Предшкола нового поколения

 
 

Шаровская Светлана Фридриховна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 158 г. Новосибирска,

Почетный работник сферы общего образования РФ

 

Предшкола нового поколения

Новое время – новые вызовы. Современные дети взрослеют в условиях, резко отличающихся от тех, в которых росли их родители, дедушки, бабушки. Сегодня часто можно увидеть 3-4 летнего малыша, который легко находит в гаджете мультфильм, играет в игры, смотрит ролики. Все эти действия выполняет ребенок, не умеющий читать, не понимающий назначения используемых устройств. Дети овладевают сложными техническими устройствами интуитивно. Родителей часто радует такое положение дел. Однако они не задумываются над тем, что привыкнув общаться, жить в виртуальном мире, ребенок теряет связь с миром реальным. Взрослея, этот ребенок не может наладить общение со сверстниками и взрослыми, не умеет играть, плохо ориентируется в реальном мире и вообще не представляет себе жизнь без гаджетов. При попытке отнять планшет или телефон, ребенок кричит, плачет, угрожает. Компьютерная зависимость молодеет. Информационные технологии – неотъемлемая часть нашего мира, они стали частью нашей культуры, прочно вошли в повседневную жизнь. Информационная культура стала частью общей культуры личности. И поэтому, чем раньше и полнее мы оценим не только преимущества их использования, но и риски, тем безопаснее и полнее станет наша жизнь.

Воспитание человека информационного общества – важнейшая задача, которая должна решаться с самых первых уровней образования. Процесс информатизации в дошкольном образовании обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до Всемирной сети Интернета.

Сегодня использование информационных технологий постепенно входит в систему дошкольного воспитания. «Компьютер рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом» (Н.М. Воропаева).

В нашей школе реализованы все модели преемственных связей между начальной школой и дошкольным уровнем. С 2009 года частью школы стало дошкольное отделение на 5 групп, успешно работают классы предшкольной полного дня и краткосрочного пребывания. Использование на уровнях предшкольного и начального общего образования родственных комплектов учебников «Предшкола нового поколения» и «Перспективная начальная школа» позволило решить проблему технологической преемственности на различных уровнях образования. В учебный план классов предшколы включена подготовка к обучению информатике. Кабинеты классов предшкольной подготовки оборудованы современными компьютерами, смарт-досками, сканерами, принтерами и т.д. Такое обширное использование мультимедийных устройств преследует цель формирования правильного отношения ребенка к гаджетам, умения использовать современные устройства для решения практических жизненных проблем, то есть к формированию информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности.

Что такое «информационная грамотность» школьника? В публикациях, посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях. Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД:

– извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

– перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– уметь перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).

Основы информационной культуры закладываются в начальной школе в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности. При этом само понятие «грамотность» приобретает в информационном обществе особый смысл. ЮНЕСКО определяет понятие «новая грамотность» как сочетание осваиваемых детьми лингвистических, логико-вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры. По утверждению авторов, эти умения и навыки служат тем ключом, который открывает двери всех последующих этапов и сфер обучения.

Действительно, учение в весьма значительной степени представляет собой обработку информации, включающую в себя процедуры слушания, говорения, чтения, письма, решения математических задач, запоминания стихов и пр. Рассматривая учение как информационный процесс, мы можем говорить о целенаправленном развитии способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации, т.е. о развитии информационной культуры школьников. ФГОС дошкольного образования устанавливает требования по формированию предпосылок информационных умений. Достижению этой цели и служит использование ИКТ в классах предшколы.

Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (книга, видео- или аудионоситель, компьютер, человек как информатор, натуральный предмет окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.

Для формирования информационных умений учебно-методические комплекты должны быть сконструированы таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью:

– добывать и фиксировать информацию;

– понимать информацию и уметь ее преобразовывать;

– применять информацию в учебной деятельности;

– уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

«Предшкола нового поколения» направлена на решение следующих задач:

– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства (5-7 лет) независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

– обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

– обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

– формирование предпосылок универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

– достижение воспитанниками готовности к школе, необходимой и достаточной для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», – говорил Джон Дьюи. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей детей, активизации умственной деятельности. Мы не можем оградить ребенка от растущего информационного потока, но должны позаботиться о том, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться в нем, не рискуя «захлебнуться». По мере усвоения детьми элементарных умений и навыков в математике, языкознании, при знакомстве их с окружающим миром необходимо позаботиться об обучении детей здоровьесберегающим технологиям: эффективным способам, приемам работы с информацией, каких бы информационных источников это ни касалось.

Подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, на наш взгляд, заключается в следующем:

– формирование у дошкольника умения ориентироваться в информационном море, основанном на знании, где и как найти нужную информацию;

– формирование информационных вкусов и потребностей, понимания, «что такое хорошо и что такое плохо» в информационном мире;

– обучение рациональным (экономным по затратам сил и времени и эффективным по результату) приемам работы с информацией (в этом нам видится элемент здоровьесберегающих технологий, то есть путь к ликвидации учебных перегрузок).

Решение проблемы формирования информационной культуры младших школьников невозможно без применения современных образовательных технологий. При выборе образовательных технологий мы руководствуемся следующими критериями:

1. Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

2. Опора на проблемные ситуации реальной жизни при знакомстве с новым материалом, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

3. Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

4. Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

5. Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

Сегодня ИКТ позволяет:

– представить информацию на экране в анимированной форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

– в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

– способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

– поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Очень интересна такая форма работы, активно применяемая в классах предшколы, как «виртуальная экскурсия». «Виртуальная экскурсия» даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. В пособиях, применяемых в наших классах предшкольной подготовки, очень большая роль отводится различного рода путешествиям: путешествие по Волге, путешествие по Москве – реке, путешествие в Сказочный Лес. Использование «виртуальных экскурсий» позволяет сделать эти занятия запоминающимися, яркими, привлечь самого ребенка к подготовке к занятию.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, портфелей достижений и т.д. Очень важно для современного педагога умение пользоваться интернетом, это позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по возникшим проблемам, размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег. Общение на форумах с коллегами по всей России позволяет заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу.

Количество просмотров: 6522  

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы