Как правильно включить воспитанника в социально значимую проектную деятельность

 
 

Стружук Наталья Юрьевна,

педагог-психолог отдела МиПС МКУ ГЦ «Семейный совет»

 

Как правильно включить воспитанника в социально значимую проектную деятельность

Невозможно решить проблему на том же уровне,

на котором она возникла. Нужно стать выше

этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.

А. Эйнштейн

Умение организовать собственную жизнь, принимать ответственные решения в ситуации выбора являются одним из основных ориентиров при становлении личности. В этом случае нужно использовать такую технологию, как «социальное проектирование», которое подразумевает включение воспитанника детского дома в систему социальных ролей и культуры общения, необходимых для его успешной адаптации во взрослой жизни.

Одним из толчков к созданию и использованию этого метода стало современное общество, которое требует от участников социума полной отдачи, а также реализации таких качеств, как лидерство, предприимчивость, целеустремленность, способность к сотрудничеству и многое другое. Нужно смело внедрять в деятельность интернатных учреждений технологию социального проектирования, чтобы выпускники шли в ногу с новыми тенденциями реальности.

Суть этого эффективного варианта адаптации воспитанников заключается в создании общего значимого дела, социального проекта, позволяющего приобретать навыки, необходимые для участия в общественной деятельности, за счет которой повышается и профессиональная компетентность.

Реализовывая самостоятельно какой-либо процесс и получая при этом «плоды» своей работы, ребята становятся самостоятельнее в решении многих общих вопросов и, как следствие, в планировании собственного жизненного сценария. При использовании данной технологии создается соответствующий алгоритм деятельности. Разработанный социальный проект становится некоторой «тренировкой» самостоятельной жизни, участники группы определяют цели, задачи, ищут наиболее подходящие способы и пути их решения, за счет чего учатся быть социально ориентированными. Например, можно претворять в жизнь идеи и проекты под такими названиями, как «Построй сам свое будущее», «Мой дом – чистый дом», «Поддержим братьев меньших» и многие другие.

При этом стоит помнить о неуверенности, закрытости, которая возникает у воспитанников в кругу незнакомых им лиц, поэтому для большей эффективности процесса необходимо включать в деятельность не только детей из числа сирот, но и сверстников из кровных семей. Например, нужно создавать специальные фокус-группы с привлечением ребят-активистов из общеобразовательных школ или волонтеров общественных объединений, чтобы они вместе с воспитанниками могли свободно делиться опытом работы и полученными результатами. Конечно же, этот процесс должен проходить в психологически комфортной обстановке для всех участников, с организацией деловых игр на знакомство и сплочения групп с помощью ролевых упражнений, имитаций, за счет которых должно сформироваться тесное коммуникативное содружество, а главное – заинтересованность в оказании помощи, в решении проблем общества.

В ходе работы фокус-групп также можно опробовать стратегии взаимодействия выпускников с местными сообществами и подготовить предложения для учреждений, работающих в этой сфере.

Описанный выше подход позволит разработать приемлемую для реальных условий модель эффективной адаптации выпускников детских домов. Важным результатом такого сопровождения воспитанников должна стать не только подготовка к самостоятельной жизни, но и повышение профессиональной компетентности педагогов в организации социально значимой деятельности детей-сирот с последующим формированием у них навыков проектирования и планирования собственной жизни.

Количество просмотров: 3346  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эмоциональный интеллект ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Эмоциональное выгорание как инструмент развития личности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Вторичное сиротство: причины и их преодоление ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Стать отцом ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Поколение, воспитанное мультиками ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Опасные взрослые игры ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Воспитание особенных детей ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
8. Не хочу жить дома ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
9. Дайте детям шанс, и они сумеют удивить ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
10. Твой страшный секрет ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
11. Воспитание спортом ВЫПУСК №106, апрель 2023
12. Чего боится подросток ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Что нужно знать про горе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Дидактическая игра – ключ к развитию дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Не хочу учиться… ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Жить, не выгорая изнутри ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
18. Время взрослеть ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
19. Почему дети лгут? ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Любовь не PRO отметки ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы