Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения

 
 

Щербакова Елена Яковлевна,

педагог-организатор

Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

МБОУ «Большереченская СОШ» Омской области

 

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения

Экологическое движение зародилось в России в 1960-е годы. Современное российское экологическое движение разнообразно [9, с.72]. Оно включает различные направления деятельности: «Движение зеленых», «Голубой патруль», «Экопоселения». Экологические объединения ориентированы на обучение школьников. Они работают в основном в форме клубов по интересам, летних экологических смен в лагерях, кружков [1, с.55]. Так, Большереченский зоопарк создан на базе школьного кружка юннатов.

Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений работы со школьниками [9, с.67]. Основа экологического воспитания – это личностное и деятельностное содержание. Когда педагоги знают, что делать, а школьники желают что-то сделать – рождается продукт и результат [2, с.4].

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» создана в 1995 году при Центре детского творчества Большереченского района. Цель создания: привлечение школьников к природоохранной деятельности.

Основные направления деятельности экологической дружины «Юные Робинзоны»:

1. Научно-исследовательское. Включает в себя экспедиции по выявлению и сохранению местообитаний редких и занесенных в Красную Книгу видов животных, птиц и растений.

2. Экологическое просвещение. В рамках данного направления проводятся различные конкурсы, акции и мероприятия на природоохранные темы среди школьников посёлка, района.

3. Информационное направление. Деятельность по оповещению о работе дружины через СМИ, социальные сети и другие источники информации [5, с.13].

Работа экологической дружины «Юные Робинзоны» основывается на принципах:

1) Добровольности – никто не может быть принужден действовать в качестве добровольца.

2) Безвозмездности – труд не оплачивается, добровольцы оказывают безвозмездную помощь.

3) Ответственности – добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу, принимают на себя личную ответственность за ее качественное выполнение и доведение до конца.

4) Законности – деятельность не может противоречить законодательству РФ.

5) Уважения – добровольцы уважают достоинство, особенности культуры народов.

6) Солидарности – проявляют солидарность с целями и принципами организации.

7) Равенства – признают равные возможности участия каждого в коллективной и социально-полезной деятельности.

8) Самосовершенствования – признают, что добровольческая деятельность способствует их личному совершенствованию, приобретению новых навыков, проявлению способностей и самореализации [5, с.14].

В настоящее время дружина объединяет 55 ребят. Символ дружины – зеленый галстук с голубыми кисточками. Зеленый цвет обозначает все живое и зеленое в мире, а синие кисточки – пресную воду. Руководитель объединения – Лопатина Вера Витальевна.

«Юные Робинзоны» принимают участие во Всероссийских, региональных, муниципальных и поселковых экологических акциях: «Поможем реке!», «Поможем озеру!», «Чистый берег», «Спасем Иртыш», «Голубая лента». Тематические акции проводятся с целью привлечения внимания к водным объектам. «Юные Робинзоны» выходят на улицы поселка, проводят социологические опросы, тем самым выявляют мнение населения об отношении к проблемам водных объектов. Члены экологической дружины занимаются паспортизацией малых водных объектов Большереченского района, тесно сотрудничают с экологическим Центром г. Омска. Ребятами экологического объединения проводятся беседы, экоуроки, выставки, фотовыставки, рейды, слёты, экскурсии, экологические утренники, конкурсы, тематические дни («День Земли», «День леса», «День воды», «Всемирный день охраны окружающей среды», «День экологических знаний» и др.).

Ежегодно «Юные Робинзоны» участвуют в областных экологических фестивалях («Красота спасет мир», «Эколог года», «Знатоки Омского Прииртышья»). А также ежегодно принимают участие в археологической экспедиции на территорию национально археологического природного парка «Батаково. Целью экспедиции является знакомство подростков с историко-культурным наследием родного края и участие в мониторинге природного парка. В экспедиции принимают участие экологические дружины Большереченского, Саргатского, Любинского и Калачинского районов. Это совместная экспедиция археологов Национального археологического природного парка Батаково и Омского государственного университета под руководством научных сотрудников – Альберта Викторовича Полеводова и Погодина Леонида Ивановича. В последние годы экспедиции стали традиционными.

За несколько лет работы в экспедициях на территории урочища выявлено более ста археологических памятников: стоянок, городищ, поселений, могильников курганного и грунтового типов. Археологические объекты отражают всю историю Омского прииртышья – от каменного века до позднего средневековья. А природа этих красивых мест говорила о хорошем вкусе и выборе мест обитания наших предков.

На территории природного парка «Батаково» сохранились естественные растительные сообщества. Встречаются растения степной, лесостепной и таёжной зон. Лекарственные и охраняемые растения, включенные в Красную Книгу Омской Области – несколько десятков видов. Некоторые считаются редкими и на территории всей Сибири. Сегодня в «Батаково» растут четыре вида восхитительных орхидей. Юные исследователи описывают экологические тропы и экологические маршруты, проводят работы по благоустройству мест массовых посещений, выявляют положительные и отрицательные факты воздействия человека на природу. Территория парка «Батаково» может быть эффективно использована для проведения обзорных и тематических экскурсий.

Экологические дружины муниципальных районов встречаются довольно часто и проблемы решают серьёзные – начиная от охраны леса и заканчивая настоящими лабораторными исследованиями. Результаты работ представляют на экологических форумах г.Омска.

Подобные мероприятия способствуют повышению экологической грамотности и культуры подрастающего поколения, решению проблем патриотического воспитания; профессионального самоопределения подростков, пропагандируют опыт работы экологических объединений области [6, с.37]. Мероприятия дают возможность пополнить багаж новыми знаниями, обменяться опытом природоохранной, экологической и археологической деятельности, поделиться впечатлениями, приобрести новых друзей, научиться работать командой [8, с.46].

C 2016 учебного года экологическая дружина «Юные Робинзоны» Большереченского района входит в Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников».

Приложение. Презентация к статье

Список использованных источников

1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: (экология на уроках; формы и методы воспитательной работы) // Начальная школа. – 2008. № 8. С. 54–57.

2. Алексеев С.В. Экологический вектор устойчивого развития современного образования//Экология в школе. –2008. № 1. С.4–6.

3. Антипина О.Ф. Воспитание в системе образования //Экология в школе. –2010. № 3. С.11–13.

4. Апполонова Н.И. Прикоснись к природе сердцем: воспитание основ экологической культуры у детей школьного возраста: метод. пособие / Н.И. Апполонова, Э.Э. Баранникова, И.Л. Румянцева. – Ульяновск: ИП Артемова, 2015. 203 с.

5. Захарова В.Н. Организация исследовательской деятельности в рамках летнего экологического лагеря //Экология в школе. – 2009. № 2. С.13–14.

6. Литвинова Л.С. Развитие экологической культуры детей в образовательных учреждениях/ Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко // Воспитание детей и молодежи. – 2008. № 1. С.36–47.

7. Масловская Л.З. Формирование экологических знаний у детей школьного возраста средствами игровой деятельности / Л.З. Масловская, А.Ф. Галимова // Наука и современность. – 2016. № 46. С. 36–43.

8. Синчукова О.А. Программа экологического воспитания школьни­ков//Научно-методический журнал зам. директора школы по воспи­тательной работе. – 2005. № 3. С.46–47.

9. Хусаинов З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся//Инновации в образовании. – 2005. № 2. С.66–72.

Количество просмотров: 1459  

Добавить комментарий

1. Роль родителей в экологическом воспитании детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Проект «Будь природе другом» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Экскурсии по экологической тропе детского сада как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Формирование современных походов развития познавательного интереса в процессе обучения и воспитания детей XXI века как средство познания окружающего мира в контексте реализации федеральной образовательной программы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Эколого-волонтёрский проект «Бережём свой край» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Организация проектной и исследовательской деятельности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Формы работы с родителями дошкольников в процессе приобщения детей к культуре родного края ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. «Прикоснись к природе всем сердцем!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Система игр и занятий, формирующих представления об обитателях леса ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
10. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
11. Формирование экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
12. Эколого-краеведческая работа – важнейший путь интеграции в социум ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения ВЫПУСК №106, апрель 2023
15. Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. «Наблюдая – не вреди!»: экологическое воспитание в детском саду ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Формирование экологической культуры младших школьников через привлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Экологическое воспитание детей в ДОУ ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Воспитание экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности при реализации курса «Green school» по экологическому воспитанию ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы