 134, 182;

Ленинский район: МБОУ Гимназия № 16 «Французская», МБОУ СОШ № 40, 66, 73, 86, 90, 94, 129, 191, 210;

Октябрьский район: МБОУ СОШ №№ 16, 32, 195, 202;

Первомайский район: МБОУ СОШ №» 141, 144, МКДОУ д/с № 27, 78;

Советский район: МБОУ СОШ № 121, МБОУ ДОД ЦДТ;

Центральный округ: МБОУ СОШ № 58.

Именно эти образовательные учреждения в предыдущих таблицах и дали положительные высокие показатели для своих районов. Радует то, что в этих музеях ребята всегда находят себе дело по душе, здесь всегда востребованы их способности. Здесь создаются интересные проекты, приобретается опыт публичных выступлений, формируются различные умения, используются новые формы работы. К большому сожалению, не все музеи образовательных учреждений принимают участие в мероприятиях нашего отдела. Ниже приведены номера этих образовательных учреждений.

Калининский район: МБОУ СОШ №№ 23, 46, 158 (оба музея), 207;

Кировский район: МБОУ СОШ №№ 64, 135 (оба музея), МБОУ Лицей № 128, д/с № 425, 436, 461;

Ленинский район: МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия», МБОУ Новосибирская классическая гимназия № 17, МБОУ СОШ № 72, 133;

Октябрьский район: МБС(К)ОУ С(К)ОШ №1;

Первомайский район: МБОУ СОШ № 142, д/с № 55;

Советский: МБОУ СОШ № 61, Гимназия № 5;

Центральный округ: МБОУ Гимназия № 1, МБОУ Лицей № 22 «Надежда Сибири», МБОУ СОШ № 3, 29, 100, Сибирский кадетский корпус, д/с № 420.

Количество таких музеев, по сравнению с прошлым учебным годом, немного уменьшилось: с 27 до 26. Причин здесь много: и то, что заместители директоров по воспитательной работе не умеют или не хотят использовать таких помощников в деле патриотического воспитания. Пассивность или низкая квалификация самих руководителей школьных музеев. И не менее важная причина: в некоторых музеях должность руководителя музея на сегодняшний день вакантна. Очень жаль, что в педагогических коллективах не находится человека, который смог поднять такой большой и интересный пласт работы.

Городская школа «Юный экскурсовод»

В сентябре начинает работу городская школа «Юный экскурсовод», которая проходит на базе различных образовательных учреждений. Занятия в группах ведут педагоги нашего отдела Благодарова Светлана Анатольевна, Тарасова Анастасия Николаевна, Саванчук Людмила Ефимовна, Захарова Елена Григорьевна.

В 2013/2014 учебном году в «Школе…» обучалось 405 ребят в 27 группах. Курс предполагает проведение как теоретических, так и практических занятий и проходит в течение года, где основной акцент делается на активные формы с максимальной ориентацией на самостоятельную творческую работу детей. По окончании курса ребятам выдается свидетельство об окончании школы и о получении квалификации «Экскурсовод школьного музея». Ребята учатся работать с архивными материалами и музейными фондами, знакомятся с основными принципами проведения экскурсий, осваивают искусство публичного выступления и др.

Помимо занятий, которые педагоги проводят со всей группой, также идет индивидуальная работа с одаренными детьми. Это подготовка ребят к участию в научно-практических конференциях, конкурсах. Педагоги помогают не только выбрать тему, но оказывают регулярную помощь при подготовке.

Группы набираются в начале сентября каждого года, заявки от руководителей музеев принимаются в августе. Одна группа – не менее 15 человек. Ребята в группе могут быть как из одной школы, из одного класса, так и разновозрастные или сборные из разных школ. 

Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея»

Школьный музей дает большие возможности для сотворчества учащихся, учителей и родителей. Результаты этой деятельности хорошо видны, когда ребята участвуют в конкурсах.

Третий год подряд проходит в нашем городе городской конкурс «Экскурсовод школьного музея» для активистов музеев ОУ. В 2013/2014 учебном году поступило 62 заявки из 30 образовательных учреждений  города. Номера образовательных учреждений-участников:

МБОУ СОШ № 20 (3 человека), 28 (3 человека), 32 (8 человек), 34, 40, 41, 47, 57 (4 человека), 58, 66 (5 человек), 73, 80, 86 (2 человека), 96, 111 (2 человека), 129, 141, 144 (2 человека), 147, 153 (2 человека), 167, 169 (2 человека), 182 (5 человек), 187 (2 человека), 191, 195 (3 человека), МАОУ Гимназии № 7 (2 человека), 12 (3 человека),16, Лицея № 113, 81 (2 человека).

Многие учащиеся участвуют в нашем конкурсе уже не первый год. 16 образовательных учреждений направили на конкурс более одного участника. В прошлом учебном году таких образовательных учреждений было 10.

«Портфолио». Было достаточно иллюстративного материала, чтобы много узнать об участнике, как о разносторонней личности. Большинство материалов имели логическую завершенность, были аккуратно и эстетично оформлены.

«Мастер-класс». Во второй этап прошли все участники, кто представил на конкурс свое Портфолио.

На этом этапе было предложено провести виртуальную экскурсию по улицам своей малой родины. Состав жюри нашего конкурса:

1. Костина Ольга Витальевна, начальник информационно-издательского отдела ГЦИ «Эгида», выпускающий редактор газеты «Интерактивное образование»;

2. Букарева Наталья Николаевна, начальник отдела школьных музеев ГЦФКиС «Виктория»;

3. Благодарова Светлана Анатольевна, методист отдела школьных музеев ГЦФКиС «Виктория»;

4. Бушма Дарья Дмитриевна, заведующая музеем истории архитектуры Сибири им. Баландина;

5. Боровиков Леонид Иванович, профессор кафедры педагогики и психологии, к. п. н, главный редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области», член Союза журналистов;

6. Филонов Сергей Владимирович, главный хранитель фондов музея истории архитектуры Сибири им. Баландина;

7. Мжельская Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета;

8. Шихваргер Григорий Авраамович, Заслуженный учитель РФ, заместитель директора по УВР городского центра физической культуры и спорта «Виктория»;

9. Костюркина Ирина Валерьевна, ведущий методист Городского Центра истории Новосибирской книги, директор экскурсионного центра «Созвездие близнецов».

В финал входили следующие задания: показ визитки (домашнее задание), конкурс-экспромт (рассказ об одном из 10 архитектурных памятников города Новосибирска)

Места распределились по окончании финала следующим образом:

1 место – МБОУ «Лицей № 81» Рыболовлева Мария и МБОУ СОШ № 96 Демонова Софья.

2 место – МБОУ СОШ № 28 Лукьянова Алина и Госман Дарья.

3 место – МБОУ СОШ № 40 Налобина Кристина и МБОУ СОШ № 195 Давлатова Мадина.

4 место – МБОУ СОШ № 80 Бурыкина Светлана и МБОУ СОШ № 86 Кудрякова Анастасия.

5 место – МБОУ СОШ № 41 Саблина Анастасия и МБОУ СОШ № 47 Щербаков Андрей.

6 место – МБОУ СОШ № 147 Тананыхина Валерия.

Для всех участников конкурса педагогами нашего отдела проводились консультации на всех этапах.

Научно-практическая конференция руководителей школьных музеев

05.02.2014 г. на базе МКОУ ДОД ДТД УМ «Юниор» прошла 10-я научно-практическая конференция руководителей школьных музеев «Поисковая деятельность на примере работы дома детского творчества «Центральный».

Много лет подряд в конференции были 2 формы участия: доклады на пленарном заседании (не более 10 мин.) и статьи для сборника.

В 2014 году формат конференции был немного изменен: был представлен опыт работы педагогов дополнительного образования ДДТ «Центральный» Галяминой Галины Ивановны и Назаровой Ларисы Васильевны, которые познакомили слушателей с новыми формами работы в поисковой деятельности, методами проведения тематических экскурсий. Также педагоги рассказали об археологических раскопках, ведущихся на территории Новосибирска.

Также для участников конференции состоялась презентация нового юбилейного сборника «Школьный музей в воспитательной системе образовательного учреждения».

Сборник состоит из 4 частей и объединяет лучшие работы педагогов образовательных учреждений города Новосибирска за последние 10 лет НПК. В сборнике представлены работы более 100 авторов. В планах нашего отдела – выдача этих сборников не только авторам, но и всем руководителям школьных музеев.

Научно-практическая конференция школьников «НОУ «Сибирь»

07.02.2014 г. в рамках Научно-практической конференции школьников «НОУ «Сибирь» прошла секция «Музеология», на которой было представлено 10 работ из 8 образовательных учреждений города. МБОУ СОШ № 94 представила 2 участника.

Номера образовательных учреждений, учащиеся которых в 2013/2014 учебном году участвовали в работе городской научно-практической конференции «НОУ «Сибирь»: МБОУ Гимназия № 7, 16, Лицей № 176, МБОУ СОШ №№ 57, 32, 40, 82, 94, 141.

Золотая Лига:

Никитина Дарья, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 94, с работой «Герб города как отражение его истории».

Лауреаты:

Зиновьева Светлана, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 82,

Ремигайло Анастасия, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 141,

Шевчук Мария, ученица 10 класса МБОУ Лицея № 176.

Несколько пожеланий руководителям, готовящих участников для конференции:

1. Не рекомендуется превышать время выступления (если ученик владеет материалом, то он вполне может уложиться в отведенное ему время, выделив основные этапы работы).

2. Материал доклада должен быть ориентирован для дальнейшей работы в школьном музее: оформление выставки, пополнение музейных фондов, проведение мероприятия, интегрированного урока и др.

3. Лучше, когда работа основана на проверенных достоверных источниках, стараться исключать недостоверные источники.

4. Исключить орфографические ошибки в слайдах. Это не допустимо.

5. На НПК нельзя использовать музыку, стихи, если только это не анализ данного стихотворения или музыкального отрывка. НПК – это не экскурсия, это другой формат.

6. В материалах работы обязательно должен звучать ваш школьный музей. Именно поэтому работа и попала на секцию «Музеология».

7. Тема должна соответствовать поставленным целям и задачам.

8. Наиболее выигрышно звучат темы, в названии которой уже присутствует проблема, где виден поиск.

В этом учебном году секция будет тематическая – «Великая Отечественная война в музейном пространстве г. Новосибирска».

Городской конкурс «Школьный музей о времени и о себе»

В марте 2014 года прошел городской конкурс «Школьный музей о времени и о себе». Было подано 46 заявок от авторов и творческих коллективов. Конкурс проводился по трем номинациям: «Методическая», «Интегрированный урок», «Сценарии».

Цели и задачи конкурса:

- создание условий для изучения исторического наследия России и формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции;

- развитие и популяризация музееведения как формы патриотического, исторического и нравственного воспитания подрастающего поколения;

- выявление лучших школьных музеев с целью последующей пропаганды опыта их работы;

- изучение методического уровня различных форм работы с детскими коллективами;

- укрепление сотрудничества между школьными музеями города Новосибирска.

При анализе многих работ видно, что работа в музее ведется систематически, творчески, музеи активизируются. Все победители и участники получили призы, грамоты и дипломы на нашем традиционном мероприятии – городском Фестивале школьных музеев.

Несколько пожеланий для участников наших будущих конкурсов.

Желательно не брать работу полностью из Интернета. Там не так много работ по музеологии, они хорошо известны и качество порой бывает сомнительное. Члены жюри пользуются программой «Антиплагиат». И некоторые работы выглядят не очень презентабельно.

В номинации «Методическая» часть работ напоминали научно-исследовательские работы, музыкально-литературные композиции или устный журнал для школьного радио. Работы должны соответствовать заявленной номинации. Работники нашего отдела всегда готовы подсказать, провести консультацию как очную, так и по телефону.

Текст части работ был совершенно оторван от музея. Материалы музея никак не фигурировали в работе.

Следует четко разграничивать понятия «Музейный урок» и «Интегрированный урок».

Курсы повышения квалификации по музейной педагогике

Третий год подряд отдел по работе со школьными музеями ГЦФКиС «Виктория» организовывал обучающие курсы по музейной педагогике «Содержание и методика краеведения в современной школе» на базе МКОУ ДОВ «Городской центр развития образования» для педагогов дополнительного образования – руководителей музеев ОУ с 24.03.2014 г. по 05.04.2014 г. Обучалось 30 человек. Среди слушателей были: руководители школьных музеев, учителя-предметники, педагоги-библиотекари, старшие вожатые, методисты, учителя начальных классов.

Организационные занятия проходили на базе городского Центра развития образования. Форма проведения курсов также предполагала выезд в различные образовательные учреждения. Слушателей курсов третий год подряд принимали: МБОУ Городской педагогический лицей им. Пушкина, МБОУ Аэрокосмический лицей, МБОУ СОШ № 94 и Новосибирский государственный педуниверситет. В прошлом учебном году впервые один день проходил на базе ГЦИ «Эгида».

Хочется поблагодарить руководителей музеев данных образовательных учреждений Костину Ольгу Константиновну и Шадрину Веронику Викторовну, руководителей музея МБОУ СОШ № 94; Сунцову Наталью Витальевну и Ефанову Ольгу Валентиновну, руководителей музея АКЛ; Ткаченко Наталью Юрьевну, руководителя музея НГПЛ; Мжельскую Татьяну Владимировну, доцента Новосибирского государственного педагогического университета; Костину Ольгу Витальевну, начальника информационно-издательского отдела МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида».

Курсы проходят в течение 2-х недель с отрывом от производства во время весенних каникул и первой учебной недели 4-ой четверти.

При проведении курсов чередовались практические и теоретические занятия. Были организованы мастер-классы, круглые столы, обучающие семинары, практикумы, экскурсии, представлен опыт работы музеев вышеназванных образовательных учреждений.

Некоторые темы занятий: «Современные проблемы музейной педагогики», «Современные технологии в школьном музее», «Муниципальный грант», «Мониторинг работы музея образовательного учреждения», «Экскурсионная деятельность – одна из основной формы работы музея», «Интерактивная экскурсия», «Информационные технологии в работе школьного музея» и другие.

По окончании курсов все слушатели получили Удостоверение государственного образца. Программа курсов имеет лицензию. Объем курсовой подготовки – 72 часа. Для слушателей курсы бесплатные.

Паспортизация музеев образовательных учреждений

В 2013-2014 учебном году у нас впервые прошла перепаспортизация музеев ОУ. Документов для этого надо меньше, нежели на паспортизацию. На перепаспортизацию в этом году вышло 69 образовательных учреждений. На первичную паспортизацию документы подали 11 музеев образовательных учреждений.

Паспортизация проходила согласно утвержденному графику. Хочется, в который раз, отметить аккуратные, централизованно и вовремя поданные документы образовательных учреждений Ленинского района.

Документы на перепаспортизацию в 2014 году подали:

Дзержинский район: МАОУ Гимназия № 15 «Содружество», МБОУ Лицей № 113, МБОУ АКЛ им. Ю.В. Кондратюка, МБОУ СОШ №№ 7, 57, 82, 169, 197.

Калининский район: МАОУ Гимназия № 12, 105, 158 (оба музея), 173, 184, 203.

Кировский район: МАОУ Гимназия № 7 «Сибирская», МБОУ СОШ №№ 41, 47, 49, 63, 108, 128, 134, 152, 182 (оба музея), 192, 196, 198, МКОУ д/с № 425, 436.

Ленинский район: МБОУ Гимназия № 14 «Университетская», 16 «Французская», Новосибирская классическая гимназия № 17, МБОУ СОШ № 15 (оба музея), 20, 48 (оба музея), 66, 72, 90, 94, 129.

Октябрьский район: МБОУ СОШ № 52, 202.

Первомайский район: МБОШИ ТЛИ № 128, МБОУ СОШ № 142, 144, МКДОУ д/с № 27, д\с № 447.

Советский район: МБОУ СОШ №№ 6, 61, 102, 121, МБОУ ДОД «ЦДТ Советского района» (оба музея).

Центральный округ: МАОУ Гимназия № 10, МБОУ Лицей № 22 «Надежда Сибири», 200, МБОУ СОШ №№ 3, 4, 13, 29, 77, 100, 120, 172, 180.

Документы на первичную паспортизацию в 2014 году подали:

Дзержинский район: МБОУ СОШ №№ 36, 153.

Калининский район: МБОУ Лицей № 81, МБОУ СОШ №№ 8, 34.

Ленинский район: МБОУ СОШ № 50.

Советский район: МБОУ Гимназия № 5, МБОУ СОШ № 165.

Центральный округ: МБОУ Гимназия № 9, МБВ(С)ОУВ(С)ОШ № 1, МБОУ ДОД ЦРТДиЮ.

Городской Фестиваль школьных музеев

15 мая 2014 года прошел Городской Фестиваль музеев на базе музеев Калининского района города Новосибирска. Церемония награждения проходила в зале ДК им. Горького. Фестиваль закончил свое «путешествие» по районам. С этого года формат проведения Фестиваля изменится. Вся информация по проведению Фестиваля в 2015 году будет подана во второй половине учебного года специалистам районных отделов образования.

В работе Фестиваля прошлого учебного года принимали участие руководители и активисты школьных музеев и дошкольных образовательных учреждений, педагоги-предметники, директора образовательных учреждений и заведующие дошкольными образовательными учреждениями, специалисты районных отделов образования, представители общественных организаций и мэрии. Хочется отметить очень низкое посещение нашего традиционного мероприятия руководителями музеев Советского района. А руководители школьных музеев Первомайского, Ленинского и Октябрьского районов показали очень высокий процент посещения.

При проведении мероприятий все образовательные учреждения использовали различные технические средства. Все этапы были четко организованы, в некоторых образовательных учреждениях (если того требовали условия) группы были разделены на две секции: секция руководителей музеев и секция активистов школьных музеев.

Всем участникам была выдана программа Фестиваля с подробным описанием каждого из двух этапов проведения.

Начался новый учебный год… Хочется пожелать педагогам новых открытий, удач и побед. Поблагодарить тех, кто неравнодушно относится к воспитанию подрастающего поколения. И пригласить педагогов к обсуждению наших вопросов.

Презентация

Количество просмотров: 5402  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы