Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

 
 

Шаерман Татьяна Викторовна,

заведующий высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 509 г. Новосибирска

 
 
 

Гросс Яна Алексеевна,

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 509 г. Новосибирска

 

Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека, одна из задач дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования многих навыков и привычек, которые останутся с ребенком на всю жизнь. И одна из самых необходимых привычек, которую мы должны прививать с ранних лет, это забота о своем здоровье, как физическом, так и психическом. Именно в дошкольном возрасте необходимо заложить фундамент основ здорового образа жизни. Ведь одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье.

Необходимость сохранения и укрепления здоровья детей также обусловлена задачами реализации Национального проекта «Образование», стратегическими направлениями, определенными Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года»; обновлениями в законе РФ № 273 ФЗ «Об образовании в РФ» в части организации воспитательной системы и необходимостью корректировки приоритетов и ценностей региональной образовательной политики до 2024 года. Поэтому перед каждым ДОУ встает ряд вопросов: «Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Какие методы наиболее эффективны в формировании физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни?» и др.

В связи с этим в нашем детском саду № 509 осуществляется комплексный подход, который обеспечивает формирование основ здорового образа жизни как со стороны физического здоровья, так и психического. Всего в детском саду функционирует 6 групп, из них 4 комбинированной направленности для детей со статусом ОВЗ (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития) и 1 группа оздоровительной направленности для часто болеющих детей.

Физическое развитие. В рамках укрепления физического здоровья в нашем детском саду была разработана программа «Сибирячок-здоровячок!», которая в 2018 и 2021 годах стала победителем конкурсного отбора муниципальных дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, реализующих часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений. Программа предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста, в том числе для детей, имеющих статус ОВЗ. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста и направлена на формирование привычки к занятию спортом и навыков здорового образа жизни через организацию лыжной подготовки в холодный период года и босохождение в летний период. Особенностью программы является то, что её реализация начинается уже летом, дети знакомятся с основами лыжной ходьбы, отрабатывают движения. Программа осуществляет комплексный подход и обеспечивает психологическое благополучие каждого ребенка, ведь её реализация осуществляется планомерно в 3 этапа:

1. Учебно-тренировочный цикл начинается летом. На данном этапе изучаются основы лыжной ходьбы, выполняются подготовительные упражнения (ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук) отрабатываются основные движения: поднимание ног, переступание, стойка и др. Воспитатель совместно с инструктором по физической культуре проводит с детьми упражнения в сочетании с оздоровительной ходьбой по «тропам здоровья».

2. Познавательный цикл начинается осенью и включает в себя занятия теоретического цикла, увлекательные экскурсии в историю лыжного спорта, тематические беседы и встречи со спортсменами-лыжниками и др.

3. Практический цикл начинается с установлением снежного покрова при температуре воздуха не ниже 15 градусов. Во время данного цикла дети начитают отрабатывать полученные ранее навыки непосредственно на лыжах. Отличительной особенностью данного цикла является то, что каждый месяц проходит яркое итоговое мероприятие на лыжах: костюмированные забеги, спартакиады, путешествия, соревнования и др. Дети участвуют в костюмированном забеге с Дедом Морозом в карнавальных костюмах, который сопровождается веселой музыкой и подвижными играми. В конце забега участники награждаются на настоящем ледяном пьедестале.

Программа разработана с учетом групп здоровья детей. Для воспитанников, имеющих ограничения к занятию спортом по состоянию здоровья, предусмотрены отдельные оздоровительные мероприятия: игра в шахматы и шашки на специальном большом шахматном поле, сделанном из массажных ковриков. В разгар лета организуется традиционный шахматно-шашечный турнир, который проходит в атмосфере торжественности, значимости данной игры. В конце мероприятия всегда проводится торжественное награждение с призовыми местами.

Конечно, реализация программы невозможна без участия главных и значимых взрослых в жизни ребенка – родителей. Родители являются первыми педагогами для своих детей и чаще всего служат примером для подражания. Поэтому они принимают активное участие в реализации программы «Сибирячок-здоровячок». Ежегодно составляется план взаимодействия, куда включены различные консультации по здоровому образу жизни, мастер-классы, экскурсии и т. д. Наибольший интерес у родителей проявляется к совместным мероприятиям, которые способствуют сплочению детей, родителей и специалистов детского сада. Так организуется семейная зимняя спартакиада «Мама, папа, я – лыжная семья», мероприятие проходит в форме соревнований между семьями, в конце все участники награждаются. Организуются тематические праздничные мероприятия. В преддверии 23 февраля проводится акция «Самый сильный папа», где каждый приходящий папа поднимает большие гири, это всегда вызывает у каждого ребенка чувство гордости за своего папу, ощущение силы и защищенности, у мальчиков возникает желание быть похожим на него.

8 Марта проходит в необычной форме: с мамами на лыжах. Для этого спортивный участок к празднику всегда украшен цветами и воздушными шарами. В такой лыжной эстафете участвуют мамы со своими детьми, одним из заданий является собрать цветы на дистанции. При выполнении лыжного хода дети и мамы всегда поддерживают и подбадривают друг друга, создается особая атмосфера нежности и тепла.

   

Ежегодно к летнему сезону организуется семейный конкурс «Лучшая тропа для босохождения на прогулочном участке», где родители проявляют творчество и находчивость. Даже из подручных бросовых материалов тропы всегда получаются яркими и интересными.

В рамках оздоровительного направления в ДОУ создается предметно-пространственная развивающая среда как в групповых помещениях, так и на территории ДОУ. В групповых помещениях организованы «Центры физического развития», которые оснащены стандартным и нестандартным спортивным оборудованием (мини-тренажеры, мишени, мешочки с крупами, массажеры и др.). Территория детского сада ежегодно подготавливается. В летний период для проведения босохождения создаются «тропы здоровья» на каждом прогулочном участке, где ребята ходят босиком по разнообразным поверхностям (песчаной дорожке, мелкому отсеву, гравию, сосновым шишкам и др.).

В зимний период для лыжной подготовки воспитанников организовано место для хранения лыжных комплектов, пьедестала и др. Создается площадка для занятий на лыжах, подготавливаются небольшие склоны (горки).

Здоровое питание. Здоровый образ жизни невозможен без правильного питания. Поэтому формирование основ здорового питания в нашем детском саду происходит через создание проектов, в рамках которых ребята занимаются различными традиционными видами деятельности: беседуют, играют в сюжетно-ролевые игры, рисуют памятки, проходят квесты и др. Но больше всего ребят привлекают эксперименты и экскурсии. Например, опыт со снегом, в результате которого дети видят, что при таянии он превращается в грязную воду и его нельзя есть. На экскурсии в пищеблок детского сада воспитанники узнали, почему молочные и мясные продукты и фрукты хранятся отдельно. Во время экскурсии в продуктовый магазин дети не только узнали, что у всех продуктов есть срок годности, но и самостоятельно выбрали полезные продукты. После всех мероприятий у детей всегда появляется желание поделиться знаниями и научить других правильно питаться с пользой для здоровья, так и рождаются яркие сценарии детских мультфильмов в мультстудии «МультяшКино», которая уже не первый год функционирует в детском саду. Одним из таких стал мультфильм «Богатырская каша», в котором три богатыря спасают коня Юлия от вредного питания и кормят его своей полезной богатырской кашей. После данного мультфильма воспитатели заметили, что за завтраком больше детей стали есть кашу, ведь в процессе снятия мультфильма, ребята узнали много нового о пользе и необходимости злаков для организма. После мультфильм транслировался для детей других групп и родителей.

Психическое здоровье. Здоровье у каждого человека есть не только физическое, но и психическое. Оно является важной составляющей, но многие этим пренебрегают. В настоящий момент растет число воспитанников со статусом ОВЗ, проблемами поведения и взаимодействия. Такие дети особенно нуждаются в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия. Дети очень часто не могут дифференцировать эмоции, им сложно понимать не только окружающих, но и самих себя. В нашем детском саду таким детям уделяется особое внимание. Для них мы создали комнаты эмоций: радости, злости, релаксации, которые функционируют под руководством педагога-психолога. Каждый ребенок может посетить любую комнату в необходимый момент в сопровождении младшего воспитателя или любого из специалистов ДОУ. В комнате радости расположены песочные столы, фотоаппарат и принтер. Каждый ребенок может поделиться своими положительными эмоциями, нарисовав на песке и запечатлев рисунок на память с помощью распечатанной фотографии. Или же наоборот, если ребенок пришел в грустном и подавленном настроении, обстановка комнаты будет способствовать его поднятию. Работа с песочными столами оказывает терапевтический эффект и способствует снятию агрессии, тревожности, страхов.

В комнате злости расположены различные атрибуты, с помощью которых ребенок может экологично прожить эту эмоцию. Например, побить грушу, порвать или помять бумагу и отправить её в коробочку злости, покричать в специальную дудочку и др. Так ребенок постепенно учится проживать злость и обиду, не нанося при этом травмы себе и другим людям. После комнаты злости всегда предлагается посетить многофункциональную сенсорную комнату релаксации. В ней представлено звездное небо, мягкие кресла, расслабляющая музыка, сухой дождь и другие авторские пособия для сенсорного развития.

Все это действует расслабляюще, снимает стресс и беспокойство, нормализует психологическое состояние. Данные комнаты также используются для коррекционно-развивающих занятий, которые помогают детям преодолеть имеющиеся проблемы с речью, нарушением поведения, интеллектуальным развитием.

Кадровые условия. Программу «Сибирячок-здоровячок» реализуют квалифицированные специалисты. Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Литвиненко В.А., прошедший курсы ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по программе «Современные направления в области адаптивной физической культуры и спорта при реализации ФГОС и в системе инклюзивного образования». Также в реализации программы участвуют музыкальный руководитель и воспитатели групп. Оздоровительно-спортивные мероприятия проводятся под непосредственным контролем медицинской сестры.

Мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья проводятся под руководством педагога-психолога и учителя-дефектолога. Все педагоги ежегодно повышают свой уровень профессионального мастерства на международных вебинарах и онлайн-конференциях по данному направлению.

Развитие конкурсного движения. В 2022 году разработанные итоговые мероприятия мы представили в форме проекта на всероссийском конкурсе «Ты в игре». Из 4000 проектов из 85 регионов эксперты определили 250 участников второго этапа конкурса «Ты в игре» в 5 основных номинациях. По итогам мы вошли Лонг-лист второго сезона основных номинаций конкурса любительских спортивных проектов «Ты в игре».

Педагоги и воспитанники принимают участие и в других конкурсах разного уровня, таких как «Мы за правильное питание», «Здоровьесберегающие технологии», фестиваль-конкурс проектов «По секрету, здоровые советы свету», международный конкурс «Педагогический опыт» – 1 место с конкурсной работой физкультурного пособия «Веснушки» и др. Детские мультфильмы по здоровому питанию занимают призовые места.

Ежегодно воспитанники ДОУ принимают участие в районных спортивных праздниках «Юные олимпийцы Дзержинки» и «Фестиваль гимнастики».

Социальное партнерство. Важным аспектом в формировании здорового образа жизни является укрепление и расширение социального партнерства образовательных учреждений. В нашем детском саду в рамках программы «Сибирячок-здоровячок!» заключены договоры и составлены планы взаимодействия с социальными партнерами, которые осуществляют физкультурно-спортивную и иную образовательную деятельность.

Ежегодно весной региональные представители ВСФК ГТО в г. Новосибирске МАУ «Стадион» приезжают к нам в детский сад, предоставляют свое оборудование и принимают сдачу нормативов ГТО у детей подготовительного к школе возраста. Осенью выпускники сада совместно с родителями приглашаются на торжественное награждение и вручение золотых и серебряных медалей.

Еще одним социальным партнером является государственное автономное учреждение Новосибирской области «Спортивная школа олимпийского резерва по биатлону». В течение года проходят встречи со спортсменами, биатлонисты рассказывают детям о спорте, соревнованиях и своих тренировках, проводят зимние лыжные спартакиады. К нам приходят даже выпускники нашего детского сада, мастера спорта, представители этого вида спорта, они рассказывают ребятам о своем жизненном пути в лыжном спорте, делятся секретами успешных тренировок, а также показывают свои медали и награды. После встречи дети были очень замотивированы в поддержании здорового образа жизни, особенно в занятиях лыжным спортом.

Мы выстраиваем активное взаимодействие со спортивными организациями, которые посещают наши воспитанники и выпускники. Ежегодно летом организуются мастер-классы, где юные спортсмены рассказывают о своих занятиях и даже показывают свои умения и достижения. В результате чего дети не только знакомятся с различными видами спорта, но и могут попробовать свои силы в таких видах спорта, как художественная гимнастика, карате, футбол и др.

В рамках формирования основ здорового питания нашим партнером является продуктовый магазин, куда дети ходят на экскурсии и получают полезную информацию о сроках годности и правилах хранения продуктов.

Такой комплексный подход к формированию основ здорового образа жизни дошкольников дает положительную динамику. Анализ статистики за прошлые годы показал снижение заболеваемости детей, также воспитатели отмечают снижение агрессивности и улучшение взаимоотношений между детьми в группах.

Список литературы:

1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Кузнецова М.Н., Саулина Т.В. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. – М.: Просвещение, 2009.

3. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.

Количество просмотров: 791  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
2. Модель логопедического наставничества в дошкольном образовательном учреждении
3. Формирование основ функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ: из опыта работы учителей-логопедов ДОО Дзержинского района
4. Формирование психологической базы речи у младших школьников с задержкой психического развития
5. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы
6. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности
7. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников
8. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста
9. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников
10. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
11. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО
12. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями
13. Играем – здоровье укрепляем
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы