Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа

 
 

Полухина Елена Николаевна,

заведующий МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 
 
 

Галкина Людмила Николаевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа

По данным пресс-службы уполномоченного по правам ребенка в России, число детей с ограниченными возможностями здоровья растет из года в год. Только за последние пять лет оно выросло на 9,2 %. В настоящее время в Новосибирске проживает около 3 тысяч детей, имеющих инвалидность. В течение 2012-2016 годов действовала ведомственная целевая программа «Дети и город», нацеленная на решение социальных проблем детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов. Медленно, но верно отношение к детям-инвалидам в нашей стране меняется. Принимаются и реализуются государственные программы, направленные на повышение качества и доступности социальных услуг и реабилитационной помощи родителям, воспитывающим детей с инвалидностью; создаются условия для преодоления их исключённости из мира здоровых детей; ведётся профилактика социального сиротства; есть попытки улучшения и адаптации окружающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В 2006 году, приняв ребёнка-инвалида, наш детский сад сделал первый, маленький шажок по направлению создания системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях детского сада общеразвивающего типа. Основной целью создания данной системы является обеспечение доступного и качественного образования и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в сотрудничестве с семьями воспитанников. В настоящее время педагоги нашего ДОУ имеют опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ разных категорий: дети с нарушением интеллектуального развития, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы, дети с расстройствами аутистического спектра, ребёнок после кохлеарной имплантации, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с комплексными нарушениями развития. Постепенно наступило осознание того, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание: каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. В настоящее время формируется установка на сотрудничество педагогов и родителей: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может и как мы можем ему помочь. Мы понимаем, что включение ребенка с ОВЗ в среду детского сада общеразвивающего вида возможно при соблюдении определенных условий:

– организация безбарьерной среды;

– сотрудничество с семьёй;

– повышение квалификации педагогов ДОУ;

– организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Инициативным центром по работе с детьми с проблемами в развитии и поведении стал психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПк). ПМПк – это форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ПМПк действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 127/901 – 6. В нашем ДОУ ПМПк – это команда специалистов, реализующая стратегию сопровождения ребенка. Председателем является заведующий, другие его члены: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинская сестра, инструктор по физической культуре. В функции председателя входит обеспечение взаимодействия всех специалистов ДОУ, координация связи консилиума с другими звеньями образовательного процесса, обеспечение обязательности исполнения решений консилиума, выстраивание взаимодействия с родителями (законными представителями), а также председатель несёт ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование, и их родителях.

ПМПк ДОУ выступает как инструмент социального взаимодействия, специалисты которого оказывают методическую помощь педагогам ДОУ, ведут просветительскую и профилактическую работу в социуме, способствуют установлению социального партнёрства, оказывают консультативную помощь семье. Собираясь на очередное или внеочередное заседание ПМПк, члены консилиума вырабатывают коллективное решение о стратегии и мерах педагогического воздействия, прежде всего обсуждают сложившуюся образовательную ситуацию, поведение ребёнка в различных видах деятельности и его реакции на разных взрослых, решает смогут ли педагоги ДОУ самостоятельно помочь ребёнку и семье, и если нет, то необходима помощь специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) при ГЦОиЗ «Магистр» или Областного центра диагностики и консультирования.

В нашем ДОУ организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

1. Выявление уровня, особенностей развития, резервных возможностей ребенка.

2. Комплексное изучение личности ребенка.

3. Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития.

4. Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда мер, рекомендуемых педагогам и родителям и Программы КРР.

Задачи ПМПк (онсилиума) ДОУ:

1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации.

2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.

3. Выявление резервных возможностей развития.

4. Определение характера, продолжительности и эффективности абилитационной, коррекционно-развивающей помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.

5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности.

Одним из условий успешной социализации детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении является не только создание определенной среды, но и психологическая готовность педагогического коллектива и родительской общественности к принятию такого ребенка в своем коллективе. Ведь отношение детей друг к другу в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям. ПМПк нашего детского сада придерживается следующих принципов в работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ:

– дифференцированный подход в работе с родителями с учётом специфики каждой семьи и состояния здоровья ребенка;

– целенаправленность, систематичность, плановость;

– открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать, видеть и обсуждать, как живет и развивается его ребенок).

Среди родителей детей с ОВЗ встречаются люди с разным отношением к диагнозу своего ребёнка: принятие и готовность к сотрудничеству; равнодушие, пассивность и желание переложить ответственность за развитие ребёнка с ОВЗ на педагогов детского сада; полное отрицание возникшей проблемы; обвинение специалистов ДОУ в некомпетентности, как реакция на рекомендацию обращения к специалистам для установления диагноза и др. Важна своевременная и квалифицированная помощь и поддержка родителей, многие из которых вынуждены постоянно находиться с детьми дома, не имея заработка, часто отец ребёнка-инвалида оставляет семью. Исходя из этого, взаимодействие с семьями детей с ОВЗ строится по основным направлениям:

– формирование адекватного восприятия родителями своего ребёнка (помочь родителям воспринимать ребёнка не как «больного и немощного», а как ребёнка, развивающегося по особым законам);

– формирование благоприятного микроклимата в семье, позволяющего построить развитие ребёнка, задействуя его личный ресурс;

– формирование партнёрских взаимоотношений родителей и педагогов на основе взаимообогащения знаниями и опытом в вопросах развития детей с ОВЗ;

– формирование социальной активности взрослых и конструктивности их поведения.

Взаимодействие специалистов консилиума с родителями осуществляется на договорной основе между ДОУ и родителями (законными представителями). Инициаторами обследования являются родители. Необходимо постоянно держать с ними связь и информировать их об изменениях условий получения коррекционной помощи, с заключением специалистов, с коллегиальным заключением ПМПк, и предложенными рекомендациями, которые реализуются только с их согласия.

Созданная система функционирования ПМПк в нашем детском саду уже приносит положительные результаты: налажено взаимодействие с ТПМПК, своевременная углубленная диагностика позволяет выявлять нарушения на ранней стадии. Ребёнок получает необходимую помощь квалифицированных специалистов, которые также проводят профилактическую работу по дальнейшему предупреждению отклонений в развитии не только медицинскими, но и педагогическими средствами с каждым ребёнком индивидуально. За несколько лет непрерывной работы мы можем говорить о том, что комплексный подход в работе воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей даёт возможность улучшить здоровье детей, выпустить в школу с хорошей физической и психической готовностью.

Вместе с тем мы понимаем, что находимся в начале пути и есть над чем работать. Работа с родителями остаётся на первом плане, так как они наши первые помощники и союзники, и нам ещё необходимо учиться правильно преподносить информацию, не давать опустить руки. Также есть необходимость повышать уровень педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. И всем вместе идти навстречу счастливому будущему малыша.

Количество просмотров: 4487  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы