Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства

 
 

Черепова Вера Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 322 г. Новосибирска

 

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха является важной задачей, которая может быть успешно решена с помощью использования методов изобразительного искусства (ИЗО). ИЗО предоставляет детям возможность выразить свои мысли и чувства через визуальные образы, что способствует развитию их коммуникативных навыков.

Главная задача в процессе речевого развития старшего дошкольника – это овладение языковыми средствами общения: словарным запасом, грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно передавать свою мысль окружающим.

У детей с нарушениями слуха формирование связной речи затруднено. Слух – это способность воспринимать и различать звуки. Слух нарушается, когда поврежден слуховой анализатор в его периферическом отделе (наружном, среднем, внутреннем ухе) или в центральном отделе, что расположен в височных участках больших полушарий головного мозга [3, с. 30].

Потеря слуха в раннем возрасте оказывает влияние на развитие ребенка и приводит к возникновению некоторых особенностей. Прежде всего, нарушение слуха сказывается на речевом развитии ребенка, может стать препятствием для установления социальных контактов, усложнять познание окружающей среды. Наблюдается непосредственная зависимость развития словесной речи от степени потери слуха. Глухие дети не в состоянии самостоятельно научиться говорить. Дети с пониженным слухом самостоятельно накапливают словарный запас, но он невелик, а произношение несовершенно.

Дефекты слуха у ребенка оказывают негативное влияние в первую очередь на его психику. Также нарушения слуха становятся причиной нарушенного формирования коммуникативной сферы таких детей. Ученые отмечают, что отсутствие у детей с нарушениями слуха внутренней речи и словесного выражения мысли приводит к тому, что у них существенно сокращается объем внешней информации, психические процессы (восприятие, мышление, внимание, память, воображение) и вся познавательная деятельность в целом становятся более замедленными [4, с. 385].

Дети с нарушениями слуха нуждаются в полноценном окружении для всестороннего развития и общения. Пороки речи у детей с нарушениями слуха своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. В сочетании со слуховым дефектом они приводят к неподготовленности детей к обучению в школе, вызывают отставание в формировании речевых навыков и накоплении языковых средств, склонность к нарушениям письменной речи, низкий уровень познавательной активности. Поскольку дошкольный возраст является подготовительным этапом к обучению в школе, это вызывает необходимость целенаправленного логопедического воздействия в целостной системе комплексной коррекционной работы с детьми с недостатками слуха [6, с. 12].

Вопрос развития речи остается одним из ведущих в воспитании и обучении детей с нарушениями слуховой функции. Речевое и психическое становление ребенка прямо зависимо от состояния слуха. При его отсутствии ребенок не способен самостоятельно овладеть словесной речью и его особенностями. В таком случае важной проблемой остается и то, что ребенок не имеет возможности усвоить и контролировать произношение разнообразных звуков. В свою очередь, это может привести к нарушениям развития других познавательных процессов. Кроме того, коммуникативная и социальная компетентности, являющиеся предпосылками для успешной реализации ребенка, достаточно сильно зависят от речевого развития.

Вопросам особенностей формирования речевой компетенции в процессе обучения и воспитания детей с пороками слуха посвящают свои труды Т.В. Артемьева, В.В. Гаращенко, О.Б. Будник и др. [1, с. 15].

Чтобы овладеть грамотой, чтением и письмом, необходимо иметь хорошо развитый акустический и фонематический слух, правильное звукопроизношение. Ребенок должен уметь четко дифференцировать речевой поток и выделять в нем фразу, словосочетание, слоги и звуки. Ребенок, речь которого характеризуется нарушениями в формировании звукопроизношения, произносит звуки неправильно, а также слышит их неправильно или вообще не слышит (проявление дефектов слуха или фонематического недоразвития). Средством реализации и выражения наших мыслей и чувств в устной речи есть звук, фонема. Как известно, фонема – это малейшая звуковая часть речи, которая служит для различения слов. Иногда достаточно заменить в слове только один звук и его значение кардинально изменится [2, с. 19].

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, ИЗО используется как эффективный инструмент для развития связной речи. Через рисунки, моделирование и другие формы изобразительного творчества дети могут передавать информацию о своих желаниях, мыслях и опыте. Это позволяет им развивать навыки выражения своих мыслей и понимания речи других людей.

Использование ИЗО также способствует развитию фантазии у детей с нарушением слуха. Они могут создавать образы и сцены в своем воображении, которые затем отображаются на рисунке или модели. Это помогает им осознать и выразить свои эмоции, мысли и представления о мире.

Кроме того, работа с изобразительным искусством может улучшить визуальное восприятие детей со слуховыми нарушениями, что положительно сказывается на развитии их коммуникативных навыков. Они начинают замечать детали, цвета и формы в окружающем мире, что способствует более глубокому пониманию происходящего [5, с. 104].

Итак, при овладении разными по функциональному назначению действиями дети сталкиваются с необходимостью правильно формулировать инструкции, сообщать о затруднениях, обосновывать выбор способа действия, рассказывать о проделанной работе, оценивать деятельность. Таким образом, в их речи появляются более сложные типы высказываний, содержащих объяснения, рассуждения, доказательства. Так совершенствуется речевое общение глухих, происходит развитие речевой способности. Разнообразный материал (наглядный), который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.

Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.

Список литературы

1. Артемьева Т.В., Гаращенко В.В. Специфика функциональных характеристик прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушением слуха // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции, Гродно, 19 ноября 2021 года. Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2021. С. 14-20.

2. Беляева О.Л., Богданова Т.С. Дидактический потенциал мультипликации в развитии речи старших дошкольников с бисенсорными нарушениями // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021. № 2(56). С. 18-29.

3. Визель Т.Г., Клевцова С.В., Зайцева С.А. Об особенностях развития речи у детей с нарушением слухового восприятия // Специальное образование. 2019. № 4(56). С. 27-38.

4. Демина А.В., Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3(44). С. 386-395.

5. Каштанова О.В., Сазанова Т.В. Формирование речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2 (46). С. 103-107.

6. Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 1. Основы сурдопедагогики: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева, О.И. Суслова. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. 91 с.

Количество просмотров: 614  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
2. Модель логопедического наставничества в дошкольном образовательном учреждении
3. Формирование основ функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ: из опыта работы учителей-логопедов ДОО Дзержинского района
4. Формирование психологической базы речи у младших школьников с задержкой психического развития
5. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы
6. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности
7. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников
8. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста
9. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников
10. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
11. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО
12. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями
13. Играем – здоровье укрепляем
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы