Использование ассоциативных карт в коррекции нарциссической депрессии

 
 

Дмитриева Наталия Витальевна,

доктор психологических наук,

профессор кафедры психологии девиантного поведения

Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

 
 
 

Перевозкина Юлия Михайловна,

кандидат психологических наук,

зав. кафедрой психологии личности и специальной психологии НГПУ

 
 
 

Качкина Лилия Сергеевна,

кандидат психологических наук,

майор внутренней службы,

преподаватель цикла переподготовки и повышения квалификации

ФКУ ДПО СМУЦ ГУФСИН России по Новосибирской области

 
 
 

Емельяненко Анастасия Антоновна,

аспирант кафедры психологии девиантного поведения

Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

 

Использование ассоциативных карт в коррекции нарциссической депрессии

Нарциссическая депрессия – это особый вид депрессии без чувства вины, с ощущением отсутствия смысла жизни, бессмысленности, с рассуждениями о том, что время, в котором я живу, – не то; люди, с которыми приходится общаться, – тоже не те; место жительства и работы – не соответствует моим требованиям и ожиданиям. Отсюда наиболее типичным является мрачное настроение и негативная триада А. Бека [4,6-9]. Roy Shafer – американский психоаналитик – называет такое состояние хронической разочарованностью, а в более тяжелых случаях – мортификацией ("умерщвлением") [10].

Практика показывает эффективность использования проективных методов (ассоциативных карт) в диагностике и коррекции этой нозологии [2-4].

Приводим фрагменты терапевтической сессии наблюдаемой нами 38-летней женщины с нарциссической депрессией. Клиентка совершила суицидную попытку, выпив большую дозу снотворного после «производственного конфликта, в результате которого ее лишили обещанной ранее премии». Переживание конфликта, который она восприняла как катастрофу, усугублялось тем, что премию получила ее подруга. Отмечает, что в результате такой несправедливости готова была убить и начальника, и подругу. Со слов клиентки, она всегда проявляла черты перфекционизма и амбициозности, что особенно отчетливо проявлялось во время обучения в школе и в институте. Стремление к успеху являлось главной мотивацией любой деятельности. Родители (в основном мать, отец проводил много времени на работе) воспитывали ее, создавая с раннего детства имидж особого ребенка, который должен стать «витриной семьи», демонстрировать своими достижениями социально высокий статус семьи. В воспитании дочери делалась ставка на лидера, на человека номер один во всем, чем бы она ни занималась. Девочка проводила много времени с матерью, была привязана к ней, считала, что должна слушать ее во всем, и старалась «быть гордостью семьи». Мать не работала, «занималась дочерью», гордилась ее успехами, любила похвастаться ими перед знакомыми и подругами. Неуспехом в школе считалось, например, получение хорошей, а не отличной оценки. Неудачи карались «лишением любви». Женщина не выходила замуж. Несмотря на привязанность к матери, стремилась как можно меньше контактировать с родителями и приятелями. Раздираемая чувством, с одной стороны, недоверия, а с другой – страхом одиночества, периодически вступала в кратковременные сексуальные отношения, к которым относилась как «к преступной трате времени», обвиняя партнеров в том, что они используют любовь для разрушения ее творческих возможностей. Кроме того, ни одному из них она не могла простить их успех, который вызывал у нее зависть. В межличностных отношениях «скрывала за маской послушной и добросердечной женщины подозрительность, злобу, зависть, недоверие, агрессию, бескомпромиссный эгоцентризм, снобизм, высокомерие и стремление манипулировать людьми, даже близкими с целью достижения поставленных целей, не считаясь с их интересами». В компаниях старалась «стягивать внимание на себя», демонстрируя свои успехи и превосходство. Отмечает, что не может простить родителей за тяжелое детство.

В процессе сбора анамнеза женщина с большим трудом описывала негативные чувства к себе, миру и окружающим и неудовлетворенные потребности, стремясь избежать открытости в общении. На вопрос, какая проблема беспокоит ее больше всего, сообщила, что случившаяся накануне суицидной попытки смерть отца и тяжелые воспоминания детства не дают ей покоя, вызывая ночные кошмары и бессонницу.

По просьбе клиентки мы решили начать коррекцию нарциссической депрессии с проработки детских воспоминаний. Предложив воспользоваться набором «Кнуты и пряники», мы попросили женщину рассказать историю своего детства. Выбранные клиенткой картинки, ассоциирующиеся с травматическими событиями детства, представлены на рисунке 1.

                  

Рисунок 1. Выбор клиенткой картинок, ассоциирующихся с травматическими событиями ее детства.

Психолог (П): Расскажите о каждой карте, о чувствах, ощущениях и мыслях, связанных с ней.

Клиентка (К): Карта 1 – это мой отец. Он всегда был строг, пунктуален, приучал жить и планировать свои действия по часам. Поэтому на карте 2 изображены часы.

Карта 3 – мать запрещала тратить время впустую, в том числе на игры со сверстниками, у меня никогда не было друзей, «бесполезных» походов в театры, на дни рождения, на праздное времяпрепровождение, поэтому я выбрала карту с запрещающим знаком (карта 4).

На карте 5 изображен глобус. Отец всегда говорил, что, если я буду жить по часам, не тратя ни минуты попусту, то стану хозяйкой мира.

Карта 6 – это решетка, которая напоминает, что в детстве я жила как в тюрьме.

На карте 7 – это я. За любую провинность меня наказывали осуждением и молчанием (три руки). Я часто плакала от обиды и несправедливости, поэтому превратилась в снежную королеву (карта 8), чувства которой замерзли. Иногда мне было так одиноко и плохо (карта 9), что хотелось умереть (карта 10).

П: Какие чувства вы испытываете, вспоминая детство?

К: Ужас, боль, горечь, обиду.

П: Давайте посмотрим на ваше прошлое с другой точки зрения. Что хорошего дала вам такая семейная атмосфера?

К: Да что же может быть в ней хорошего?

П: И все же… Попробуйте придумать другую историю. Глядя на каждый эпизод своих воспоминаний, попробуйте найти в каждой карте что-то хорошее, выделив урок, который можно извлечь из перечисленных Вами негативных воспоминаний.

К: Вряд ли это возможно, но попробую.

Глядя на карты (рисунок 1), пытаясь найти в них позитив, рассказывает новую историю.

Карта 1. Отец – был серьезным, пунктуальным, с ним всегда была уверенность в завтрашнем дне, семья всегда была под его защитой; он научил меня организовывать свое время, быть пунктуальной.

Карта 2. Часы – я умею экономить время, это помогало хорошо справляться с учебой, а в дальнейшем с работой. Я практически никогда и никуда не опаздываю.

Карта 3. Это моя Мать. Благодаря ей я не тратила время на праздники и общение с друзьями, это позволило мне развивать себя интеллектуально, я стала амбициозной, старалась достигать поставленных целей, поэтому имею хорошее образование и работу.

Карта 4 – это запрещающий знак. Запрещая, родители во многом отгораживали меня от всего плохого, например, от ошибок юности, о которых многие потом сожалеют.

Карта 5 – это глобус. Действительно, если не тратить время попусту и много трудиться, можно добиться своих целей и достигнуть невероятных высот.

Карта 6 – это решетка. Возможно, эта решетка не столько отгораживала меня от мира, сколько мир от меня, защищая не только от радостей, но и от горя, которое он может принести.

Карта 7. Наказывая, родители указывали на мои ошибки, так я понимала, что делать нельзя, а что можно. По сути, наказывают всех детей, когда они совершают то, чего делать не стоит.

Карта 8 – снежная королева. Заморозив свои переживания, я защитила себя от разных неприятных чувств, например, от неразделенной любви, от которой некоторые мои подруги очень страдали, а я – нет.

Ребенок на карте 9, свернувшийся в комок, это я. Хотя я и испытывала очень болезненные чувства, я понимала, что они у меня все-таки есть, и я не полностью лишилась способности чувствовать.

Карта 10. Эту виселицу я бы вообще отсюда убрала. Ей тут не место. Хотя, если взглянуть на нее под другим углом зрения, я бы вынесла из этой карты такой урок: если не воспользуешься плясами, извлеченными из рассмотренных выше карт, то закончишь плохо.

П: Как вы теперь себя чувствуете? Опишите свои мысли и ощущения в теле.

К: Спасибо, до сих пор я вспоминала свое детство как сплошной кошмар и ужас! А теперь у меня как будто глаза открылись. Я поняла, что родители хотели, как лучше, только форму донесения до меня информации выбрали какую-то жесткую и обидную. Я больше не испытываю в их адрес того негатива, который переполнял меня до встречи с Вами. Я начала их понимать и мне их жаль. Вспоминаю грустные рассказы родителей про моих дедушек и бабушек, и думаю, что их самих учили жить именно так. Чувствую близость и доброту, которая появилась во мне. Я почти готова их простить.

П: А теперь представьте, что вам рассказала эту историю женщина, похожая на вас, и попросила совета. Какой, с вашей точки зрения, у этого рассказа мог бы быть позитивный конец? Не хотите ли заменить карты на другие?

К: Хочу, но только две последние карты. Заменю виселицу и печального ребенка на карту с королевой (рисунок 2).

               

Рисунок 2. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с позитивным отношением к событиям детства.

П: Какое окончание в таком случае будет иметь новый рассказ? Как Вы его назовете?

К: Королева, вперед! Я с детства ощущаю себя не такой, как все. Более величественной, значительной и более совершенной. Все, что я рассказала, до карты с виселицей оставим как есть. Новая карта, будет означать движение вперед. Благодаря родителям, я научилась быть лучшей, быть лидером. Моя целеустремленность помогла мне сделать карьеру. Я чувствую в себе прилив сил, и значит, могу пойти еще выше и дальше, ведь я – особенная!

П: Правильно ли я поняла, что советы и напутствия родителей пошли вам на пользу? Вы могли бы поблагодарить их за это?

К: Да, спасибо им. Теперь я четко вижу тот позитив, который они вложили в меня. Но почему мне так грустно?

П: Как вы думаете, с чем это связанно?

К: В моей жизни не хватает чего-то очень важного. Когда я видела, как счастливы, например, мои одноклассники и одногруппники, я понимала, что у них есть то, чего нет у меня.

П: Чего конкретно вам не хватало?

К: Любви, друзей, поддержки, теплых семейных отношений.

Анализ межличностных отношений клиентки выявил доминирование в ее сознании мощной родительской установки на карьерный рост, соперничество, конкурентность. Выбранное ею одиночество позволяло вкладывать всю энергию в карьеру и профессиональное развитие. Без близкого окружения она не могла в настоящий момент чувствовать себя счастливой. Женщина призналась в неумении налаживать контакты, выстраивать дружеские и семейные отношения и обратилась с просьбой, помочь разобраться в этом вопросе.

Известно, что при установлении контакта могут активизироваться психологические защиты, препятствующие развитию отношений [1,5]. Мы предположили, что рассматриваемый случай является примером, подтверждающим правомерность такого утверждения. Для диагностики защит использовался набор «В контакте», из которого были выбраны карты, ассоциирующиеся с взаимоотношениями клиентки с людьми.

П: Посмотрите на этот набор и выберете карты, которые привлекли выше внимание, чем-то задели или взволновали вас. Похожи ли они на ситуации, которые происходят или происходили в вашей жизни?

Выбранные 4 карты женщина разложила в порядке, представленном на рисунке 3.

 

   Рисунок 3. Расположение карт, ассоциирующихся с взаимоотношениями с людьми.

П: Что вы видите на этой карте (11)?

К: Это обезьянка, она улыбается, но взгляд у нее грустный. Она держит в руках много лиц, похожих на маски. Мне кажется, что она надевает их, когда это необходимо.

П: А когда это необходимо?

К: Всякий раз, когда она должна с кем-то взаимодействовать, вопреки желанию. Она понимает, что должна вести себя правильно, поэтому ей приходится прятать свои чувства. Она очень похожа на меня. Мои родители приучали меня делать то, что я должна, а не то, что хочу. Чтобы понравиться другим и не испортить впечатления о себе, я всегда скрывала свои истинные желания и делала в момент общения то, чего мне, на самом деле, не хотелось.

Анализ полученных ответов обнаружил использование клиенткой такой психологической защиты, как интроекция. Клиентка следует инструкциям, полученным в детстве от родителей. Скрываемые от окружающих злоба и агрессия прячутся под «масками». Для предотвращения возможных конфликтов с коллегами она пользуется убеждениями, ценностями и установками родителей, заменяя свои желания чужими. Для нейтрализации внутреннего конфликта и психологического дискомфорта используется интроекция, при которой идущее извне ошибочно воспринимается как происходящие внутри. Такой механизм прерывания контакта характерен для депрессивных клиентов. «Заблокированная Ид-функция заставляет клиентку компенсировать недостаток чувствительности социальными правилами и нормами» [5, с.235]. «Патологическая интроекция возникает, когда идеи, привычки или принципы «проглатываются целиком», без предварительной переработки, необходимой для их усвоения. Это – тенденция переносить на SELF ответственность за то, что на самом деле является частью окружающей среды» [1,с.140].

П: Что вы при этом чувствуете?

К: Все во мне сжимается. Хочу выбросить эти маски.

П: Давайте сделаем это в воображении?

С помощью техник эмоционально-образной терапии женщина справляется с этим заданием, оставив пару масок, которыми будет пользоваться в самых трудных случаях.

П: Как вы теперь себя чувствуете?

П: Как будто груз с себя сбросила.

П: Что изображено на следующей карте (12)?

К: Два медведя: черный и белый. Белый накрывает собой черного.

П: Зачем он это делает?

К: Он прячет черного за собой, чтобы скрыть его от окружающих.

П: Как это соотносится с Вашей жизнью?

К: Я похожа и на белого, и на черного медведя.

П: Не могли бы вы объяснить, в чем сходство?

К: Иногда, при столкновении с тем, что вызывает у меня сильные негативные эмоции, я чувствую, как внутри меня все кипит, рвется наружу и накрывает как цунами. Этот гнев, направленный на других, я прячу в себе, а внешне выгляжу совершенно спокойной (как белый медведь, прикрывающий черного). При этом я считаю, что окружающие, например, мои коллеги, не любят меня и испытывают в мой адрес раздражение и гнев. И это понятно: я умна, красива, успешна…

П: Вы можете привести пример?

К: Могу. Когда кто-то из коллег получает повышение или покупает какую-то классную вещь, я чувствую, что меня рвет изнутри. Хочется кричать от злости или сделать какую-нибудь гадость. Однако я улыбаюсь и обращаюсь с ним по-доброму.

П: Что вы при этом ощущаете?

К: Злость и зависть.

П: На кого Вы злитесь?

К: На коллег. Они от зависти ко мне делают мне гадости. И я завидую их успехам.

П: Ваши коллеги идут вперед, а вы нет?

К: Нет, я тоже получаю премии и иду вверх по карьерной лестнице.

П: Тогда отчего у вас возникает зависть?

К: Я работаю больше, чем они, но не умею прогибаться. У них хорошие взаимоотношения, которых у меня нет. Используя дружеские связи, они отнимают то, что должно принадлежать мне.

П: Что вы сейчас испытываете?

К: Злость, зависть, страх, что они могут подставить меня, и я останусь не удел.

Таким образом, обнаружена активизация у клиентки такой психологической защиты, как проекция на окружающих присущих ей самой злости и зависти. Собственные мысли, чувства и потребности приписываются окружающим с целью защиты от недопустимых мыслей и чувств, которые нельзя думать и переживать. При переносе на окружающих агрессивности, зависти и недоверия «…внешний мир становится полем сражения, на котором сталкиваются внутренние конфликты субъекта» [1, с.142].

П: Если вернуться к карте с двумя медведями, то, о чем вы рассказали, имеет какое-нибудь отношение к этой карте?

К: Да, это черные мысли и чувства черного медведя.

П: Тогда как вы можете описать белого?

К: Белый медведь, это то, что мешает мне проявлять свои истинные чувства. Родители всегда говорили, что нужно держать свои чувства при себе. Они отвлекают от работы, мешают сосредоточиться на деле. Когда демонстрируешь свои эмоции, люди могут воспользоваться этим, расценив, как слабость.

П: А что вы видите на этой карте (13)?

К: Белый медведь – это я, когда соблюдаю правила и не разрешаю себе их нарушить. По спине медведя едут саночники. Он зарыл глаза, чтобы не обращать внимания на причиняемую ему боль. Хотя он – свирепый хищник, который мог бы запросто расправиться с ними, он сдерживается и страдает.

П: Можете ли вы вспомнить ситуацию, которая была бы похожа на эту?

К: Да. Когда начальник лишил меня премии и отдал ее моей «подруге», я была готова убить обоих. Хотелось рвать и метать, давая им понять, как мне тяжело, однако я закрылась в себе, позволив им проехаться по себе.

П: Что вы чувствовали?

К: Боль, обиду.

П: Почему вы позволили это сделать, если испытывали такие сильные чувства?

К: Потому, что привыкла держать все в себе. В детстве я редко делилась с приятелями. Близких друзей у меня не было и мне не приходилось разделять сильные переживания с чужими. Отношения с родителями нельзя было назвать слишком теплыми. Они сердились, когда я проявляла негативные чувства. Им не нравилось, когда я спорю или высказываю свое мнение. В такие моменты мне казалось, что я совсем одна.

П: Что вы при этом чувствуете?

К: Тяжесть и холод во всем теле.

П: Каких перемен в этом плане вы ждете?

К: Хотелось бы начать потихоньку выпускать чувства из себя, как пар.

П: Но, тогда придется открыть свои чувства другим. Что вы ощущаете при этом?

К: Страх. Друзья – это не близкие люди, с ними могут быть хорошие отношения, но они все равно останутся чужими. Полностью открываться нельзя.

П: Что может случиться, если вы раскроете свои истинные чувства?

К: Трудно сказать, они могут меня не понять, или решить, что я слишком эмоциональная и отвернуться. Поэтому я стараюсь не говорить ни с ними, ни с родителями на такие темы.

Анализ полученной информации обнаружил использование клиенткой такой психологической защиты, как ретрофлексия, при которой действия, чувства и желания человека остаются внутри. Клиентка осознала наличие связи между сдерживаемой, не проявляемой агрессией и симптомами депрессии, возникшими как результат аутоагрессии. Невротическое удовлетворение потребности в любви и принятии привело к ощущению апатии, беспомощности, безнадежности. Обнаружена пассивная ретрофлексированная агрессия. Известно, что при ретрофлексии действия, чувства и желания индивида не экстероризируются (остаются внутри). Согласно С. Гингер и А. Гингер, ретрофлексия – постоянное мазохистское подавление внутренних импульсов или, наоборот, болезненно-нарциссическое их удовлетворение [1]. Клиентка использует мобилизованную энергию (ресурсы) против себя: или совершая по отношению к себе действия, которые хотела бы сделать другим (причинить им страдания), или обеспечивая себе то, что хотела бы получить от других – принятие и одобрение, проецируя на окружающих злость и гнев.

П: Почему вы выбрали эту карту (14)?

К: На ней изображена женщина, которая ест собственного ребенка.

П: Близка ли вам эта ситуация?

К: В каком-то смысле, она напоминает мне мои отношения с матерью. Она всегда пыталась «поглотить» меня, решая какой мне быть и как себя вести.

П: Что чувствует ребенок?

К: Ему плохо, но он покорно не сопротивляется происходящему.

П: Ради чего он участвует в таком взаимодействии?

К: Ради того, чтобы хотя бы таким способом, но быть рядом с матерью. Они будут всегда вместе. Мать будет довольна, потому что ее ребенок под контролем.

П: Вы хотите сказать, что таким поведением ребенок делает свою мать счастливой?

К: Да.

П: А что он получает лично для себя в этой ситуации?

К: Любовь матери. Ощущение близости, защищенности.

Таким образом, установлено использование клиенткой такой психологической защиты, как слияние (конфлюэнция), одной из причин которого являются негативные родительские интроекты. Потребность избавиться от ощущения внутренней пустоты актуализирует желание слиться с более значимой фигурой. Невозможность слияния приводит к ощущению скуки, апатии, злобе, гневу, агрессии, аутодеструкции в виде депрессивности и суицидальных мыслей.

Конфлюенция порождает желание восполнить недостаток любви и получить гарантии безопасности. При таком типе поведения нет приближения – отдаления, а есть захват – поглощение. Осознание причин, заставляющих «прятаться в созависимых отношениях, является конструктивной терапией» [5, с.210].

Анализ полученной информации позволил выявить наличие у клиентки четырех типов психологических защит: интроекции, проекции, ретрофлексии и конфлуэнции, препятствующих установлению контакта и провоцирующих появление суицидальных мыслей.

П: Мог бы ребенок как-то иначе выйти из этой ситуации?

К: Да, но тогда бы мать разозлилась на него.

П: А можно сохранить любовь матери, отстаивая свою позицию?

К: Трудно. Легче подыграть ей, притвориться, что она контролирует меня, получив, таким образом, ее внимание.

П: Можете ли вы соотнести свою ситуацию с ребенком на карте?

К: Да, это похоже на мои отношения с матерью.

П: Что вы пытались получить, позволяя матери вас подавлять?

К: Любовь. Если я вела себя не так, как нужно, меня отбрасывали. Поэтому я старалась действовать так, как хотели родители.

П: Могли бы выйти из этой ситуации иначе и получить то, что хотели?

К: Да, если бы я была поопытнее в отношениях с людьми. Я могла бы давать матери то, что нужно ей, чувствовать ее любовь, но при этом не причиняя себе вреда. Теперь я понимаю, что нужно выстраивать модель отношений так, чтобы все стороны были довольны. Я поняла, что мне нужно учиться общаться с людьми, чтобы у меня в жизни было что-то еще, кроме карьеры.

Таким образом, клиентке удалось осознать необходимость общения с людьми и собственные негативные чувства и переживания, связанные с неумением взаимодействовать с окружающими. Женщина решила вкладывать ресурсы не только в карьеру, но и в общение, установление близких и доверительных отношений с другими людьми.

На следующем этапе терапии требовалось диагностировать главную неудовлетворенную потребность (лежащую в основе симптома) и обнаружить ресурсы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи.

П: Что Вы сейчас чувствуете?

К: Пустоту и одиночество.

П: Чего вы в данный момент хотите больше всего?

К: У меня много желаний. Очень трудно выделить главное.

Для выявления базальной неудовлетворенной потребности использовалась техника «Игра в ассоциации», основанная на психоаналитическом подходе. Согласно инструкции, клиентке предложено ответить на вопрос о том, что она потеряла (чего лишилась) в результате травматической ситуации. Первое, пришедшее «на ум» слово записать на листе бумаги в первом самом верхнем прямоугольнике заранее подготовленной схемы. Последовательное внесение появляющихся новых ассоциаций, связанных с вышерасположенными словами в схему позволяет наглядно увидеть и проанализировать ассоциативный ряд от первой ассоциации (что утеряно в результате травмы) к последней, обозначающей неудовлетворенную потребность и/или ресурс, который поможет решить проблему. Таким образом, использование вышеуказанной техники сделает очевидной истинную потребность клиентки и ресурс, необходимый для ее прямого или косвенного (в воображении, мечте, фантазии) удовлетворения.

Ниже представлена схема ассоциаций клиентки, заполненная при ответе на вопрос о том, что она потеряла в результате произошедшей ситуации (суицидальная попытка в результате производственного стресса). Женщина отметила, что она лишилась веры в людей. Таким образом, первой ассоциацией в схеме стало слово «Вера». Со слов клиентки, она потеряла веру в начальника, в подругу, в людей, почувствовала себя преданной, ощутила чувство глубокой обиды.

Схема 1. Техника «Игра в ассоциации»

П: Что вы думаете и чувствуете по поводу того, что заключительной ассоциацией стало слово «мужчина»?

К: Я крайне удивлена таким результатом.

П: Как правило, заключительная ассоциация является маркером неудовлетворенной потребности. Правильно ли я поняла, что Вам не хватает доверительных отношений не просто с людьми, а с любимым человеком?

К: Да.

П: Что вы сейчас чувствуете и ощущаете?

К: Тепло и спокойствие.

П: А чего хотите?

К: Любви. Хочу начать меньше думать о себе, а больше – о других. Думаю, это поможет встретить настоящего мужчину.

Таким образом, была подтверждена потребность клиентки в крепких, чувственных отношениях с мужчиной и необходимость установления с ним близкого, интимного, доверительного контакта.

Поскольку в начале сеанса были диагностированы четыре психологические защиты, препятствующие контакту, дальнейшая терапия должна быть направлена на нейтрализацию психологических защит, мешающих установлению межличностных контактов и работу над негативными родительскими предписаниями. Кроме того, клиентке необходимо научиться понимать чувства и действия других людей и направить свои энергетические ресурсы на создание доверительных отношений с ними.

Список литературы

1. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта – М.:ИОИ,2015 – 320 стр.

2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. Монография. Новосибирск, 2015. – 228 с.

3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В.

4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М. Самоубийства: психология, психопатология, терапия. – СПб.: СПбГИПСР, 2016. – 198с.

5. Симптом и контакт: Клинические аспекты гештальт-терапии – М., 2015. – 294 ст. Редактор-составитель О.В. Немиринский.

6. Bateman A. (1999) Narcissism and its Relation to Violence and Suicide. In R. Perelberg (1999) Psychoanalytic Understanding of Violence and Suicide; 111-123.

7. Kohut H. (1973) Narcissismus – Eine  Theorie der Psychoanalytischen Behandlung Narcissistischer Personlichkeitsstorungen. Frankfurt: Suhrkamp.

8. Koengigsberg H., Kernberg O., Stone M. (2000) Borderline Patients. New York. Basic Books.

9. Lowen A., (1985) Narcissism. Denial of the True Self. New York. Collier Books.

10. Schafer, R. (2003) Bad Feelings. New York. Other Press.

Количество просмотров: 12262  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
2. Организация урока с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся
3. Организация обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 179
4. К вопросу профессиональной ориентации и профессионального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5. Профессиональная компетентность учителя как необходимое условие развития инклюзивного образования
6. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в инклюзивных классах
7. Инклюзивное образование: большие дела маленькой библиотеки
8. Через тернии к звёздам
9. Молодежный парламентаризм как форма реализации государственной молодежной политики
10. Социальный проект «Школа-семья-ребёнок»
11. Формирование ценностных ориентиров и воспитание патриотизма при изучении естественных наук
12. Обучение грамматике при помощи ситуативных упражнений
13. Весёлый алфавит – придумай сам!
14. Методы мотивации познавательной деятельности на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
15. Использование ассоциативных карт в коррекции нарциссической депрессии
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы