Основные направления деятельности музея НГПУ в работе со студентами

 
 

Михайловская Наталья Витальевна,

 директор многопрофильного музея  ФГБОУ ВПО «НГПУ»

 

Основные направления деятельности музея НГПУ в работе со студентами

В настоящее время часто можно услышать о том, что современное поколение оторвано от своего прошлого, от своих корней. Любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения – одно из основных направлений воспитания. Патриотическое и гражданское воспитание не должно быть оторвано от реальной, повседневной жизни.

Многопрофильный музей НГПУ обладает практически неограниченным потенциалом воспитания студентов. Участие в поисково-исследовательской работе, встреча с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогает узнать историю Родного края, своего Отечества, о подвигах земляков на фронтах войны, понять как много сил и души вложили их предки в культуру и традиции страны, частью которой они являются. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать любовь к своему Отечеству, к малой Родине. За все годы работы музея в НГПУ, совместно с Советом ветеранов, наработан богатый опыт работы со студентами. Поэтому мы предлагаем, ознакомится с опытом нашей работы.

Многопрофильный музей НГПУ состоит из трех залов: зал истории НГПИ-НГПУ, зал археологии и этнографии. Кроме общих целей и проводимых мероприятий, каждый зал имеет свою специфику.

Зал истории НГПИ-НГПУ был создан в 2005 году, его открытие было приурочено к 70-летию университета. Основная идея экспозиции – показать, как формировался и развивался НГПУ с момента своего создания. Открывались новые кафедры, факультеты, институты, подразделения, увеличивался набор студентов, рос профессорско-преподавательский состав. Стенды и витрины иллюстрируют этот процесс документами, фотографиями, публикациями, наградами и др.

За выдающиеся достижения в своей деятельности НГПУ (НГПИ) неоднократно награждался, о чем свидетельствует витрина, куда вошли далеко не все свидетельства плодотворной деятельности вуза.

Сбор материалов об истории НГПУ (НГПИ), его преподавателях и сотрудниках, выдающихся выпускниках является частью патриотической работы, целью которой является формирование гордости за вуз, в котором они работают и учатся. Представленные в экспозиции материалы позволяют во время экскурсии показать всю историю развития института-университета.

Во время прохождения музейной практики студенты ИФМИП и ИИИГСО работают в архиве НГПУ и фондах музея. Они изучают и отрабатывают личные дела (приказы, характеристики, автобиографии, постановления, распоряжения и т.д.) преподавателей, руководителей факультетов, кафедр и в итоге составляют историю факультета, кафедры и биографические очерки. Производят разбор материалов, переданных в музей по структурным подразделениям, и оформляют их в файлы-папки. Отдельно стоит работа по разбору личного архива А.С. Юмашева, изучение истории университета по его книгам. Работая с подборкой газет «Народный учитель» за 1968-1990 годы из фонда музея студенты на практике делают подборку номеров в хронологическом порядке, систематизируют материалы, рассказывающие о факультетах, кафедрах, преподавателях и сотрудниках, событиях, происходивших в вузе. За короткое время был собран богатый материал, позволивший создать экспозицию и фонды. Они отражают яркую и насыщенную событиями историю НГПУ (НГПИ). Она создавалась студентами, преподавателями, сотрудниками, теми, кто учился или много лет проработал в нем, и создавал его славу как одного из лучших педагогических вузов страны. Такая деятельность сама по себе является частью патриотического воспитания, ознакомление со славной историй, традициями вуза.

Студенты принимают активное участие в подготовке и проведении различных мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам преподавателей, ветеранов ВОВ, структурных подразделений вуза, выставки творческих работ преподавателей и студентов. Мы гордимся своими выдающимися выпускниками. Среди них известные писатели, журналисты, научные, общественные и политические деятели: А. Кухно, П. Дедов, А. Метелица, Н. Мейсак, Ю. Мостков, В. Цыбенко, Г. Постнов, В. Гнедков, В. Молодин и др.

Были проведены торжественные мероприятия в честь 70-летия НГПУ (НГПИ), исторического и естественно-географического факультетов, 10-летнему юбилею факультета психологии, 50-летию археологического кружка, а также отмечались 75-летние юбилеи со дня рождения А. Кухно и П. Дедова, выпускников историко-филологического факультета начала 50-х гг., известных сибирских писателей.

Так при подготовке юбилейного музыкально-поэтического вечера А. Кухно под руководством Ю.В. Сосновского, канд. физ-мат. наук, доцента кафедры алгебры и Н.В. Михайловской, директора музея, студенты отрабатывали материал из фондов музея, общались и согласовывали сценарий данного вечера с вдовой юбиляра, О.М. Кухно, которая была приглашена на встречу в качестве почетного гостя, где она поделилась своими воспоминаниями о студенческих годах, о жизни и творчестве мужа. Они также вели этот вечер, а студенты ФППД читали стихи и исполняли песни на слова А. Кухно. Сценарий этого вечера занял первое место среди мероприятий, посвященных данному событию в г. Новосибирске.

Творческая встреча с П.П. Дедовым и его супругой, Ольгой Григорьевной, проходила в атмосфере взаимопонимания студентов с автором. Рассказом о своих произведениях он заинтересовал слушателей, и вечер получился в форме вопросов и ответов. После встречи студенты долго не расходились, продолжали задавать вопросы, расхватывать книги автора и просить автографы.

В НГПУ стартовал проект «История образования Сибири», начальным этапом которого является полнее раскрыть историю родного вуза, показать тех людей, которые внесли существенный вклад в становление его как одного из ведущих научных и учебно-педагогических центров России. Реализация проекта осуществляется следующим образом. Руководители подразделений по воспитательной работе совместно с музеем помогают студентам в поисковой деятельности по данному направлению. Студенты проводят исследовательскую работу по составлению биографического очерка ученых и преподавателей, работавших или еще работающих в вузе. На основании наработанного материала проводят презентации.

Одним из основных направлений деятельности музея является тесное сотрудничество с Советом ветеранов НГПУ. Так сотрудники и студенты лично встречаются с ветеранами войны и труда, записывают их воспоминания, пополняют фонды экспонатами, переданными в дар вузу. Ветераны ВОВ и тыла проводят беседы с учащимися таких школ как № 206, 98, 189, 38 о войне на Дальнем Востоке и победе над Японией, о Дне Красной Армии, о Дне Победы над Германией.

С особым трепетом мы относимся к тем преподавателям, сотрудникам, студентам НГПУ (НГПИ), кто прошел дорогами войны. В музее создана постоянная экспозиция стендов и материалов, посвященная преподавателям, сотрудникам и студентам, участникам ВОВ. Ежегодно ко дню Победы проводятся встречи ветеранов ВОВ и тружеников тыла, и к этому мероприятию готовится расширенная экспозиция документов, газет, писем, фотографий, воспоминаний, книг о войне и ее участниках – тружеников тыла, ветеранов вуза.

В течение года проходили встречи и беседы студентов с ветеранами войны и труда И.Г. Богдановым, П.В. Плешаковым, В.А. Истегечевой, С.П. Храпай, А.С. Юмашевым.

7 мая 2008 года было проведено торжественное мероприятие, посвященное 63 годовщине победы в ВОВ, встреча ветеранов со студентами прошла в актовом зале. Ветераны тыла и участники Великой отечественной войны выступали перед студентами и школьниками, а потом все вместе смотрели спектакля в постановке выпускника ФППД, режиссера студенческого клуба А. Талашкина «Женские лица войны». Роли в нем исполняли студенты и выпускники нашего университета.

В залах археологии и этнографии представлена материальная культура древнейших народов, проживавших на территории Новосибирской области. Сотрудники музея принимают участие в археологических и этнографических экспедициях со студентами (причем не только студентами-историками, но и обучающиеся на других факультетах). В совместных со студентами экспедициях принимали участие школьники, не только города Новосибирска, но и области: Ордынского, Черепановского, Татарского районов. Со школьниками, в полевых условиях, велись занятия по технологиям древнейших производств (камень, керамика, дерево, береста, плетение). После окончания полевого сезона проводится студенческая конференция по его итогам.

Находки, полученные в результате археологических и этнографических экспедиций, составляют археологические и этнографические коллекции фонда музея НГПУ. Работа с ними является научной основой для написания студентами докладов, курсовых, дипломов по истории древней Сибири. Она проводится под руководством сотрудников музея.

Сотрудники музея НГПУ проводят работу со школьными музеями образовательных учреждений г. Новосибирска, которые посвящены ветеранам военных действий (ВОВ, Афганистан, Чечня), выпускникам и преподавателям, истории школы, микрорайонов. Они участвуют в проведении учебно-методических семинаров, проводят методические консультации по научному творчеству школьников. Сотрудники многопрофильного музея НГПУ ежегодно принимают участие в работе научно-практической городской и региональной конференций школьников в качестве членов жюри секции археологии и краеведения. Уже третий год в рамках городской конференции проводится секция музеологии, где участвуют активисты школьных музеев г. Новосибирска.

Постоянно проходят экскурсии и индивидуальные просмотры студентов, школьников, абитуриентов по всем залам Многопрофильного музея НГПУ.

Музей дает возможность студентам попробовать свои силы в разных видах научно-исследовательской деятельности и поисковой работе. Все экскурсии, лекции, занятия и консультации проводятся на основе материалов, полученных в результате этнографических и археологических экспедиций, организованных и проведенных сотрудниками музея. На изучение данных материалов познается жизнь и культура народов, населявших территорию Новосибирской области и Сибири в прошлом.

Встречи и общение с ветеранами обогащают студентов познаниями не только истории создания и развития родного вуза, но истории России в целом.

Количество просмотров: 6171  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы