Досуговая деятельность как составляющая часть учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

 
 

Барбакарь Юлия Сергеевна,

заведующий техническим структурным подразделением

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Досуговая деятельность как составляющая часть учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Как известно, методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности ребенка. Этот подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в УДО в контексте ключевых задач дополнительного образования и формирования у учащихся универсальных учебных действий. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Реализовать поставленные задачи перед детьми помогают не только занятия, но и досуговая деятельность.

Досуговая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система досуговой деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В досуговой деятельности ребенком достигаются метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Только педагог теперь осуществляет скрытое управление процессом обучения, воспитания и развития и является вдохновителем учащихся.

Новый образовательный стандарт, обозначив требования к образовательным результатам в школьном обучении, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок и в системе дополнительного образования. Но если педагог знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. В Центре внешкольной работы «Галактика» внеурочная деятельность учащихся направлена на их культурно-творческую деятельность и нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, способности сделать правильный нравственный выбор. Но все же вопрос «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?» остается актуальным во все времена.

Патриотическое воспитание является неотъемлемой составляющей частью гармоничного, духовно-нравственного и всестороннего развития личности ребенка. Педагоги и специалисты ЦВР «Галактика» отводят этому направлению значимое место в целостной воспитательно-образовательной работе с детьми. Важно, чтобы у каждого ребенка были сформированы такие качества, как любовь к своей Родине, уважение и почитание старших, понимание неповторимости и богатства культурных ценностей. Невозможно воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

В преддверии празднования Дня Победы, ребята клуба «Калейдоскоп» ЦВР «Галактика» стали участниками ряда мероприятий, посвященных 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, узнали много интересных и ценных фактов из хроники военных лет, прониклись теми чувствами и эмоциями, которые переживали люди в годы войны. Ребята из студии раннего развития «Тропинка к школе» с интересом рассматривали иллюстрации и репродукции о войне, дне Победы, изучали архивы семейных альбомов, читали художественные произведения о Великой Отечественной. В творческих объединениях «Авторская песня», «Фортепиано», «Аккордеон», музыкальной студии «Калейдоскоп» звучали песни, марши и вальсы военных лет, которые ребята с удовольствием разучивали и исполняли. Детьми и педагогами творческих объединений «Дизайн-мастерская Макраме», «Творчество», «Волшебная иголочка» и «Огонек» была организована выставка «Салют, Победа!». В память героям и участникам Великой Отечественной войны общими усилиями детей, родителей и педагогов был создан семейный альбом «По страницам военных лет», в который вошли хроники военных лет, воспоминания о дедах и прадедах, которые выстояли и разгромили фашистских захватчиков, стихотворения и песни военных лет.

 

Состоялось праздничное мероприятие, посвященное 70-годовщине Победы в Великой Отечественной Войне «Я помню, я горжусь», где ребята творческих объединений постарались чтением стихотворений, исполнением песен и музыкальных композиций военных лет передать чувства гордости за народ, который принес нам мир и счастливое будущее.

 

Организованная работа в форме проведения праздников, экскурсий, выставок, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских способствует развитию у детей навыков общения в совместной деятельности, творческой и познавательной активности, развитию их личностных качеств, что и является результатом реализации системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС.

Количество просмотров: 15673  

Добавить комментарий

1. «Разные игры – один результат»: из опыта работы МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. За кулисами волшебства: чему учит сказка ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы