Военно-патриотическое воспитание в поликультурной школе

 
 

Фоменко Александр Леонидович,

преподаватель ОБЖ МБОУ СОШ № 71

 
 
 

Серафимов Алексей Александрович,

директор МБОУ СОШ № 71

 

Военно-патриотическое воспитание в поликультурной школе

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации. Патриотизм включает в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев. Он является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности, он характеризует её гражданскую зрелость и проявляется в её активной деятельностной самореализации на благо Отечества иногда даже ценой, самого дорогого, что есть у человека, – самой жизни.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности, как в мирное, так и в военное время.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. А школа в этой системе является, на наш взгляд, тем фундаментом, на котором строится государство, ведь от того, кого мы с вами воспитаем, зависит в какой стране мы будем жить в будущем.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной задачей школы и во многом основывается на традициях, заложенных еще в советское время. Воспитание патриота и гражданина – краеугольный камень в воспитательной работе, и этому направлению необходимо уделять первостепенное внимание.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Большинство из нас прекрасно помнит, как переход российской экономики на рыночные отношения, сопровождался и пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслировали и, к сожалению, продолжают транслировать далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей Родине, негативное отношение к ее вооруженным силам и другим силовым структурам, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. И все же, стоя у края пропасти, государство смогло переломить курс на самоуничтожение.

В этих условиях становится очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и, в конечном итоге, родной стране.

Представляется также, что важной стороной гражданского воспитания в таком полиэтническом государстве, как Россия, является воспитание культуры межнационального общения учащихся. В противном случае, патриотическое воспитание способно усугубить существующие разногласия между различными этническими группами, стать подпиткой для националистических движений, пример тому мы можем наблюдать сейчас на территориях бывших республик советского союза.

Представители этнических меньшинств, придя в школу, сталкиваются со множеством образовательно-воспитательных проблем. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение же культурной традицией детей из национальных меньшинств со стороны педагогов, часто отрицательно сказывается на их учебной мотивации.

Одним из основных направлений поликультурного воспитания должно быть формирование социального стандарта – модели ожидаемого социальной общностью поведения со стороны ее членов.

Поликультурное воспитание должно предполагать учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривать:

1. Адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями.

2. Ориентацию на диалог культур.

3. Вовлечение учащихся в процесс патриотического воспитания на примере неразрывной исторической связи их малой родины и места настоящего пребывания.

В этом нам могут помочь уроки истории, которые всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России с большой буквы. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.

Именно с этой целью в нашей школе были созданы сначала военно-патриотический клуб, а затем и класс военно-патриотического профиля, где нами проводится систематическая работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Это и участие в районных и городских военно-спортивных соревнованиях и посещение выставок, музеев, а также различных мероприятий патриотической направленности.

По программе дополнительного образования для классов военно-патриотического профиля школой разработан и внедрен курс начальной военной подготовки и курс истории вооруженных сил России. На этих занятиях ребята осваивают азы военного дела, медицинской подготовки, получают навыки в ориентировании на местности, элементарные знания по выживанию вдали от цивилизации.

На уроках мужества ребята общаются с представителями действующих Вооруженных Сил. Учитывая недостаточную физическую активность современной молодежи, большое внимание на занятиях мы уделяем развитию физических навыков, например, учимся преодолевать импровизированную полосу препятствий (предварительно ее построив).

В тесном сотрудничестве с военным комиссариатом Дзержинского района ребята выезжали на учебные стрельбы на военный полигон Шилово в прошлом и позапрошлом году.

Помня и чтя память своих предков, ребята принимали участие в вахте памяти в преддверии празднования Дня Победы у мемориала погибшим в госпиталях в парке «Березовая Роща».

Уже два года в рамках летнего пришкольного лагеря мы набираем военный отряд, где в течение месяца занимаемся с ребятами азами начальной военной подготовки. Можно сказать, подбираем кадры для будущих классов военного профиля.

Во время зимних каникул в тесном взаимодействии с родителями мы провели военно-спортивную игру «Зарница». Ребята показывали свои умения и навыки в ориентировании, преодолении полосы препятствий, разжигании костра, преодолении зараженного участка местности в средствах индивидуальной защиты, метали имитационные гранаты, оказывали медицинскую помощь и переносили раненого, стреляли из пневматической винтовки и соревновались в теоритических знаниях. И как итог, прошедшие практический курс молодого бойца и сдавшие теоретический экзамен по начальной военной подготовке, получили право ношения погон и приняли торжественную клятву курсанта военно-патриотического класса.

В рамках работы клуба мы проводим те же занятия, только с более углубленным изучением военной подготовки для желающих. И теперь уже сами курсанты проводят ознакомительные уроки безопасности с младшими школьниками. Так же в апреле прошлого года в школе создан юнармейский отряд в рамках всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Юнармейцы уже успели поучаствовать в некоторых городских мероприятиях, например, в проводах наших земляков на службу в президентский полк; в открытии экспозиции в Окружном Доме офицеров, посвященной Герою Советского Союза, участнику парада Победы в 1945 году и нашему земляку Бакурову Дмитрию Алексеевичу; в торжествах по случаю 100-летия Михаила Тимофеевича Калашникова.

В реализации данного проекта нами планируется и далее расширять сотрудничество со всеми организациями военно-патриотического направления.

Количество просмотров: 3798  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы