Исследовательский проект
Главной задачей школы на современном этапе является формирование всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, свободно ориентирующейся в современном мире и способной принимать самостоятельные решения. Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем, научить учащихся «добывать» знания самостоятельно, применять эти знания в жизни. Важнейшую роль в этом играет предметная область «Технология», которая по ФГОС, в том числе, предполагает и учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
В учительской среде возникают дискуссии о терминах, прочно вошедших в учебный процесс: «проект» («творческий проект») и «исследование» (исследовательская работа», «исследовательский проект»). Естественно, что они имеют много общего, но отождествлять их не следует. Понимание их истинного смысла не просто абстрактная задача, это важно с точки зрения практики.
Эта проблема также имеет место в процессе проведения смотров-конкурсов проектов, проводимых различными образовательными организациями. Проекты реализуются в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, ВУЗах и нередко на разных уровнях: районные, городские и т.д.
Анализируя процесс проведения смотров-конкурсов проектов, разработчики сталкиваются с проблемой оценки проектных работ, т.к. их содержание значительно разнится и имеет свою специфику и соответственно свои критерии оценки. В частности, это исследовательские и творческие проекты.
Например, в рамках регионального этапа олимпиады школьников по «Технологии» в Новосибирской области, проходившей на базе ФГОУ ВО НГПУ, проектные работы распределяются на секции: «Декоративно-прикладное творчество» и «Техника и техническое творчество». Этапы выполнения проектов одинаковы, но критерии оценки проектов имеют свою специфику.
В рамках Городской открытой научно-практической конференции НОУ «Сибирь» проходит смотр научно-исследовательских работ школьников. Условиями смотра определена последовательность выполнения исследовательских работ. Участники конкурса в большинстве предоставляют классические проекты, выполняемые в рамках технологической подготовки в школе, слабо учитывая специфику исследовательских проектов. У членов комиссии возникают вопросы по их оценке.
Охарактеризуем специфику исследовательских проектов.
Исследование – это поиск, продуцирование нового знания.
Учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.) [1].
Его цель, с точки зрения обучающегося, поиск субъективно новых знаний, новых методов и способов деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления [2].
Основными задачами исследовательской деятельности школьников являются расширение, углубление, систематизация знаний и получение необходимых навыков проведения самостоятельного исследования.
Учебно-исследовательская деятельность школьников:
- развивает интерес, расширяет и актуализирует знания по предметам школьной программы;
- формулирует представления о межпредметных связях;
- создает условия для развития научного образа мышления;
- формирует творческий подход к любому виду деятельности;
- обучает информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
- способствует профессиональному самоопределению детей и предпрофессиональной подготовке.
Исследовательский проект – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [3].
Виды исследовательских проектов [4].
1. Проблемно-реферативная работа.
2. Аналитико-систематизирующая работа.
3. Проблемно-поисковая работа.
4. Диагностико-прогностическая работа.
5. Изобретательско-рационализаторская работа.
6. Экспериментально-исследовательская работа.
7. Проектно-исследовательская работа.
Этапы исследовательской работы
І этап. Подготовительный этап.
1. Проблема и тема исследования и ее актуальность.
2. Объект и предмет исследования.
3. Цель, гипотеза и задачи исследования.
4. Методы исследования.
4. Новизна, теоретическая и практическая значимость.
5. Выбор оптимального варианта решения проблемы.
6. План работы для реализации исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы.
1. Подбор источников информации.
2. Способы сбора и анализа информации.
3. Выбрать способ представления результатов работы (текстовое описание работы, презентация).
4. Установить критерии оценки.
5. Распределить задачи если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование.
1. Изучить источники информации, историю вопроса.
2. Собрать информацию для проведения исследования (расчеты, замеры, оборудование для эксперимента).
3. Провести исследование (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты).
ІV этап. Подведение итогов. Выводы.
1. Провести анализ, полученного результата в ходе исследовательской работы.
2. Провести экономико-экологическое обоснование (если есть такой пункт в рекомендациях по разработке проекта).
3. Сформулировать выводы по исследованию.
V этап. Оформление и защита исследовательской работы (проекта).
1. Оформление результатов исследования (проект, презентация, выступление).
2. Защита работы.
3. Рефлексия.
Требования к проведению исследовательской работы
- Четко сформулирована цель, гипотеза задачи и исследования.
- Приведен обзор литературы по исследуемой проблеме.
- Описана методика исследования.
- Представлены данные, полученные в ходе работы над исследованием.
- Исследование должно соответствовать критериям, установленными разработчиками.
- Исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений, отраженных в работе.
- Проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной.
- Готовая исследовательская работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования.
- Необходимо помнить, что защита исследования – это часть работы над проектом. Защита включает презентацию, доклад, ответы на вопросы, поэтому необходима тщательная подготовка к этому этапу.
Примерные темы исследовательских работ для учащихся 5-7 классов
Искусство создания книги.
Краски в нашей жизни.
Математика на кухне.
Почему корабли не тонут.
Почему чай заваривают в горячей воде?
Праздники, встречаемые нашей семьей.
Семейные традиции.
Наш дом. Наш двор.
Жизнь леса.
Новогодняя елка.
Полезные свойства растений.
Растения и ягоды нашего леса.
Какие растения можно использовать в пищу?
Что мы знаем о подсолнухе?
Бюджет моей семьи.
Бизнес-план школьного предприятия.
Выгодно ли держать кроликов на приусадебном участке?
Выгодно ли жить в кредит?
Подводя итоги, можно отметить:
Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации» [5].
В литературных источниках существует различные типологии проектов.
Типология – научный метод, основа которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа: используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей функций, отношений, уровней организации объектов [6].
Типологическими признаками проектов являются: доминирующий в проекте метод, характер координации проекта, количество участников проекта, продолжительность проекта и т.д.
По доминирующему в проекте методу (он же в других источниках «по видам деятельности») выделяют: исследовательский, творческий, ролево-игровой и др.
Соответственно исследовательский проект, творческий проект разновидности проектов по доминирующему в проекте методу (по видам деятельности»). Каждый из них имеет свои особенности и отличия, которые необходимо учитывать в процессе разработки проекта и разработки критериев оценки проекта.
В процессе проведения конкурсов проектов необходимо выделять подобные работы в отдельные секции, учитывая разницу в содержании, последовательности и содержании этапов проектирования.
Краткое отличие исследования от проекта: исследование – это поиск, продуцирование нового знания (особенность – неопределенность результата), а проект – это использование уже имеющегося знания для получения вполне конкретного практического результата.
И проектная, и исследовательская деятельность должны применяться в учебной практике комплексно. Если уделять внимание только проектам, у учащихся может сложиться ложное впечатление, что результатом любой деятельности должен быть продукт, применимый на практике, причем создание такого продукта им непременно по силам.
Библиографический список
- Бирюкова, М.А. Учителю об учебных исследованиях школьников / М.А. Бирюкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.urok.1sept.ru/статьи/631088/.
- Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii16. html.
- Терешкова, Т.И. Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования / Т.И. Терешкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.aneks.center/index.php/services/workshops/all-russia/1263-kultura-pr....
- Обучонок: обучающие программы и исследовательские работы учащихся: сайт для учителей. Режим доступа: http://obuchonok.ru/node/5779.
- Шитова, В.Е. Проектная деятельность как способ становления личности обучающегося / В.Е. Шитова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-proektnaya-deyatelnost-kak-sposob-stanovleniya-lichnosti-obuchayuschegosya-1204169.html.
- Шихваргер, Ю.Г. Метод проектов в профессиональной подготовке: учебное пособие / Ю.Г. Шихваргер. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 99 с.
Количество просмотров: 11533 |
Добавить комментарий