Организация работы по подготовке к сочинению

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Организация работы по подготовке к сочинению

Сегодня проблема подготовки школьника к написанию сочинения вновь актуальна, хотя сочинение как вид речевой деятельности никогда не уходило из практики литературного образования. Какие бы БУПы, ГОСы и ФГОСы не осваивала школа, учителя всегда знали и понимали, что творческие письменные работы – одно из важных средств формирования и развития общей филологической компетенции.

Как научить школьника мыслить оригинально, творчески, открывать для себя новые смыслы по поводу прочитанного, грамотно и самостоятельно выражать и оформлять свои суждения? Нам представляется это невозможным без формирования индивидуальной «культуры художественного восприятия» (Тюпа В.И.) и мышления. Такая культура формируется поэтапно от подражательного узнавания и сопереживания через подлинное сотворчество и сопереживание к интерпретирующему восприятию.

Учителям словесности лицея № 9 посчастливилось на протяжении нескольких лет работать под руководством выдающегося теоретика и практика литературного образования, одного из основателей «Школы коммуникативной дидактики» д.ф.н. В.И. Тюпы. С 1993 преподавание литературы в лицее осуществлялось по «Альтернативной технологии литературного образования». Эта технология позволяла уже тогда осваивать многое из того, что в настоящее время требует ФГОС: деятельностный подход в обучении, развитие коммуникативной грамотности учащихся, понимание урока как коммуникативного события, воспитание квалифицированного читателя. Сегодня основные концептуальные идеи и стратегические технологические принципы «Школы коммуникативной дидактики» и её «Альтернативной технологии литературного образования» лежат в основе Концепции филологического образования в лицее, положениями которой преподаватели руководствуются в организации учебного процесса на уроках, занятиях спецкурсов и внеурочной деятельности по предмету.

В настоящей статье вниманию читателя предлагается система специальных курсов по подготовке обучаемых кнаписанию сочинения, выстроенная в логике поэтапного формирования культуры художественного восприятия, т.е. воспитания квалифицированного читателя.

Система спецкурсов

1 этап. Формирование жанрового мышления

5 класс. Мастерская стиха

6 класс. Мастерская прозы

2 этап. Формирование и развитие эстетического вкуса читателя

7-8 классы. Мастерская чтения

3 этап. Формирование творческого читателя

9 класс. Анализ литературного произведения. «Стиль. Гениальность»

4 этап. Формирование культуры интерпретации.

10 класс. Типы художественности. Анализ литературного произведения

11 класс. Интерпретация художественного текста

Далее представлен материал о каждом этапе формирования индивидуальной культуры художественного восприятия и видах речевой деятельности на каждом этапе.

1 этап. Формирование жанрового мышления. Постижение знаковой природы искусства. Дети изучают поэтические и прозаические жанры, их каноны и в ходе практической деятельности по созданию текстов разных жанров усваивают такие теоретические понятия, как стихотворный размер, ритм, строфа, рифма, композиция, эпизод, языковые средства выразительности и др. В ходе работы по написанию собственных произведений развивается и обогащается лексика ученика; формируется его умение выбрать необходимое и нужное слово, отвечающее ритму, стилю, смыслу, т.е. форме и содержанию текста; способность построить предложение, необходимое для выражения собственного замысла.

Основные виды письменных работ: создание текста по канонам жанра, жанровая экспертиза, эксперимент, жанровые трансформации. В ходе такой речевой деятельности формируются основы понимания художественной целостности, органичности и неустранимости каждого элемента художественного текста, осмысление закона единства формы и содержания в произведении. Приведём примеры некоторых заданий для организации речевой деятельности:

А). Эксперимент. Запись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» без инверсии, наблюдение за полученным текстом, сопоставление со стихотворением М. Ю. Лермонтова, вывод.

Б). Трансформация жанра. Изложить басню в форме притчи.

Такие задания формируют у учащихся основы понимания художественной целостности, органичности и неустранимости каждого слова и его места в тексте, осмысление через практические действия единства формы и содержания произведения.

2 этап. Формирование и развитие эстетического вкуса читателя, читательской рефлексии, осмысление закона художественной целостности.

Ученики знакомятся с факторами художественного впечатления, такими, как заглавие, деталь, мотив, художественное время, художественное пространство, учатся обосновывать их назначение в произведении. Работа по организации читательской рефлексии организуется по принципу челнока: текст – впечатление– текст – впечатление – текст – …Как правило, ученик затрудняется в определении конкретного впечатления и чувства от прочитанного. Помогает просветлению читательской рефлексии знакомство с понятием раса (по-другому строй чувств произведения), упражнения по определению расы, подбору оттенков чувств. В читательском дневнике ученики помещают таблицу рас и записывают дополнения – оттенки к каждой расе.

Оттенки чувств:

Ужас, страх, испуг, тревога, беспокойство,.._____

Мужество, гордость, отвага, …__________

Гнев, ярость…________________________

Скорбь,.. ____________________________

Покой,..______________________________

Веселье,.. ___________________________

Отвращение,..____________________

Изумление,.._____________________

Влюблённость,.. __________________

Основные виды письменных работ: этюд о настроении, воплощённом в художественном тексте, этюд-впечатление, заметки в читательском дневнике, эксперимент с частностью текста, объяснение функционального значения отдельного фактора художественного целого. Некоторые образцы предлагаемых тем: «Роль заглавия в …», « Метафора в …», «Назначение интерьерной детали в …», «Сколько голосов в басне..?»и пр.

3 этап. Формирование творческого читателя.

Воспитание культуры сотворческого переживания, осмысление читателем закона оригинальности и невоспроизводимости творческого акта, постижение творческой природы искусства. Ученики наблюдают над индивидуальным авторским стилем, выявляют стилистические особенности текста, выполняют вербальное иллюстрирование, выявляют ключевые эпизоды для идеи произведения, характеристики образа и др.

Основные виды письменных работ: наблюдения над стилем, стилевая экспертиза, стилизация, сочинение на основе анализа текста. На этом этапе осуществляется знакомство учеников с жанром эссе, основной жанр письменных работ учеников – эссе. Поэтому эффективным приёмом обучения написанию сочинения в этом жанре является работа по сочинению-образцу, которое обычно пишет учитель. Приведём примерные задания для работы с образцом эссе:

1. Прочитайте сочинение.

2. Определите жанр сочинения. По каким признакам вы определили жанр?

3. Определите структуру работы. Обратите внимание на объёмное соотношение частей.

Работа со вступлением:

1. Как обозначена проблема?

2. В каком предложении выражено субъективное мнение автора эссе, как оно проявляется? Как заявлено концептуальное положение автора, которое будет развиваться?

Работа с основной частью

1. Как оформлено возвращение к теме работы?

2. В чём оригинальность трактовки привычных понятий и представлений?

3. Как развивается заявленная мысль. Какие аргументы используются?

Работа с заключительной частью

1. Как оформлено заключение? Как подтверждается заключительная мысль? Обратите внимание на кольцевую композицию сочинения.

2. Найдите оценочные суждения; обратите внимание на речь: игру слов, метафоры, другие языковые средства.

3. Через какие образы определяется общелитературный и культурологический контекст?

4. Какие произведения упоминаются в тексте (аллюзии, реминисценции, цитаты)?

4 этап. Формирование культуры интерпретации. Анализ литературного произведения

Постижение познавательной природы искусства, законов генерализации и обобщения, изучение типов художественности и критериев каждого модуса.

Основные виды письменных работ: обоснование концепции личности, воплощённой в произведении, создание сценария, сочинения по типу: Я в роли… (режиссёра, художника, композитора, исполнителя и т.д.), рефлексия по поводу ролевой игры (в свободной или заданной форме), сочинение на основе анализа текста, отзыв о театральном или кинематографическом прочтении произведения.

Примеры предлагаемых тем: «Мотив дороги и образ странника как основные признаки элегизма в…», «Игра масками в произведении…», «Образы разомкнутого пространства и мотив преступания в …», « Признаки сатирической личности в …».

Эффективной формой организации учебного процесса на заключительной (10-11 класс) стадии развития квалифицированного читателя является диалоговая игра, которая может состояться при условии готовности ученика к осмыслению и переоформлению содержания, восприятию коммуникативной природы искусства, осознании им своей ответственности за произведение.

Творческая диалоговая игра или ролевая игра проходит в форме обсуждения предстоящей инсценировки литературного произведения. Форма обсуждения позволяет соотнести разнонаправленные аспекты коммуникации по поводу текста, его интерпретации: верность авторскому стилю и типу художественности произведения, творческое прочтение читателя-режиссёра, читателя-композитора, читателя-художника, читателя-актёра, адресность идеи спектакля определённому зрителю и др. Проведение диалоговой игры возможно с аудиторией, осознающей образ предмета литературы как общение, взаимодействие сознаний (автора, героя, читателей). Цель диалоговой игры – не спор, не дискуссия, а рождение нового слова, новых смыслов по поводу прочтения произведения. Как мы уже отметили, суть игры – обсуждение возможной постановки спектакля по произведению, имитация расширенного заседания художественного совета, в ходе которого участники приходят к согласию по поводу общей концепции спектакля. В соответствии с этим ученики занимают ту или иную позицию по отношению к «инсценируемому» тексту, роли распределяет учитель или выбирают ученики. Эти роли следующие: режиссёр, сценарист, художник, актёры, критик. Добавим, что для обеспечения полноценной коммуникации важно, чтобы обсуждение проходило в форме круглого стола.

Окончательный итог диалоговой игры – письменная работа – рефлексия по ходу и результатам игры. Каждый участник пишет сочинение в соответствии с отведённой ролью, темы формулируются по принципу: «Я в роли… (режиссёра, художника, композитора, исполнителя и т.д.) в обсуждении постановки спектакля по произведению… (название произведения)… (автор)».

Мы представили систему работы по воспитанию квалифицированного читателя и показали некоторые формы и приёмы организации такой деятельности, поскольку глубоко убеждены в том, что самостоятельное творческое сочинение ученика – это итог именно планомерного, поэтапного, систематического формирования и развития общей филологической культуры.

Количество просмотров: 10725  

Добавить комментарий

Target Image
1. Реализация социального информационного проекта «Знакомьтесь – англоязычный мир» как одна из форм инновационной деятельности в процессе обучения английскому языку
2. Опыт применения кейс-технологий в обучении физике учащихся гуманитарных классов
3. Текстовый подход в предмете физическая культура
4. Формирование учебных компетенций. Деятельностный подход в условиях перехода к ФГОС
5. Командное взаимодействие педагогического коллектива как условие эффективного развития инклюзивной практики в школе
6. Организация работы по подготовке к сочинению
7. Решение проектных задач в начальной школе
8. Индивидуализация и дифференциация на уроках английского языка как средство развития личности школьника
9. Путь в мир чтения на английском через игру как эффективный метод овладения навыками обучения английскому языку детей в школе
10. Некоторые приёмы развития творческих способностей обучающихся на уроках иностранного языка
11. Использование методики работы с аутентичными подкастами как средство актуализации умений и навыков аудирования и говорения
12. Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии
13. Дорогою добра
14. Развитие наглядно-образного мышления у неслышащих обучающихся на уроках физико-математического цикла
15. Опыт работы с кохлеарно-имплантированными обучающимися в специальной коррекционной школе
16. Особенности личностного развития подростков в условиях приёмно-диагностического отделения социально-реабилитационного центра
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы