Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности при реализации курса «Green school» по экологическому воспитанию
Мир – это не всегда окружающая среда,
а наш единственный и родной дом,
в котором люди только и могут жить!
Всё человечество должно научиться жить
в согласии с природой, с её законами.
Н. Н. Моисеев
Нелегко научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире. Сохранение природы позволяет почувствовать свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные вещи, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, творить красоту.
Нам выпала нелегкая судьба принять участие в историческом процессе возрождения нашей Родины. Новая планета должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих фабричных труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озерами и реками, не отравленными неочищенными сточными водами. Все мы – дети одного большого царства природы. Как сохранить его для будущих поколений? Как жить с этим в гармонии? Как научиться мыслить экологически и обрести экологическую осведомленность?
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Проект «Green School» по экологическому воспитанию во внеурочной деятельности разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и ООП НОО МАОУ СОШ № 218. Школьный экологический проект по внеурочной деятельности рассчитан на учащихся 1-4 классов.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Для реализации экологического проекта мы разработали сборник тестовых заданий, рабочую тетрадь, составили план основных проектных мероприятий, который включает в себя несколько этапов.
Только заинтересовывая подростков и вовлекая их в активную деятельность, мы можем рассчитывать в будущем на грамотных и компетентных выпускников.
Низкий интерес учеников, на наш взгляд, был обусловлен тем, что у них не было перед глазами конкретных действий, примеров, а не просто слов об «улучшении экологической обстановки».
В экологическом воспитании выделяют несколько аспектов:
– умение видеть экологические проблемы и находить способы их решения;
– развивать систему интеллектуального и практического умения по изучению, оценке, а также для улучшения состояния природой среды;
– воспитывать ценностные ориентации природного характера;
– формировать ценностные ориентации природного характера;
– формировать мотивы, потребности, привычки, целесообразное поведение и деятельность, способность рассуждать по вопросам экологии;
– стремиться к активной практической деятельности по охране природы.
Ведущая деятельность в экологическом воспитании – учебная деятельность. Главная её функция – это включение обучающихся в систему общественных отношений, в ходе которых необходимо усвоить нормы и ценности, которые лежат в основе любой деятельности коллектива. Познавательная деятельность, являясь основным компонентом учебной деятельности, тесно связана с усвоением обобщающей формы познания, выражающей взаимодействие общества и природы, несущей в себе не только научную информацию, но и ценностные ориентации.
В широком смысле экологическое воспитание несёт за собой многостороннее взаимодействие учащихся как субъектов деятельности с окружающей средой, в процессе чего они вырастают как личности, представители особой экосистемы человек-природа-общество, приспособляются к условиям социальной жизни и к новым экологическим условиям природной и социальной среды.
Наряду с процессом социализации человека идёт процесс экологизации личности, формирование его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром экологии. В более узком смысле процесс экологического воспитания рассматривается как целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры личности.
Список литературы:
1. Буковская Г.В. Формирование экологической культуры школьников. Тамбов, 1999.
2. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.
3. Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников.
Количество просмотров: 1052 |
Добавить комментарий