Урок мужества «Дороги Победы» с приглашением гостей

 
 

Давыдова Татьяна Николаевна,

учитель математики

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

Урок мужества «Дороги Победы» с приглашением гостей

Цель сценария: содействовать формированию патриотизма детей и подростков на основе исторических событий.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с подвигом сибиряков-железнодорожников во время ВОВ.

2. Воспитание уважения к защитникам Отечества.

3. Способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день, дорогие ребята и гости нашего урока. Уроки мужества мы проводим с вами ежегодно. И сегодня у нас в гостях начальник группы обслуживания сибирского железнодорожного агентства по обслуживанию пассажиров Павлючик Марина Викторовна, она также мама ученицы нашего класса Павлючик Полины.

Страна вздрогнула после объявления о начале войны. Привычная спокойная мирная жизнь подошла к концу. На всех крупных станция Западно-Сибирской магистрали прошли митинги. Во второй день войны на митинге в паровозном депо «Инская» три сотни человек изъявило добровольное желание отправиться на фронт под флаг и знамя Красной Армии. В те года Западно-Сибирская железная дорога состояла из Томской и Омской магистралей. Труженики этих дорог мгновенно перестроили свою работу. Магистраль заработала в интересах обороны страны.
Сибирякам-железнодорожникам приходилось перевозить войска и снаряжение на запад, принимать большой поток эвакуируемых на восток людей и оборудования. Осень и зима первого года Великой Отечественной войны была очень тяжелой для Западно-Сибирской магистрали, выгрузка на Омском и Новосибирском узлах возросла втрое, а на Барнаульском, Томском и Новокузнецком узлах – в полтора-два раза.

Знаменитое лунинское движение возникло на Томской железной дороге. Н. А. Лунин предложил ремонтировать машину силами бригады и увеличивать пробег паровозов между промывками, ремонтами, что давало большую экономию средств и материалов. Лунинцами были три четверти паровозных бригад Томской магистрали. Им удалось сэкономить за 11 месяцев 1,5 млн рублей. В январе 1942 года НКПС издал специальный приказ о развитии лунинского движения в условиях войны. К марту 1942 года на сибирских железных дорогах уже трудилось более 1400 лунинских бригад. Трудились не покладая рук. А все ради одного дня…

Доклад ученика:

Но кроме организации перевозок, железнодорожники Сибири получали оборонные заказы для фронта. Исключительно в трех сибирских депо – «Инская», «Тайга», «Промышленная» – выпускали до ста наименований изделий для фронта. Это были и минометы, и боеголовки для снарядов, и финские ножи и многое-многое другое. Но в книги Великой победы есть особая страница, которая опять же досталась работникам Западно-Сибирской  железной дороги. Наверное, многие догадались,  строительство бронепоездов – еще одна заслуга сибиряков. Самыми первыми начали строить бронепоезда тайгинцы. Меньше чем за год в эксплуатацию был введен бронепоезд «Лунинец». В апреле 1942 года машинистом П. Хурсик боевая машина была отправлена на фронт.  Боевое крещение экипаж «Лунинца» принял на участке Касторная — Елец в июле 1942 года. В Тайге построили еще один бронепоезд «Железнодорожник Кузбасса», эстафету подхватили и в Новосибирске. Там был построен бронепоезд «Советская Сибирь». Произведения героев труда – сибирских железнодорожников стали грозой врага. Эти бронепоезда совершили 1500 огневых налетов на позиции немцев. Экипажами было уничтожено 79 танков, 120 автомобилей, до 6000 солдат и офицеров Вермахта.

Бронепоезд «Советская Сибирь»

Рассказ Павлючик Марины Викторовны:

Мы с вами сейчас посмотрим замечательный фильм, созданный работниками Западно-Сибирской железной дороги об огромном вкладе железнодорожников в Победу в Великой Отечественной Войне. Мне так же хочется рассказать о своих прабабушке и прадедушке, работавших в годы войны на восстановительном поезде Паровозного Депо и дедушке, прошедшем всю Войну.

В нижнем ряду слева моя прабабушка, рядом прадедушка. Еще на фото в центре их дочь-моя бабушка и родные братья прабабушки, которые в годы войны трудились в тылу и воевали.

Мой дедушка Разинкин И. П.

Прабабушка Герасимова Мария Петровна и прадедушка Герасимов Семён Михайлович всю жизнь трудились в Паровозном Депо в восстановительном поезде помощниками машиниста крана. По рассказам бабушки я знаю, как трудно им приходилось в те годы, но в голове у них была только одна мысль: фронту нужен наш труд!!!. И они трудились, не жалея здоровья. Обоим присвоено звание «Ветеран труда». Бабушка удостоена медали «За доблестный и самоотверженный труд в тылу».

Мой дед Разинкин Иван Петрович работал до войны в депо ст. Инская, но в 1941 году ушёл на фронт и прошёл всю войну в составе 193 Миномётного Мгинского Краснознамённого полка. Звание Мгинского полк получил после жесточайшей битвы за посёлок Мга, крупный железнодорожный узел в Ленинградской области, захваченный немцами в 1941 году. Победа в этой продолжительной битве в 1944 году, дала возможность нашим войскам прорвать блокаду Ленинграда. Дед участвовал во многих битвах и дошёл до Берлина, но потом в составе того же полка отправился воевать с Японией. Вернувшись домой с победой в 1946 году, дедушка продолжал трудиться в паровозном Депо и работал там до 1971 года. В 1971 году получил инвалидность, дали знать боевые ранения. Имеет награды: «Орден Красной Звезды», медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945», медаль «За победу над Японией» и другие медали.

Далее просмотр документального фильма с воспоминаниями ветеранов-железнодорожников, доживших до наших дней, о страшной войне.

Последнюю песню «День Победы» в фильме слушали все стоя, со слезами на глазах.

Классный руководитель:

Сегодня мы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? Может ли человек проявить мужество в мирное время?

Примерные ответы детей:

– Пожилые люди стали мне ближе, роднее.

– Мне кажется, я не смогу нагрубить ветерану.

– Очень жалко стало наших прабабушек - у них ведь не было детства.

– Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше безмятежное детство.

– Стало стыдно за свое хамство, пренебрежение, грубость по отношению к старикам

– Я с гордостью буду думать о профессии железнодорожника.

– И в мирное время есть место для мужества: не пройди мимо чужого горя, научись признавать ошибки, уважай старших, помоги младшему.

Ученик 2 читает стихи:

Мужество — с силою вражьей биться,

тревогу трубя, до самой последней пули,

оставленной для себя.

А если вдруг обессилишь —

бессилье своё признать

и снова суметь подняться,

всё снова опять начать.

 

Ученик 3 читает стихи:

Когда бы всё, что нам хотелось,

вершилось в жизни без труда,

с лица земли исчезла б смелость,

которой брали города.

И если б горькие ошибки

не жгли нам руки и умы,

считали б чистые улыбки

всего лишь вежливостью мы.

А я за то, чтоб в жизни встретить и неудачу, и грозу,

улыбку вовремя заметить,

 припрятать вовремя слезу.

Чтобы на каждом повороте

тревожный красный свет не гас.

Чтобы и в жизни, и в работе

судьба не баловала нас.

 

Ученики по очереди:

1. В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – Мы!

Мы – поколение, которое называет себя будущим!

2. Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения XXI века!

3. Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!

4. Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

5. О минувшей войне мы говорим и помним не потому, что жаждем мести за прошлое, а потому, что беспокоимся о будущем.

Отзыв Марины Викторовны Павлючик:

Меня очень порадовало, что ребята слушали с большим интересом, с таким же интересом смотрели фильм. После просмотра у многих возникли вопросы, которые мы дружно обсудили. С восторгом узнали они, в честь кого названа площадь возле цирка и, мне кажется, вдохновились делами прославленного машиниста Н.А. Лунина. С интересом слушали рассказы ветеранов, ведь не каждому удавалось вот так из первых уст, хоть и с экрана, услышать истории о Войне.

Количество просмотров: 6069  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы