Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, коллеги, читатели!

Если Вы читаете сейчас номер этой газеты, значит действительно Вы, читатель, не равнодушны к воспитанию подрастающего поколения, пытаетесь найти ответы на интересующие Вас вопросы, поделиться опытом.

И сегодня в нашей рубрике будет представлен опыт педагогов, которые умеют не только грамотно подготовить, но и провести пешеходную экскурсию по улицам малой Родины, театрализованную экскурсию по школьному музею, а также виртуально отправиться в любой уголок мира.

Этому педагоги обучают и своих воспитанников, активистов школьных музеев. Но не просто подготовить экскурсовода из числа учащихся. Экскурсионный текст выучить практически способен каждый, но как интересно подать материал? Часто бывает и так, что тема экскурсии сложна для восприятия. Тогда на помощь руководителю музея придет экскурсия с элементами театрализации.

А вообще, посещение школьного музея не должно быть разовым. Экскурсионные циклы – еще одна из интересных форм работы в школьном музее. Как организовать эту работу? Как решить проблему смены экспозиции в школьном музее, расширить экспозиционное пространство, увеличить количество экспонатов?

Ответы на эти вопросы попытались дать руководители школьных музеев, принявшие участие в работе XIII открытой городской научно-практической конференции руководителей музеев образовательных учреждений «Экскурсионная деятельность как средство воспитания патриотизма школьников», которая прошла 2 февраля 2017 года на базе ДТД УМ «Юниор». В рамках конференции работали круглые столы по направлениям: «Обзорная экскурсия по школьному музею в контексте патриотического воспитания»; «Пешеходная экскурсия как фактор формирования патриотизма»; «Виртуальная экскурсия как инструмент патриотического воспитания».

Сегодня в нашем номере читатели познакомятся с материалами круглого стола № 1 «Обзорная экскурсия по школьному музею в контексте патриотического воспитания».

Культура организации и проведения экскурсии по школьному музею

Лисиенко Татьяна Ивановна

Проблемы организации экскурсионной деятельности были и остаются актуальными, в отечественной методической литературе освещены авторами: Добриной Н.А., Долженко Г.П., Ишековой Т.В., Леоновым Е.Е., Савиной Н.В., Сичинавы В.А., Юхневич М.Ю. Экскурсионная работа в школьном музее имеет ряд специфических отличий, поскольку школьный музей – явление уникальное. Он представляет собой особенное пространство, в котором наиболее эффективно оттачиваются методики, приёмы, технологии взаимодействия школы и музея.

Формы проведения экскурсий в школьном музее

Украинская Татьяна Александровна

Задачами любого музея является, во-первых, привлечение внимания людей к прошлому и, во-вторых, сохранение культурного и исторического наследия общества. Чаще всего, в музее подача информации происходит через экскурсионную деятельность. Создание экскурсии по любой теме – сложный процесс. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний экскурсоводов, их компетентности, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Особенности подготовки экскурсии по военной истории для дошкольников и младших школьников

Куликова Валентина Михайловна

Современность требует от педагога применения в своей практике новых технологий обучения, в том числе и во внеклассной деятельности. Большая роль в воспитательной Программе нашей школы отводится музею Боевой славы 278-й истребительной авиадивизии. В план работы музея внесены разные формы деятельности; среди них особое значение место мы придаём циклу музейно-педагогических занятий с младшими школьниками и воспитанниками уровня дошкольного образования, соблюдая при этом принцип преемственности.

Музейная интерпретация популярных настольных игр

Шишкина Любовь Васильевна

Игра – естественная и неотъемлемая черта детства. Из возрастной психологии мы знаем, что в начале школьного обучения она сохраняет характер ведущей деятельности, стимулирующей развитие ребёнка, раскрытие его склонностей и талантов, интересов в познании мира и самого себя. Уступая главенствующую роль учебной деятельности в процессе взросления школьника, игра при этом не исчезает из его жизни и продолжает сохранять свой образовательный потенциал.

Специфика обзорной экскурсии для первого посещения школьного музея

Киселева Елена Александровна

Для проведения обзорной экскурсии необходимо решить ряд задач и требований, составить программу действий экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. Проведение обзорной экскурсии не должно ограничиваться показом объектов и зрительным восприятием. Необходимо задействовать активное участие в процессе восприятия органов чувств: осязание и обоняние экскурсантов. Необходимо расширить действенность звуковой наглядности, посредством которой человек осуществляет свои связи с окружающим миром.

Интерактивные формы работы музея

Соловьева Екатерина Викторовна

Музей – это особый мир, где действуют свои правила. Каждый воспитанный человек знает, что в музее нельзя шуметь, нельзя ничего трогать руками, тем более нельзя разбирать и собирать предметы, изучая их устройство. Но любознательным детям в таком музее скучно! Детские руки сами тянутся к музейным экспонатам. Именно понимание того, что для развития и поддержания детского интереса к школьному музею необходимы не только стандартные формы работы, и возникла идея интерактивной выставки «Ретро-техника СССР».

Технология проведения обзорной экскурсии по школьному музею

Луцук Татьяна Сергеевна

Обзорная экскурсия – это экскурсия, предусматривающая показ всего музея, ее длительность может быть от 20 минут (для дошкольников). С повышением возраста экскурсантов изменяется и длительность экскурсии. Первый вопрос, который появляется на этапе подготовки: какие темы следует включить в обзорную экскурсию. Данный вид экскурсии позволяет не ограничиваться временными рамками, одной-двумя темами. Наоборот, это скорее знакомство с музеем, краткое освещение материалов экспозиции.