Михайлюк Елена Владимировна,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 
Формирование и развитие творческих способностей учащихся. Из опыта работы профессионального объединения педагогов

Реформирование системы современного школьного образования ориентирует педагогов на реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании детей, предполагает создание условий для выявления и оптимального развития способностей учащихся, их творческого самовыражения в разных видах деятельности. На сегодняшний день общепризнанным является факт, что именно способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Следует отметить, что при этом особое значение имеет комплексный подход, согласованность в деятельности педагогов – как всего школьного педагогического коллектива, так и педагогов отдельных предметных направленностей.

Как часто ребенку, имеющему способности (или одаренность) в какой-либо одной области, нужна поддержка и помощь педагогов в других областях: математически одаренный ребенок может быть абсолютно неуспешен на уроках искусства или, наоборот, музыкально одаренный может оставаться абсолютно «глухим» к математическим формулам. Что же делать в таких ситуациях учителям? На «неуспешных» предметах проявлять принципиальность и добросовестно ставить двойки, а на «любимых» развивать только имеющиеся способности, не обращая внимания на неудачи в других предметах? При таком развитии событий неизбежно появление всякого рода проблем: от банальной неуспеваемости до глубоких психологических переживаний. Тут уж не до развития способностей! Так, может быть, чтобы ребенку было комфортно учиться, педагогам стоит договориться между собой? Нет, вовсе не ставить «просто так» хорошие отметки, а индивидуально подходить к процессу обучения такого ребенка, наконец, просто знать о его особенностях!

Таким образом, возникает необходимость в создании системы взаимодействий между всеми участниками образовательного процесса, которая обеспечит создание условий для выявления, поддержки и самореализации одаренных учащихся. В данной статье представлен опыт создания системы деятельности с одаренными учащимися в рамках отдельного профессионального объединения педагогов.

Кратко напомним, что же такое способности, какими они бывают и чем способности отличаются от одаренности?

Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности делятся на общие и специальные. Принято выделять различные виды способностей, среди которых – учебные и творческие, математические, музыкальные, литературные и т.д.

Отдельно следует рассмотреть понятие одаренность. Это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Происхождение этого термина опирается на представление о «даре» – высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Поэтому одарённость следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно – воплощение задатков. Таким образом, существует возможность допущения ошибок, когда может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не подтвердит ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, т.к. оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения ребенка, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку или отношение к окружающим.

В соответствии с данной классификацией, мы говорим о специальных и творческих способностях, в частности, о возможности создания условий для развития учащихся, одарённых в различных видах искусства (изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное, техническое творчество). Под одаренностью в данной области следует понимать комплекс качеств личности учащегося, которые являются условиями для создания предметов материальной и духовной культуры, музыкальных, художественных произведений. При этом речь идет не только о тех учащихся, чья одаренность уже имеет яркие проявления, но также о просто способных детях, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие способностей.

В деятельности коллектива педагогов предметной области «Искусство и технология» можно выделить следующие направления:

1. Разработка подходов к выявлению одаренных учащихся.

2. Создание условий для развития и самореализации одаренных учащихся.

3. Организация сопровождения одаренного ребенка.

4. Управление качеством деятельности.

Далее более подробно остановимся на некоторых деталях данных направлений.

На основании современных психологических исследований выделены диагностические этапы одаренности, в соответствии с которыми осуществляется деятельность с учащимися.

Этапы одаренности (по Е.И. Щеблановой):

– номинация (называние), имена кандидатов в одаренные;

– выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, ответов на анкеты и т.п.;

– изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений с помощью опросников и интервью;

– самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

– оценка работ, достижений, школьной успеваемости;

– психологическое тестирование: показатели творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

С целью систематизации информации об одаренных учащихся внутри профессионального объединения поддерживается банк данных, содержащий анкетно-биографические сведения о талантливых и одаренных детях, результатах их психодиагностического обследования и анкетирования. В частности, разработаны и используются следующие документы.

1. Списки одаренных на уровне профессионального объединения, по отдельным предметам искусства.

Списки одаренных учащихся целесообразно составлять в форме таблицы, исходя из данных которой можно видеть учащихся, одаренных как в одном, так и в нескольких видах искусства одновременно. Фрагмент таблицы приведен ниже.

 

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Класс

Предметы

ИЗО

музыка

технология

1.

Иванова Евгения

5 «А»

 

 

+

2.

Петрова Мария

5 «А»

 

 

+

3.

Сидорова Полина

5 «Б»

+

+

+

4.

Сергеева Анастасия

5 «Б»

+

+

+

5.

Павлова Наталья

5 «В»

 

+

 

2. Индивидуальная карта одаренного ребенка.

К работе по формированию карт одаренных детей привлекаются специалисты различных категорий: психологи, педагоги, социальный педагог, учителя-предметники – эксперты в определенной предметной деятельности, родители.

Карта состоит из следующих основных разделов:

Общие сведения (фамилия, имя, сведения о родителях, домашний адрес, телефон).

Характеристика личностных качеств, интересов, психологических особенностей:

– отношение к учебе;

– интересы, увлечения в свободное время, посещение кружков, студий;

– личностные качества;

– интеллектуальная сфера (уровень интеллектуального потенциала);

– сфера академических достижений (средний балл успеваемости по четвертям, склонности к каким-либо предметам, образовательным областям, участие в олимпиадах и т.д.);

– сфера художественных достижений (направления художественной деятельности, характеристика учебных и творческих работ и т.д.);

– общение и лидерство (степень общительности с окружающими, приспосабливаемости к новой ситуации и т.д.).

Участие в выставках, конкурсах, проектах.

Рекомендации психолога.

План мероприятий по развитию одаренного учащегося.

3. Портфолио учащегося или папка индивидуальных достижений.

Папка формируется самим учащимся, либо в форме самостоятельного творческого портфолио, либо является частью общего портфолио, которое учащиеся формируют в соответствии с требованиями ФГОС. Для творческого портфолио можно использовать следующую структуру:

Общие сведения об обучающемся.

Личные достижения (грамоты, дипломы различных конкурсов).

Результаты творческой активности (исследовательские работы, рефераты, проекты и т.д.).

Самоанализ деятельности (на начало и конец учебного года).

Отзывы одноклассников, учителей, родителей о результатах творческой деятельности.

4. Карты индивидуальных достижений учащихся (творческие книжки).

Творческая книжка является вариантом папки достижений, предлагается детям, посещающим творческие объединения. Структура книжки разработана по типу студенческой зачетной книжки, где ведется учет выполненных учебных и творческих работ, а также дается их оценка (как количественная, так и качественная, в форме отзывов).

Развитие одаренности учащихся достигается реализацией комплекса мер по трем направлениям:

– обновление содержания учебных программ;

– применение дифференцированных и индивидуальных форм обучения, в том числе разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

– интеграции основного и дополнительного образования.

Одним из необходимых условий для развития и реализации творческих способностей учащихся является расширение единого образовательного пространства. В единой системе общего и дополнительного образования используются следующие формы работы с одаренными учащимися (рис. 1).

Рисунок 1

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи учащемуся в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Среди задач психолого-педагогического сопровождения:

– предупреждение возникновения проблем развития учащегося;

– содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

– психологическое обеспечение образовательных программ;

– формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях одаренного ребенка с окружающими.

В соответствии с данными задачами работа психолого-педагогической службы осуществляется по трем направлениям:

– непосредственно с ребенком;

– организация квалифицированной помощи педагогам;

– реализация помощи родителям одаренного ребенка.

Прогнозируемыми результатами реализации системы деятельности по развитию одаренных учащихся можно считать:

– повышение уровня индивидуальных творческих достижений учащихся;

– положительная динамика качества образования и воспитания учащихся в целом;

– сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса;

– успешная социализация одаренных как основа развития их способностей.

Описанные в данной статье компоненты системы деятельности с одаренными учащимися могут быть использованы в качестве методической основы в деятельности педагогов любых предметных областей, помогут снять ряд противоречий и проблем взаимодействия всех участников образовательного процесса. Реализация системы в целом позволит достичь повышения качества образования с целью развития и поддержки талантливых учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Список использованной литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

2. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.

3. Джумагулова Т.Н., Соловьева Н.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. – СПб., Сфера, 2009.

4. Костева Т., Захарова Т., Верходина О., Мамченко Г. Объять необъятное – девиз одаренных детей. // Народное образование. – 2003г. – №8.

5. Лейтес Н.С. О признании одаренности // Детское творчество. – 2001г. - №2.

6. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.

7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000.