Калинина Ирина Валерьевна,

методист научно-методического отдела,

руководитель сектора медиаобразовательных проектов

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска,

магистр медиаобразования

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы рады представить вашему вниманию новую рубрику «Медиаобразование для всех», созвучную с основной темой октябрьского выпуска электронной газеты «Интерактивное образование».

Актуальность данной темы обусловлена ситуацией, сложившейся в современном обществе, где информация играет все более и более значимую роль. Развитие медиа отразилось на всех сферах общественной жизни, однако само понятие «Медиаобразование» еще пока не сильно распространено даже в педагогическом сообществе. Попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе, исследуя как теоретические аспекты, так и практический опыт образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

«Медиаобразование (media education) – это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники». (А.В. Федоров, 2001).

Исследователи выделяют несколько векторов развития медиаобразования:

– медиапедагогический, когда средства медиа используются в процессе обучения и воспитания, например, учителем-предметником, воспитателем или классным руководителем;

– медиапсихологический, когда изучается воздействие медиа на человека, роль и влияние медиасреды на социальное поведение индивида и на социум в целом;

– журналистский, когда обучение и воспитание идет в процессе создания журналистских материалов, например, для школьного СМИ.

В первом выпуске нашей рубрики представлен опыт работы новосибирских педагогов, связанный с формированием медиакомпетентности всех участников образовательного процесса при помощи средств массовой информации в различных аспектах – от детского сада (МКДОУ детский сад № 430), через школу (Новосибирская классическая гимназия № 17, МБОУ СОШ № 86), центр дополнительного образования (ЦДТ Советского района, ДМЦ «Флагман») и до вуза (ФГБОУ ВО «НГПУ»).

Хотелось бы выразить особую признательность всем авторам материалов, а также редакции газеты «Интерактивное образование» за развитие детских СМИ и школьной журналистики в образовательном пространстве города Новосибирска.

Надеемся на интерес читателей к этой актуальной теме и приглашаем коллег к сотрудничеству!

Газета ДОУ как эффективная форма взаимодействия участников образовательных отношений

Коновалова Наталья Алексеевна, Рощина Наталия Алексеевна, Еремеева Елена Юрьевна

На сегодняшний день к дошкольному образованию предъявляются новые требования, в том числе к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами», а «образовательные организации оказывают помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Система школьных СМИ как важнейший фактор развития пресс-центра гимназии

Яковлева Людмила Демьяновна

Одним из инструментов саморазвития личности ребенка в Новосибирской классической гимназии № 17 является пресс-центр. Это социально значимый проект, в рамках которого могут сформировать копилку достижений не только корреспонденты, телеоператоры и режиссеры, но и школьные поэты, прозаики, художники-оформители. Работа учащихся в пресс-центре направлена на развитие творческого мышления, воображения, развития психоэмоциональной сферы школьников, формирования позитивной «Я»-концепции.

Организация медиаобразовательной деятельности в условиях школьной конвергентной редакции «86-ое чувство» МБОУ СОШ № 86

Галичева Лариса Александровна

В Новосибирске медиаобразованию школьников, как части системы дополнительного образования, уделяется большое внимание. В некоторых образовательных учреждениях нашего города существуют настоящие медиахолдинги. Они объединяют в себе несколько разнообразных СМИ. Также в образовательных организациях работают конвергентные редакции, выпускающие несколько изданий для школьников. Особенно успешно развивают медианаправление гимназии, лицеи, центры дополнительного образования.

Медиашкола как платформа мультимедийной личности

Меледина Мария Владимировна

Мир сегодня – это мир глобальной информатизации. Первой игрушкой ребенка становится андроид, количество времени, проведенного в сети Интернет, зачастую превышает время живого общения для каждого из нас. Все мы плывем в потоках информации, которая поступает ежеминутно со всех сторон, которую необходимо принимать, обрабатывать, перерабатывать, отфильтровывать, но навыки и механизмы действия есть далеко не у всех.

Журналистика как фактор социализации и инклюзии

Салтымаков Сергей Николаевич

В должности педагога дополнительного образования в МБУДО «Детский морской центр «Флагман» работаю с 2015 года. В организации своей педагогической деятельности по разработанной мной авторской программе «Основы журналистского мастерства» опираюсь на собственный опыт работы в медийной сфере.

Современное медиаобразование как практическая деятельность и объект исследования

Катенева Ирина Геннадьевна

Как показывают результаты теоретических и практических исследований, медиаобразование является динамично развивающимся педагогическим направлением в системе современного российского образования, направленным на подготовку нового поколения педагогов к работе в современном информационном пространстве, к созданию и использованию мультимедийных средств в учебном и воспитательном процессах.