Важенина Ольга Викторовна,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 
 
 

Кравец Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска,

Отличник народного просвещения

 
Пропедевтика инженерных компетенций в начальных классах

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является инженерное образование. Возродить интерес школьников к техническим специальностям – важная задача в проблеме подготовки инженерных кадров.

На протяжении последних лет в сфере образования непрерывно развивается качество инженерного образования. Наш лицей также реализует концепцию развития инженерных компетенций. Система работы лицея обеспечивает разнообразие образовательных программ, которые соответствуют индивидуальным запросам обучающихся, формируют их социальную компетентность и развивает творческий потенциал.

С 2014 года на базе лицея были открыты инженерные классы в рамках регионального проекта специализированных классов. Среди школьников ведется профориентационная работа, способствующая осознанному выбору обучающимися будущей профессии инженера, соответствующей запросам российской экономики.

В современном мире инженер должен уметь находить нестандартные решения задач, уметь ориентироваться в новых технологиях, уметь взаимодействовать с людьми. Поэтому работа по изучению инженерных специальностей должна начинаться с начальных классов. С младшими школьниками предполагается проводить различного рода технические состязания, конкурсы технического творчества, интеллектуальные игры, олимпиады, деловые игры, беседы, круглые столы. Все это, поднимет интерес подрастающего поколения к инженерным специальностям.

Одним из перспективных и инновационных направлений развития инженерных компетенций является деревянный конструктор CUBORO. Изучение возможностей конструктора CUBORO позволяет решить следующие задачи, которые стоят перед информатикой как учебным предметом: рассмотрение линии навыков развития пространственного мышления, развитие логики и воображения.

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», для дошкольников и учеников начальной школы успешно работает в лицее. В игровой форме вместе с нашим героем Наураша, дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, узнают о пульсе, заглядывают в загадочный мир кислотности. Такая форма игры развивает логическое мышление, любознательность, стремление к познанию и открытию нового.

Популярный окружной конкурс «Самые нужные профессии городу Новосибирску», который организуют и проводят учителя лицея Важенина О. В. и Кравец Т. Н. для образовательных организаций Центрального округа, а также олимпиады и конкурсы разного уровня: JuniorSkills, олимпиада НТИ, чемпионат Куборо дают возможность учителям и ученикам решать важные воспитательные задачи: популяризация научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди детей; развитие у детей навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой; стимулирование интереса детей к сфере инноваций и высоких технологий; выявление детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и создание условий для их дальнейшего развития. Ученики лицея регулярно участвуют и побеждают в таких олимпиадах, чемпионатах и конкурсах разного уровня.

В своих сочинениях ученики пишут о том, что инженером быть не только интересно, но и полезно для государства.

Романова Анна, 3 А класс

Я хочу стать инженером, потому что люблю строить из конструктора. Когда я вырасту, то буду проектировать мосты и причалы. Мосты и причалы – очень нужны всем людям. Инженеры создают чертежи и производят расчеты для проектирования различных мостов. Проекты необходимы строителям, чтобы правильно построить мост. Я очень хочу спроектировать красивый и надежный мост, чтобы он был полезен всем людям. Я считаю, что профессия инженера очень интересная и нужная.

Иванова Алина, 3 А класс

В нашем мире существует много различных профессий. Одна из них меня очень заинтересовала. Профессия инженер – очень интересная и увлекательная. Именно инженеры создают проекты, по которым строят различные объекты, в том числе и мосты. Чтобы построить один мост, например, через реку, то необходимо потратить на это не менее двух лет. Над проектированием одного моста трудится целая команда инженеров. От точности их расчётов зависит, насколько красив, надежен и безопасен будет будущий мост для пешеходов и автомобилистов. Поэтому профессия инженер требует внимательности, точности и ответственного отношения к делу. Когда я вырасту, то обязательно стану инженером!

Ложкин Данил, 2 А класс

Моя будущая профессия – инженер! Профессия инженер является очень важной. Инженеры создают проекты, которые делают нашу жизнь комфортной. Моя мама инженер-проектировщик и занимается разработкой проектов строительства станций, которые вырабатывают электрическую энергию. Мама проектирует тепловые станции, гидроэлектростанции и даже атомные станции. Также мама создает проекты, которые позволяют передать выработанную электрическую энергию на большие расстояния и доставить до потребителей. Благодаря этим проектам у нас всегда будет электричество и в наших домах всегда будет тепло. Без электричества в наше время невозможна комфортная жизнь людей. Поэтому я считаю, что профессия инженер-энергетик является очень важной!

Колыбалова Дарья, 2 А класс

Моя будущая профессия – инженер. Когда я была маленькой, я любила строить домики из кубиков и собирать разные конструкторы. В детском саду я очень любила рисовать дома для своих кукол, а потом со своими друзьями мы строили их из кубиков и конструктора. Еще я любила разбирать свои игрушки и узнавать, как они устроены.

Я часто помогаю папе, когда он занимается ремонтом разных домашних приборов и мне очень интересно как они устроены. Папа часто рассказывает нам с братом, как устроены разные механизмы и как они работают. Это очень интересно. Когда я вырасту, хочу стать инженером, сама изобретать разные интересные вещи, которые будут помогать людям. Я думаю, что профессия инженера очень важная и нужная.

Горбач Илья, 2 А класс

Слово «инженер» зародилось в Италии в средние века. Оно произошло от латинского ingenium, что означает - способный изобретать.

Первые инженеры строили военные машины и управляли ими. Первыми гражданскими инженерами в 16 веке стали строители мостов и дорог в Голландии, затем в Англии и в других странах.

В России первые инженеры появились благодаря Петру Первому, который отправлял талантливых молодых людей учиться за границей. В наше время инженерия включает в себя огромное количество видов и направлений.

Мои бабушка и дедушка – радиоинженеры. Мой папа – инженер-конструктор, а моя мама – инженер - эколог.

Инженеры – это люди, которые придумывают и создают что-то новое.

Инженеры делают нашу жизнь удобнее.

Мне нравится что-то мастерить, изобретать, строить.

Я, когда вырасту, стану ИНЖЕНЕРОМ!

Жунусбеков Тимофей, 2 А класс

Вечер. Я сижу и пишу рассказ о профессии инженера. В энциклопедии я прочитал, что инженер - это человек, который способен придумывать и изобретать. Но я понимаю, что изобретать что-либо это конечно сложно и важно, но этого мало. Не менее важно ещё и воплотить изобретение в жизнь. И этим тоже занимается инженер. Но и это ещё не всё. Для того, чтобы все устройства и процессы работали нормально, так же необходим инженер.

Я оглядываю свою комнату. Потом смотрю в окно. Я вижу огромное количество предметов и механизмов, которые были изобретены и сделаны людьми этой замечательной профессии. Какой же громадный путь прошло человечество от изобретения колеса до полётов человека в космос! В этом прогрессе человечества немалая заслуга большого количество людей, которые гордо называют себя инженер.

Я думаю, что и мои родители тоже вносят свой вклад в развитие нашей страны. Ведь моя мама - ведущий инженер- конструктор. Она проектирует дома, в которых живут люди. Мой папа инженер-физик. Он очень много сделал для науки.

А кем буду я? Может я буду инженером, как мои мама и папа? Но я очень люблю писать рассказы. Тогда может, я буду писателем? Я задал этот вопрос родителям.

И вместе мы нашли ответ. Ведь писатель - это тоже инженер. Но инженер человеческих душ, как сказал один детский писатель. И тут всё сразу встало на свои места.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебную и внеурочную деятельность, что предполагает участие родителей совместно с детьми в различных технических конкурсах, беседах, круглых столах. И действительно, без участия родителей, некоторых роботов не создать.

Именно в начальной школе большая роль отводится сотрудничеству с родителями. Организация партнерских отношений лицея с родителями имеет важное влияние и на профессиональную ориентацию обучающихся. Наши родители с удовольствием участвуют в организации внеурочной деятельности, направленной на профориентацию младших школьников. Можно выделить следующие формы социального партнерства с родителями: тематические лекции, беседы, дискуссии, классные часы, экскурсии, совместная творческая деятельность.

Например, Светлана Александровна Копылова, познакомила обучающихся 3А класса с профессией инженера-проектировщика мостов. Она рассказала ребятам об истории возникновения мостов, познакомила с разнообразными мостами: переходными, железнодорожными, автомобильными и другими. Особый интерес вызвало строительство экомостов, которые проектируются для того, чтобы животные безопасно могли пересекать автомобильные трассы. Кроме того, Светлана Александровна рассказала, что большую помощь в работе ей оказывает знание таблицы умножения, так как для инженера важны точные расчеты при проектировании мостов. Ведь мосты должны быть не только красивыми, но и безопасными. Затем, используя конструктор, ребята смогли сконструировать собственные мосты.

Экскурсии

Знакомство с профессией инженер, с различными инженерными конструкциями интересное и увлекательное занятие для младших школьников.

Посетив экскурсию музей истории Западно-Сибирской железной дороги, ученики 2 А класса познакомились с историей развития техники, её создателями. Особенно интересно было сравнить создание паровоза русскими инженерами и английскими. Дети с увлечением слушали рассказ экскурсовода и рассматривали много работ, которые создали русские инженеры. В музее ученики увидели различного рода экспонаты: модели, макеты, чертежи и документы – все то, над чем работали в российские инженеры.

Конструирование и моделирование на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Конструкторская деятельность и начально-техническое моделирование младших школьников начинается на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Особое значение имеют уроки технологии, которые расширяют кругозор детей, воспитывают интерес к техническому творчеству, технике.

Конструирование и моделирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Учащиеся знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации в лицее.

 

Чтобы осуществить намеченные планы, необходимо повысить эффективность трудового обучения и воспитания как на уроках, так и в рамках дополнительного образования.

Основным условием, обеспечивающим успех профориентации инженерных компетенций, является пропаганда технического творчества, начиная с начальной школы и создание благоприятных условий для творческой самореализации, социальной адаптации учащихся средствами технического творчества, развитие творческих способностей учащихся: фантазии, технической изобретательности, свободы творчества, выявление и поощрение талантливых детей.

Список источников

1. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: История, концепция, перспектива // Высшее образование в России. № 1, 2012

2.  И. В., Оспенникова Е. В. Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника // Педагогическое образование в России. № 3, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

4. https://multiurok.ru/files/razvitiie-napravlieniia-inzhieniernaia-napravliennost-v-shkolie.html.

5. http://www.io.nios.ru/articles2/55/2/inzhenernoe-obrazovanie-ot-shkoly-d....