Организация медиаобразовательной деятельности в условиях школьной конвергентной редакции «86-ое чувство» МБОУ СОШ № 86

 
 

Галичева Лариса Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 86 г. Новосибирска,

руководитель пресс-центра «86-ое чувство»,

Почётный работник общего образования Российской Федерации

 

Организация медиаобразовательной деятельности в условиях школьной конвергентной редакции «86-ое чувство» МБОУ СОШ № 86

Школьное медиаобразование: привилегия или возможность?

В Новосибирске медиаобразованию школьников, как части системы дополнительного образования, уделяется большое внимание. В некоторых образовательных учреждениях нашего города существуют настоящие медиахолдинги. Они объединяют в себе несколько разнообразных СМИ. Также в образовательных организациях работают конвергентные редакции, выпускающие несколько изданий для школьников. Особенно успешно развивают медианаправление гимназии, лицеи, центры дополнительного образования.

Нельзя не отметить, что данная работа с детьми очень сложна, и прежде всего потому, что не хватает специалистов и опыта. С другой стороны, даже существующие школьные редакции немногочисленны. В них занимается ограниченное количество детей, выбравших данное направление по интересам и способностям.

В общеобразовательных школах у ребят существует расхожее мнение, что пресс-центр – это некое продолжение уроков русского языка и литературы, так как нужно писать тексты, а многие считают, что это скучно и неинтересно. Думаю, поэтому дополнительное образование с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа), то есть медиаобразование – большая редкость, особенно в обычных общеобразовательных школах.

Между тем, правильно организованная работа пресс-центра даёт большие возможности ребёнку. При этом профессиональные пробы здесь даже уступают социальным. Далеко не все ребята, занимающиеся детской журналистикой, планируют стать профессиональными журналистами. Им гораздо более важен опыт общения, коммуникации, чем приобретение профессиональных навыков. У юнкоров этот круг, действительно, гораздо шире, чем у обычного школьника, если медиаобразование в школе организовано на современном уровне и школа правильно формирует информационное пространство с учётом возможностей большого города. Тогда медиаобразование из привилегии становится вполне реальной возможностью и для обычных школ.

Знакомьтесь: пресс-центр «86-ое чувство»

В средней общеобразовательной школе № 86 конвергентная редакция создана и успешно действует в течение 17 лет. Юные корреспонденты выпускают три печатных издания: молодёжный журнал «86-ое чувство», журнал для учеников среднего звена «Живчик» и журнал для самых маленьких «ШАГовский домовёнок». Издания выходят один раз в четверть, их с нетерпением ждут ребята и взрослые.

Каждое из трёх школьных изданий имеет свою концепцию, рубрикацию, решает свои воспитательные задачи. Разработаны журналы детьми под руководством взрослых.

Разработка концепции издания – важная часть медиаобразовательной работы со школьниками. Издание должно быть их собственным творением от идеи до дизайна. Только в этом случае оно будет интересно самим корреспондентам и читателям. К тому же концепция издания не вечна, и ребята должны быть всегда, с одной стороны, готовы к поискам и изменениям рубрикации, содержания, дизайна, а с другой стороны, понимать необходимость сохранения традиций.

Журнал «86-ое чувство» для старшеклассников

В данном формате издаётся с 2008 года.

Постоянные рубрики

Их содержание

«Информашки»

«УПШ уполномочено заявить»

Позволяют всем жителям ШАГ чувствовать себя частью единого школьного государства, быть в курсе всех событий, в том числе работы органов ученического самоуправления.

«Укореняйся!»

«Западный: инструкция по применению»

Эти рубрики – источник интересной информации о малой родине: о родном городе, районе, жилмассиве, школе. Они дают возможность рассказать о своих родных и близких, поделиться интересными семейными историями. Вспомнить знаменательные даты в истории страны, рассказать о героях и интересных людях Отечества.

«36,6»

Приобщает граждан школьного государства к здоровому образу жизни, анализирует отношение ребят к вредным привычкам, содержит советы, рекомендации по борьбе с ними, рассказывает о лучших спортсменах школы и способах укрепления здоровья.

«А вы не ждали нас…»

«ЖЗЛ»

Позволяют сделать открытие: рассказывая о хорошо знакомых людях, учителях и других работниках школы, а также творческих и классных коллективах, раскрывают их с неожиданной стороны – всегда яркой и позитивной.

«Весточка»:

«Есть мнение…»

«Обратная связь»

Основаны исключительно на взаимодействии с читателями. Здесь всегда можно найти результаты опроса общественного мнения, ответы на вопросы читателей из первых рук и просто мнения, приветы, поздравления.

«Повзрослели

«Старшеклассник»

Дают ответы на многие волнующие ребят вопросы, помогают решать проблемы переходного возраста, преодолеть его неизбежные «болезни», учат ребят мыслить по-взрослому, видеть себя звеном исторической цепи. Здесь можно узнать мнение ровесников и услышать советы психолога.

Оба-на

Развлекательная рубрика обо всём, чему можно удивиться, чем можно восхититься, однако в ней можно ненавязчиво намекнуть на проблемы и серьёзные вещи, хотя не все читатели об этом догадываются, приступая к чтению.

«Всякая всячина»

Кругозор

Знаете ли вы, что…

Расширяют кругозор читателя, рассказывают об интересных фактах, малоизвестных или забытых, позволяют провести время с журналом в руках и с пользой для интеллекта. Последняя из названных рубрик разбросана по страничкам издания, что удобно для чтения и акцентирования внимания.

«Чернильница»

Знай наших!

Это ЖЗЛ, но только про школьников, знакомит читателей с интересными личностями среди учеников, проявивших себя в творчестве, добившихся успеха в каком-то виде деятельности, живущих молодой, яркой и насыщенной жизнью.

Ну, ты звезданул!

Эта рубрика служит исправлению нравов силой юмора и сатиры, здесь помещены истории, изображающие «подвиги» наших школьных «героев» так, чтобы на них ни в коем случае не равнялись! Или просто весёлые истории из нашей школьной жизни.

Рубрики журнала постоянные, однако не в каждом номере можно найти каждую. Всё зависит от обстоятельств и информационных поводов. На обложке – крупным планом конкретные герои школьной жизни.

Журнал «Живчик» для учеников 5-7 классов издаётся с 2009 года. Концепция журнала родилась вместе с названием. «Живчик» от живой, а именно таков младший подростковый возраст. Активные, озорные ребята очень подвижны, деятельны, им всё интересно. В то же время они не выносят длиннот и нравоучений, а небольшая остроумная история, короткое мини-интервью обязательно привлечёт их внимание. Именно такую газетку мы решили издавать. Остроумную. Лаконичную. Бойкую. Поучительную. Но без нравоучений.

Почему на логотипе кот, ответили сами ребята на первой полосе первого номера:

-Потому что кот – живчик, ведь у него девять жизней! Такой символ на сто процентов подходит к названию!

-У кота большие уши, чтобы всё слышать! Без этого нет журналистики!

-Глаза хитрые, он их прикрыл: всё видит, но не подаёт виду. А иначе как раздобыть информацию? Тут не без хитринки и наблюдательности!

-Обязательно большие зубы. А как же, ведь журналисты – «кусачие», недаром нас называют «акулы пера»!

-У кота усы – орган чувств: когда невозможно услышать, увидеть, можно почувствовать, а без интуиции журналист как без рук!

-А хвост зачем?

-Страницы перелистывать!

-Всё, что не услышал, – хвостом подцепил!

-Чтобы слёзы от смеха вытирать!

-Хвост – чтобы следы заметать!

-Ну, а зачем лапы?

-Чтобы писать!

-И удирать от недовольных читателей!

Рубрики журнала постоянные. В нём всегда 14 полос вместе с обложкой, на которой яркий коллаж из героев школьных событий.

Журнал для самых маленьких «ШАГовский домовёнок». Малыши любят сказки, именно поэтому концепция журнала для учеников начальной школы сказочная. Её разработали и реализовали сами юнкоры.

Школа – наш большой общий и уютный дом. В нём живёт семейка домовят. Целых три поколения. Старшее: дедушка Тугодум Тугодумыч – любитель кроссвордов, ребусов, шарад и загадок и баба Дуся – мастер давать советы. Среднее: домовой Василий – глава семейства и его весёлая жена Хохотушка. Младшее – их дети: любопытный Петюня и модница Фифочка. У каждого члена семейки домовых свой характер и свои излюбленные рубрики.

Домовята всё видят и знают в своей школе. Этим они похожи на вездесущих юнкоров, с которыми дружат и вместе создают журнал для ребят.

В «ШАГовском домовёнке» каждый лид – это диалог юнкоров и домовят, после которого следуют занятные истории, рассказы, заметки, загадки и обязательно яркие фотографии и картинки.

Рубрики журнала постоянные. В нём всегда 14 полос вместе с обложкой, которая напоминает обложки советских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Это тоже является составной частью концепции журнала.

Методики, используемые в медиаобразовательной деятельности

Школьный пресс-центр – сложная система, все звенья которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Большую роль в его жизнедеятельности играет наставничество, передача опыта. Участники старшей редакции выступают в роли кураторов, наставников, магистров в школьных медиа-проектах для учеников 5-7 классов. Таким образом ребята получают опыт разработки и реализации проектов, организаторский опыт, опыт общения, коммуникации в деятельности.

Юнкоры старшей редакции должны иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку, разбираться в основах журналистики и издательского дела, чтобы научить этому младших и быть квалифицированными помощниками руководителя.

Школьная редакция требует постоянного обучения. Опытные корреспонденты покидают коллектив, становясь выпускниками. Так что всегда актуален вопрос пополнения редакции и повышения квалификации. Ребята из младшей редакции (5-7 классы) переходят в старшую (8-11 классы). Вновь необходимо набирать малышей, учить, мотивировать на работу и творчество.

Пресс-центр в полном составе собирается по средам. Старшая и младшая группы встречаются отдельно, так как школа работает в две смены.

Органиграмма дисциплинирует ребят, что помогает в работе:

1-ую среду каждого месяца мы посвящаем «Школе юного журналиста», в рамках которой осваиваем необходимые корреспонденту навыки и умения посредством практических и теоретических занятий, которые проходят в рамках программы.

2-ая среда занята планированием номера. Это всегда увлекательный мозговой штурм. Обсуждения. Споры. Полёт фантазии. И, конечно, распределение редакционных заданий. Определение сроков сдачи материалов. Сроков выхода номера.

В течение недели идут индивидуальные консультации по материалам, сбор информации, опросы, интервью.

3-ья среда – день постановки всех точек над «и» в номере. Обсуждение проблем, взаимопомощь, последние консультации.

В течение следующей недели материалы поступают на корректуру к руководителю пресс-центра.

В 4-ую среду проходит круглый стол, на котором обсуждается номер, работа каждого юнкора, качество корреспондентских материалов, присуждается номинация «Лучший юнкор номера». Продумывается форма работы с читателями.

«Школа юного журналиста»

Школой является вся работа пресс-центра. Причём учатся и новички, первогодки, и юнкоры со стажем, но каждый на своём уровне. Обучение чаще всего превращается в практикум, потому что только на собственном опыте можно разобраться в трудной журналистской науке.

В основу обучения положена программа «Основы журналистики и издательского дела» (разработчик Л.А. Галичева). В программе три основных раздела:

– «Основы журналистики» – 48 часов;

– «Основы издательского дела» – 40 часов;

– «Выпуск школьных изданий» – 236 часов.

Занятия проходят с применением различных форм обучения: лекция, практикум, экскурсия, семинар, клуб интересных встреч и т.д.

Сейчас, когда коллектив пресс-центра вырос, мы ведём занятия с учётом возрастных особенностей корреспондентов: отдельно для старшей и младшей группы. При этом занятия ведутся и чередуются по принципу:

1. Лекционные занятия по изучению теории жанров.

2. Практические занятия по теории жанров.

3. Индивидуальные занятия с юнкорами.

4. Коллективное планирование номера.

5. Индивидуальные практикумы по отдельным материалам.

6. Анализ выпущенного номера, коллективная рефлексия.

7. Индивидуальная рефлексия по написанным материалам.

8. Коллективная работа по подготовке активной формы взаимодействия с читателем.

9. Практическое участие в пропаганде школьного издания.

Занятия в младшей группе помогают вести юнкоры старшего пресс-центра. Возглавляют «шефскую» работу наставников главный редактор и его заместители.

На занятиях используем разработанные нами памятки, методические материалы наших лучших корреспондентов.

Декада прессы

Пресс-центр ежегодно покидают самые опытные юнкоры, так как становятся выпускниками. Одной из забот каждого из этих ребят является подготовка смены. Чтобы привлечь в пресс-центр новые силы, показать, чему здесь можно научиться, какие личностные качества сформировать, проводим Декаду прессы. Как традиционное мероприятие, каждая новая Декада похожа на предыдущую. И в то же время ежегодно эти десять дней наполнены самыми яркими событиями, приятными встречами, неожиданными сюрпризами.

Цель декады – создание условий для творческого самовыражения учащихся, поиск одарённых в области журналистики ребят, привлечение в пресс-центр новых свежих сил.

Задачи Декады прессы:

– Познакомить начинающих юнкоров с теорией и практикой журналистских методов и жанров.

– Организовать практикум по вёрстке.

– Познакомить юных корреспондентов с особенностями работы редакционной коллегии издания.

– Формировать активную жизненную позицию школьных журналистов через участие в освещении мероприятий Декады.

– Дать возможность опытным юнкорам проявить себя в новом качестве выпускающих редакторов.

– Воспитывать самостоятельность, ответственность, творчество в процессе выпуска печатного издания своего класса.

Примерный план Декады прессы

Мероприятия Декады

Краткое содержание работы

1.

Организационное собрание редколлегий 5-11 классов.

Вручение маршрутных листов.

– Знакомство с выпускающим редактором.

– Распределение обязанностей в редакции (главный редактор, верстальщик, фотограф, корреспонденты).

– Выбор названия печатного издания.

– Разработка логотипа издания.

– Изучение плана Декады.

2.

Урок вёрстки.

– Изучение памятки верстальщика.

– Практикум по вёрстке: создание титула издания и эскиза страницы (в электронном виде).

3.

Учёба по методам и жанрам.

– Презентация жанров и методов журналистики опытными юнкорами пресс-центра.

– Изучение «Памятки юного журналиста».

– Распределение между участниками редакции редакционных заданий.

– Назначение сроков сдачи журналистских материалов, заполнение журнала главного редактора.

– Определение времени летучек редакций и индивидуальных консультаций выпускающего редактора.

4.

Мероприятия по плану работы школы.

– Участие юнкоров в мероприятиях в качестве участников и (или) корреспондентов.

– Освещение данных мероприятий в строго определённом редакционным заданием жанре.

– Работа фотографов на мероприятиях.

5.

Летучки редакций.

– Подведение главным редактором итогов прошедшего дня.

– Подготовка корреспондентов к новому мероприятию (вопросы интервью, особенности заданного жанра и т.д.).

– Разработка творческих заданий, дополнительных материалов издания, не предусмотренных редакционными заданиями, но приносящих дополнительные баллы коллективу редакции.

6.

Час выпускающего редактора.

– Индивидуальные консультации по редакционным заданиям.

– Редактирование готовых материалов, подготовка их к печати.

7.

Верстка издания.

– Создание титула.

– Оформление колонтитулов.

– Планирование рубрик, полос издания.

– Размещение материалов и фотографий.

– Вёрстка спусковой полосы, выходных данных.

– Печать издания.

8.

Фестиваль «Газетной моды».

– Знакомство с историей печати, ведущими российскими и зарубежными изданиями, сибирской журналистикой, молодёжными, детскими газетами и журналами, в том числе школьными.

– Дефиле моделей, представление платьев, костюмов, аксессуаров, выполненных из газет и журналов.

– Подведение итогов, награждение победителей.

9.

Работа жюри, состоящего из руководителя пресс-центра и выпускающих редакторов.

Оценка издания по критериям:

-соблюдение правил вёрстки;

-выполнение редакционных заданий;

-соблюдение заданных жанров;

-наличие дополнительных творческих материалов;

-отбор лучших материалов для спецвыпуска журнала «86-ое чувство» и газеты «Живчик»;

-присуждение номинаций юнкорам.

10.

Праздник «День школьного журналиста».

– Подведение итогов Декады прессы.

– Презентация событий Декады.

– Вручение номинаций:

«Лучший выпускающий редактор»;

«Лучший главный редактор»;

«Лучший юнкор»;

«Лучший верстальщик»;

«Лучший фотограф».

 

В Декаде прессы принимают участие ученики 5-11 классов, не менее пяти человек от каждого. По итогам Декады оформляется выставка изданий классов, а также выходит спецвыпуск школьных изданий (журнала «86-ое чувство» и газеты «Живчик») с лучшими материалами юнкоров и фотографов. Ребята, проявившие себя в дни Декады, обычно приходят в пресс-центр и становятся его активными участниками.

​​​​​​

Школьные медиапроекты

Школьные медиапроекты являются важной частью работы по медиаобразованию. Они позволяют привлечь к работе редакции классов, сформированные специально для проекта и возглавляемые наставниками или магистрами-старшеклассниками, которые разрабатывают «Положение о медиапроекте» и полностью его реализуют.

Благодаря проектам в течение учебного года в роли школьных корреспондентов могут побывать до 100 человек, многие из которых становятся постоянными корреспондентами младшей редакции. Так, в 2017-2018 учебном году нами успешно реализованы медиапроекты «Супер-редакция» и «Пятюня», благодаря чему укомплектованы редакции журналов «ШАГовский домовёнок» и «Живчик».

Обучение в образовательном пространстве города

Медиаобразование школьных корреспондентов осуществляется в городском образовательном пространстве, при активном участии ребят в различных городских конкурсах, мероприятиях, проектах.

Так, уже более 20 лет Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» проводит для юных журналистов городской конкурс детских и юношеских СМИ, где школьники могут проявить себя как в индивидуальном творчестве, так и в коллективном взаимодействии. Пресс-центр «86-ое чувство» МБОУ СОШ № 86 каждый год участвует в данном конкурсе, не раз становился победителем в различных номинациях, в том числе 6 раз получал титул «Пресс-центр года» (2008, 2010, 2012, 2014, 2016, 2018 гг.). В процессе подготовки корреспонденты узнают много нового, принимают участие в интересных городских событиях.

Для участников конкурса регулярно проводятся мастер-классы практикующих журналистов и пресс-конференции с известными людьми. Только за последние два-три года у юнкоров была возможность задать вопросы директору Сибирского научно-исследовательского института авиации, депутату Совета депутатов города Новосибирска Владимиру Евгеньевичу Барсуку, участвовать в пресс-конференции с Уполномоченным по правам ребёнка в Новосибирской области Любовью Михайловной Зябревой, побывать на экскурсии в НМИЦ имени академика Е.Н. Мешалкина и пообщаться на пресс-конференции с его директором, академиком и практикующим кардиохирургом Александром Михайловичем Караськовым. По итогам данных мероприятий и встреч в школьных СМИ появились публикации на важные общественные темы, отражающие жизнь и достижения жителей нашего города.

Важное значение в медиаобразовательном сегменте системы дополнительного образования играют городские проекты, участвуя в которых школьные корреспонденты оттачивают своё мастерство, расширяют аудиторию своих читателей и даже получают новую квалификацию. Так, проект «Детское телевидение Новосибирск» позволил нашей детской редакции превратиться на время в Передвижную телевизионную станцию «Заря» на Международных детских играх «Спорт. Искусство. Интеллект» в 2013 году.

Благодаря проекту «Городской молодёжный электронный информационно-развлекательный журнал «Таймикс», соучредителями которого мы являемся, и Городскому центру информатизации «Эгида», на базе которого выпускается это электронное издание, юнкоры нашего и других пресс-центров повышают своё мастерство и имеют возможность участвовать в конкурсе юношеских журналистских материалов «Ни дня без строчки». С 2012 по 2018 годы опубликовано более 100 материалов наших юнкоров в разных рубриках данного электронного издания.

Большие возможности для юнкоров открывают летние профильные медиасмены.

Достижения и перспективы

Сложившаяся в МБОУ СОШ № 86 система медиаобразования в рамках конвергентной детской редакции является эффективной, способствует популяризации профессии журналиста, положительно влияет на рост занятости учащихся во внеурочное время.

Корреспонденты школьного пресс-центра «86-ое чувство» ежегодно становятся победителями и лауреатами городского конкурса детских и юношеских СМИ в номинации «Лучший авторский материал», городского конкурса юношеских журналистских материалов «Ни дня без строчки».

Школьные издания конвергентной редакции «86-ое чувство» занимают достойное место среди школьных изданий города Новосибирска, что подтверждают победы на городских и всероссийских конкурсах.

Но главный результат нашей работы – это интерес учеников школы к деятельности юных корреспондентов, которая становится всё более привлекательной. Так, в сентябре 2018 года торжественно и весело посвящены в юнкоры 23 ученика 6-7 классов. Все эти ребята – участники медиапроектов «Супер-редакция» и «Пятюня»-2018.

Ещё один важный и приятный результат – это интерес учеников, родителей, педагогов к школьным изданиям и вообще к жизни пресс-центра. На данный момент в группе ВК «Пресс-центр школы № 86» 215 участников, из которых юнкоров только 30.

 

Количество просмотров: 3122  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы