Применение интерактивных методов обучения на уроках информатики

 
 

Найверт Владимир Андреевич,

учитель информатики и ИКТ

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 165 г. Новосибирска

 

Применение интерактивных методов обучения на уроках информатики

С введением ФГОС обновились требования к современному уроку. Перед учителем встает задача не только дать детям знания, но и научить своих воспитанников находить их и осваивать самостоятельно. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Это связано с тем, что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем и задач, коммуникативная и информационная компетентность. Если раньше уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, поиск нужной информации и навыки ее применения в повседневной жизни.

С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: совершаем покупки, бронируем билеты, выбираем учреждение для обучения, пишем статьи, ищем работу. В процессе решения задачи каждый из нас проходит этапы работы с информацией: определение информации, управление информацией, доступ к информации, интеграция информации, оценка информации, создание информации, передача информации. Для эффективного решения подобных задач необходимы умения, которые обучающиеся смогут выработать только на практике, решая задачи из повседневной жизни. К сожалению, таких задач мало в практике школьных учителей информатики. И это главный недостаток действующих сегодня образовательных стандартов.

Чтобы сформировать компетентного человека, необходимо обеспечить связь двух видов деятельности: настоящей – образовательной и будущей – практической. Как именно преодолеть противоречия между учебной и практической деятельностью, в которой требуется проявить компетентность в решении поставленной задачи? Одним из путей решения этой проблемы являются интерактивные методы обучения.

Задача учителя сегодня – наиболее часто при обучении информатике применять такие интерактивные методы, как дифференцированное обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, метод трафаретов, проблемно-поисковый метод, игровые технологии, метод проектов, работа в малых группах, эвристическая беседа, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, синквейн или медленное погружение. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, игровую деятельность, внеклассную работу и многие другие приемы.

Рассмотрим их более подробно:

1. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Идея дифференцированного подхода заключается в изложении учебного материала и разработке индивидуальных заданий, ориентируясь на интеллектуальные возможности каждого ученика и привычный темп его работы. Важно создать «ситуацию успеха» для учащихся разных уровней. Это позволит им активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

2. КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЗАИМООБУЧЕНИЕ

Класс делится на пары (по различным дифференцирующим признакам). Каждой группе дается свое задание (как правило, по еще не пройденной теме). Обучающие изучают его, делят между собой на части. У каждого воспитанника своя задача, которую он должен выполнить (есть задания потруднее, есть полегче). На следующем уроке проводят взаимообучение каждый своей части.

Положительные моменты:

– ребята умеют четко формулировать свои мысли;

– развиваются мыслительные навыки, улучшается память;

– присутствует индивидуальный темп;

– обучающие лучше усваивают материал за счет объяснения на «понятном» для них языке.

3. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Элементы модульного обучения я применяю при изучении темы «Базы данных». Содержание обучения представляется в небольших комплексах. Ученики самостоятельно отрабатывают заранее подготовленные на компьютере задания. По окончании теоретических блоков ученики проходят тесты, заготовленные по каждой теме. Практические блоки завершаются самостоятельными заданиями на компьютере. Задания составляются с целью определения степени усвоения темы. Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге. Поэтому курс усвоения идет законченными порциями и в случае неудачи на конкретном шаге ученик должен повторить конкретный элемент, а не весь курс. Основным недостатком данного метода является то, что такая система обучения требует большой подготовки учителя и трудолюбия учеников.

4. МЕТОД ТРАФАРЕТОВ

Этот метод полезен при изучении основ программирования. Не все наделены алгоритмическим мышлением. На уроке разбирается несколько типовых заданий по изучаемому виду алгоритма, после чего составляется трафарет. Работая по трафарету, каждый ученик может без труда составить программу с аналогичными алгоритмами и конструкциями.

5. ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД

Наиболее полезным данный метод оказывается при решении алгоритмических задач. Постановка учебной задачи, совместное решение ее вместе с учащимися, организация оценки найденного способа действий – три составляющие метода поисковой деятельности, которые соответствуют целям и содержанию развивающего обучения. Перед учениками ставится задача, после чего совместными усилиями выясняем, что является входными данными, что является выходными данными, анализируем по шагам алгоритм. Я подключаюсь к тому решению задачи, которую предложили дети, а не навязываю свой путь решения. При затруднениях учеников могу высказать свое мнение, предложить какие-то шаги к решению. Таким образом, организовываю поисковую деятельность.

6. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

– Интеллектуальные игры с использованием групповых форм работы развивают компетентность решения проблем;

– Игровые ситуации с использованием медиаресурсов развивают коммуникативную компетентность.

7. МЕТОД ПРОЕКТОВ

Один из самых естественных при изучении информационных технологий. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Информационные технологии интегрируются с разными учебными предметами, поэтому возможен выбор темы проекта по любой школьной дисциплине. Такой проект позволит ученику систематизировать, интегрировать и применить полученные знания. Для приобретения навыков публичных выступлений необходимо, чтобы каждый учащийся защитил свой проект. Созданные на уроках информатики проекты могут использоваться в качестве ЦОРов в других дисциплинах. В виде проектных работ также очень удобно организовывать итоговый контроль по большинству тем учебного плана. Проекты в виде презентаций являются хорошей альтернативой традиционным рефератам и докладам.

Для повышения интереса учащихся к предмету и стимулированию их к познавательной деятельности учитель должен руководствоваться следующими принципами:

– опираться на желания учащегося;

– давать учащимся шанс для самовыражения;

– уметь использовать любую возникшую ситуацию для достижения образовательных целей;

– учитывать интересы и склонности учащихся;

– делать работу на уроке привлекательной;

– показывать последствия поступков;

– признавать достоинства, одобрять и поощрять успехи;

– поддерживать «здоровое» соперничество между учащимися;

– обращаться к самолюбию учащегося;

– хвалить и демонстрировать всем достижения учащегося;

– искать нестандартные решения;

– создавать потребность в признании;

– критиковать сопереживая.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации:

– укрепляет желание детей овладевать знаниями;

– формирует у них ИКТ-компетентности;

– повышает познавательный интерес к предмету;

– повышает качество обучения и успеваемости;

– развивает навыки самостоятельной работы;

– облегчает формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

– подготавливает к самостоятельному усвоению дисциплин;

– выявляет и развивает способности;

– подготавливает к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

– расширяет виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;

– повышает многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.

Количество просмотров: 12585  

Добавить комментарий

1. Организация дополнительной образовательной среды для обучения географии Новосибирской области
2. Применение интерактивных методов обучения на уроках информатики
3. Использование возможностей интерактивного стола Promethean ActivTable для активизации познавательной деятельности воспитанников, имеющих различные нарушения зрения
4. Интерактивное образовательное событие как ресурс повышения эффективности процесса обучения
5. Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста
6. Преодоление информационного неравенства в коррекционной школе
7. Использование интернет-ресурсов как средство развития информационно-коммуникационной компетенции студентов колледжа
8. Информационно-коммуникационные технологии и квесты во внеучебной деятельности как средство развития творческого потенциала обучающихся начальной школы
9. Обогащение словарного запаса у обучающихся с нарушением слуха через использование ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи
10. Использование планшета на занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи с детьми, имеющими нарушения слуха
1. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы