Журналистика как фактор социализации и инклюзии

 
 

Салтымаков Сергей Николаевич,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Детский морской центр «Флагман» г. Новосибирска

 

Журналистика как фактор социализации и инклюзии

В должности педагога дополнительного образования в МБУДО «Детский морской центр «Флагман» работаю с 2015 года. В организации своей педагогической деятельности по разработанной мной авторской программе «Основы журналистского мастерства» опираюсь на собственный опыт работы в медийной сфере. Без малого за 40 лет мне довелось быть главным редактором региональной газеты, журнала, возглавлять редакцию информации областного радио, быть собственным корреспондентом отраслевой Всесоюзной газеты, заведующим корпунктом Всероссийской государственной телерадиокомпании, создателем и руководителем нескольких интернет-проектов.

Более четверти века приходилось брать на себя роль руководителя и наставника молодых журналистов и телеоператоров, пришедших работать в средства массовой информации со студенческой скамьи без достаточного профессионального и жизненного опыта, кругозора, а также необходимых в профессии коммуникативных и нравственно-этических представлений и навыков. Бывшие ученики и стажёры сегодня успешно работают в печатных и электронных СМИ Кемеровской, Новосибирской областей, а также во Всероссийской государственной телерадиокомпании.

В те годы в диалоге с ними совершенствовал педагогическое мастерство, необходимое мне как наставнику. Приобретенные мной тогда техники и методы, эффективно влияющие на становление молодых журналистов, постепенно сложились в систему, и теперь нашли отражение в моей педагогической деятельности в творческом объединении «Медиагруппа «Школа» МБУДО «ДМЦ «Флагман». В своей нынешней работе опираюсь на свое первое образование филолога, полученное в Кемеровском государственном университете, и опыт работы после его окончания учителем в средней общеобразовательной школе.

Цикл реализации программы по основам журналистики – 3 года. Она адресована детям и молодёжи в различных возрастных группах от 13 до 23 лет. Использую различные формы обучения: очную, дистанционную, групповую и индивидуальную. В программе учтены новые концептуальные взгляды на образование, она отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государственного образовательного стандарта (ФГОС) и других законодательных и нормативных актов.

При разработке программы ставилась задача, чтобы она отвечала на вызовы времени и стала для меня как педагога руководством в исполнении указа президента РФ В. В. Путина от 29 октября 2015 года о создании детско-юношеской государственной организации «Российское движение школьников». Этот документ, как известно, обязывает педагогическое сообщество опираться в воспитательном процессе на присущую нашему обществу систему нравственных и семейных ценностей. В этой связи в указе главы государства, напомню, подчеркивается важность и актуальность информационно-медийного направления деятельности, которое обусловило рамки и параметры реализуемой мной программы по журналистике.

Четвёртый год работы по этой программе даёт мне возможность утверждать, что начальные медиазнания, полученные детьми и молодёжью, являются достаточно эффективным средством не только профориентации, но и социализации учащихся в самом широком смысле этого слова.

Наряду с этим замечу, что «Медиагруппа «Школа» (МГШ) через год после создания стала инклюзивным учебным звеном центра «Флагман». Это произошло не спонтанно. Ведь ещё на этапе разработки программы мной учитывался фактор её полного соответствия требованиям ФГОС по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Творческая работа строится с учётом интеллектуального и физического потенциала каждого студийца.  Сегодня в медиагруппе из 15 человек семеро с ОВЗ. У них проблемы со слухом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с врождёнными пороками развития нижних конечностей и с нарушением функций гипофиза недостаточностью гормона роста. Но у меня, как педагога, не возникает проблем с достижением эффективной командной работы, а также нет и не было случаев проявления дискриминации учащихся по здоровью. Более того, в группах студийцев действует обязательный принцип формирования всех творческих бригад из учащихся с ОВЗ и без.

Подчеркну также, что образовательная программа постоянно актуализируются и в настоящее время согласуется с новым образовательным стандартом для детей-инвалидов, действующим с 1 сентября 2016 года. Кстати, именно с тех пор расширилась «география» учебных заведений, представленных в МГШ.

Смотрите таблицу.

Образовательные учреждения, представленные в «Медиагруппе “Школа”»

Год

Количество

Название учреждения

 

 

2018

 

 

10

№ 2, 32, 76, 97, 152, 155, 167, гимназия № 9,

Новосибирский государственный педагогический университет,

институт социальных технологий и реабилитации

 

 

2017

 

 

9

№ 2, 32, 76, 97, 152, 155, 167,

Сибирский политехнический колледж (филиал МИФИ),

институт социальных технологий и реабилитации

 

2016

 

6

№ 2, 76, 97, 155, 167,

Сибирский политехнический колледж (филиал МИФИ)

2015

1

№ 76

Рост числа образовательных учреждений, представленных в МГШ, стал во многом возможен благодаря переходу с аудиторного обучения на, скажем так, полиформатное – сочетание дистанционного, аудиторного и пленэрного. Практикуются вебинары, творческие лаборатории, мастер-классы, индивидуальные консультации. Судя по отзывам специалистов, родителей и опекунов, гибкие формы обучения в МГШ дают возможность накапливать и развивать потенциал, способствующий реабилитации учащихся с особенностями здоровья. Проще говоря, по их мнению, дети меняются к лучшему.

Скажем, ещё два года назад одна из воспитанниц студии журналистского мастерства испытывала трудности при озвучивании в репортажах текста «на камеру» и ей часто не удавалось согласовывать мимику лица со своими эмоциями. Сегодня этих проблем у неё практически нет. Она стала в группе одним из лучших репортёров. На неё равняется ещё одна воспитанница с ДЦП. На старте обучения отрицательные психологические доминанты, проблемы с дыханием позволяли ей общаться только рваными и короткими фразами. Однако к концу первого года учёбы у неё уже появилась своя рубрика в учебной WEB-телевизионной программе. Естественно, что таких результатов без помощи и поддержки опекунов и родителей добиться было бы невозможно. Но это особая и отдельная тема. Здесь же продолжим о роли инклюзии. Она направлена на детей с учётом их «различных потребностей в обучении».

Опираясь на 8 общеизвестных принципов инклюзивного образования мной постепенно были сформированы принципы-заповеди для созданной мной студии журналистского мастерства. Они также позволяют делать обучение более гибким и эффективным.

Смотрите таблицу.

8 ПРИНЦИПОВ ИНКЛЮЗИИ

8 ЗАПОВЕДЕЙ МГШ

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

1. В объединение «Медиагруппа «Школа» принимаются все желающие без каких-либо условий

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

2. Творческие задания призваны будить мысль и обогащать эмоциями

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

3. Каждый – “первая скрипка”: может выдвигать идеи и рассчитывать, что его будут слушать и слышать

4. Все люди нуждаются друг в друге

4. В команде важен каждый: “Что бы мы делали без тебя!”

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

5. Проникнуться духом учебной редакции – значит примерить все буквы и роли на себя

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

6. Коренная заповедь: вовремя подставь плечо и протяни руку помощи другу

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

7. Всё уже хорошо и будет ещё лучше. Вперёд «step by step»!

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

8. У всех инструментов найдётся место в оркестре, а жизнь в редакции богаче, когда каждый ответственно ведёт свою партию и у всех есть свой характер, стиль и “конёк”

На четвёртом году реализации программы для меня очевиден ещё один важный итог. Дистанционная форма обучения вовсе не ущербна, а для учащихся с ОВЗ она порой даже единственная возможность быть, жить и учиться, как все.

Рамки этой формы обучения легко раздвигаются и позволяют организовать учебный процесс разнообразно и эффективно, исключая какую-либо дискриминацию из-за ограничений по состоянию здоровья. Поэтому данная форма обучения стала приоритетной в реализации программы и мой личный опыт базируется на распространённом в педагогическом сообществе убеждении в необходимости широкого использования образовательными учреждениями современных информационных и телекоммуникационных технологий. Они действительно дают педагогу широкий простор и свободу для творчества и инновационных подходов к обучению. Поэтому ставка на статью № 16 закона ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», которая полностью посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это выбор технологий настоящего и ещё в большей степени будущего. И объединения социально-психологической направленности учреждений дополнительного образования должны, на мой взгляд, не уступать здесь общеобразовательным школам и одновременно с ними идти в этой нише, что называется, в авангарде.

К тому же сегодня во многих отраслях экономики и бизнеса работают фрилансеры. А медийная сфера здесь «законодатель моды». Дистанционно работают журналисты, редакционные «айтишники», блогеры, влогеры, дизайнеры et cetera, et cetera… Есть вероятность, что со временем своё место в этой нише могут занять нынешние учащиеся студий журналистики системы учреждений дополнительного образования. Дистанционные рабочие места – это реальный шанс и «территория равных возможностей» для самореализации в современных средствах массовой информации сотрудников с ОВЗ.

Анализируя собственный опыт, могу сказать, дистанционные технологии позволяют педагогу последовательно ставить цели и решать не только образовательные, воспитательные, но и социальные задачи по развитию инклюзивного образования, профориентации, социализации и реабилитации школьников и обучающейся молодёжи с нетипичным здоровьем, стоящие перед государственными, муниципальными и профильными структурами:

– расширяется влияние и увеличивается "географический" потенциал ДМЦ «Флагман» согласно его «Концепции развития и программы деятельности на 2018-2021 годы» по привлечению детей и молодёжи окраин и новостроек Октябрьского района с пока ещё недостаточно развитой транспортной инфраструктурой к обучению;

– эффективно используется время учащихся: на занятиях по видеосервисам. Времени уходит меньше (при традиционной форме обучения ученики тратят столько же или больше только на дорогу «туда – обратно»);

– вносится вклад в экономию муниципальных средств на оборудование новых учебных мест, а также семейного бюджета в связи с уменьшением транспортных и других расходов;

– повышается безопасность учащихся за счёт сокращения их передвижения по городу-мегаполису в вечернее и наиболее холодное (зимнее) время года.

Кроме того, дистанционная форма обучения увеличивает возможности освоения программы на качественно другом уровне – известные и интересные люди охотно принимают участие при проведении занятий с использованием элементов интегрированных технологий в качестве ньюсмейкеров и гостей экспертного уровня по Skypе, TrueConf Online и другим мессенджерам. Многие из них не располагают временем для очного общения и раньше часто отказывались от встреч с учащимися, ссылаясь на занятость. Сейчас это уже скорее исключение, чем правило.

Программа получила отклик в профессиональной среде Октябрьского района. От коллег (классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов) нередко слышу, что многие их воспитанники регулярно знакомятся с новыми публикациями или даже являются подписчиками нашей учебной интернет-газеты «Сильное Звено. Новосибирск» в социальной сети ВКонтакте. Для педагогов интернет-газета стала, по их признанию, партнёром в организации воспитательного процесса.

Возможности для совместной работы используются систематически и уже очевидно, что они гораздо шире, чем это казалось на старте реализации данной программы. Наше сотрудничество может углубляться и даже выходить за обозначенные прежде целевые рамки программы. Я к этому готов и считаю, что программу стоит развивать.

Очевидно, что личностно-ориентированный и индивидуальный подход к учащимся, а также эффективное сочетание различных форм обучения позволяет успешно решать задачу создания комфортных условий для углубленного изучения предмета. Более гармоничными становятся отношения педагога с учащимися, культивируется их конструктивное и товарищеское общение друг с другом, что содействует бо́льшему погружению в учебный материал изучаемого курса журналистики.

Между тем часто вспоминаю своё выступление перед руководителями образовательных учреждений в первый год своей работы педагогом дополнительного образования. Слушали внимательно, часто согласно кивали головой, а потом один из директоров сказал, что всё это, дескать, хорошо, но где результаты? Честно скажу: в тот момент растерялся и не понял, о каких результатах идёт речь. Разве мало того, что ребёнок поднял голову, поверил в себя, проявил инициативу?..

Речь, однако, шла о других результатах. И другой директор, дети которого занимались у меня, пришла на выручку. Студийцы там-то и там участвовали в конкурсах и получили дипломы.

Да, дипломы у медиагруппы «Школа» есть. Есть индивидуальные творческие победы, есть командные в городском конкурсе детских и юношеских средств массовой информации. В декабре 2017 года учебная интернет-газета «Сильное Звено. Новосибирск» заняла первое место в областном творческом конкурсе «Медиаюность» в номинации «Лучший паблик школьного пресс-центра». Это, конечно, хорошо и важно для детей. Но убеждён, что для нас, педагогов, это не должно быть самым главным и самоцелью. Главное – это ребёнок и то, как формируется его внутренний мир и с чем он, взрослея, входит в мир людей.

Поэтому для меня принципиально важно, чтобы работа студийцев в учебной редакции воспринималась ими как способ приобретения универсального набора навыков, гарантирующий в будущем комфортное общение, профессиональную, социальную и психологическую совместимость с людьми, карьерный рост во многих сферах деятельности. Приобретённые ими начальные знания основ журналистского мастерства будут востребованы в будущем в любой сфере деятельности гуманитарного характера. Это и сама журналистика, и наука, искусство, культура, образование, а также государственная служба, бизнес и, наконец, политика.

Количество просмотров: 3098  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы