«Наблюдая – не вреди!»: экологическое воспитание в детском саду
Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
В 30-е годы биолог и селекционер И. В. Мичурин утверждал, что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача. К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят о том, что мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости. Поэтому настало время осознать каждому – сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!
Я очень люблю природу. Слова Мичурина тронули мою душу. Это и явилось выбором темы моей программы «Мир вокруг тебя». Считаю, что дошкольный возраст – это оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. У ребенка появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой. Систематическое ознакомление с объектами и явлениями природы развивает наблюдательность и внимание, интерес и любознательность.
Работа по перспективному плану программы ведется 1 раз в неделю в экологической комнате или на открытом воздухе. Экологическая комната в нашем детском саду появилась в результате целенаправленной работы сотрудников детского сада и родителей воспитанников. Мы с детьми ухаживаем за комнатными растениями в экологической комнате: поливаем, рыхлим землю, пересаживаем, вытираем пыль с листьев и т. д.
Огромную помощь в экологическом воспитании оказывает организованная пространственная среда в детском саду. В уютном холле у нас расположены аквариумы с диковинными декоративными рыбками и террариум. Ни один родитель и ребенок не пройдет равнодушно, обязательно остановится, полюбуется и утром, и вечером.
Работу с детьми провожу непременно в нетрадиционной форме:
– экологические экскурсии;
– уроки доброты;
– уроки мышления (предлагаю детям проблемные ситуации, решение которых должно сопровождаться пояснением ребенка: Тебе захотелось погулять по лугу, побегать по дорожкам, но на одной дорожке прыгает кузнечик, а по другой ползет большой черный жук. Какую дорожку ты выберешь? Почему? И т. д.);
– экологические конкурсы;
– КВН, викторины;
– экологические акции (например, зимой проводим акции «Покормите птиц зимой», «Берегите, дети, ёлку!», «Мусор может стать игрушкой». Акция по изготовлению и развешиванию кормушек – важнейшая составляющая экологической работы в детском саду. А результаты детско-родительских «кормушечных» конкурсов, как правило, поражают воображение выдумкой и искусностью поделок: тетрапаки, коробки от тортов, бутылки, коробки от новогодних подарков; но были и шедевры – резные, деревянные, долговечные);
– трудовой десант;
– зеленый патруль, клуб исследователей природы;
– лаборатория юного эколога (работа с лупами – рассматривание строения насекомых и т. п.);
– составление экологических карт (возникли после прополки сорняков – лишние в природе? Комары?);
– выделение «Панорамы добрых дел»;
– ведение календарей природы (в соответствии с требованиями по организации развивающей среды, в уголках природы всех возрастных групп нашего детского сада имеются календари).
Работа с таким календарем предполагает совместную работу воспитателя и детей по наблюдению за сезонными изменениями в природе. Также мы ведем долгосрочные календари наблюдения – схему роста какого-либо растения (например, одуванчика);
– коллекционирование (коллекция почв; коллекция семян);
– День экологического творчества;
– экологические праздники (в нашем саду сложилась традиция проводить такие праздники: «День Земли», «День птиц», «День Солнца»);
– экологические сказки;
– наш сад включен в проект «Эколята-Дошколята».
Опыт показывает, что некоторые понятия более естественно усваиваются именно на открытом воздухе. Загадки природы можно увидеть в непосредственной близости. Даю рекомендации совместно детям и родителям – выбрать объект для наблюдения по дороге из дома в детский сад, из детского сада домой (за деревом, кустарником, лугом) и долговременно отмечать, какие происходят изменения. Затем ребята рассказывают об изменениях или показывают зарисовки длительных наблюдений, (кто-то выбирает рябину у дома, березку возле детского сада, цветники, луг).
Смену времен года можно созерцать и регистрировать ежедневно (наблюдения на прогулках): надвигающиеся тучи, которые вскоре прольются дождем или наблюдение за птицей, которая вьет гнездо. В нашей парковой зоне это возможно.
А однажды летом у нас появилась белка. И эта ситуация сама подсказала тему долгосрочного наблюдения. Мы с детьми наблюдали, как белка передвигается по деревьям (т. е. как приспособлено строение ее ног к передвижению), чем она питается и как поедает корм. Мы вместе с детьми сделали ей деревянный домик. Но белка выбрала воронье гнездо на самой макушке ели. В этот период мы с детьми собирали материал, чтобы более подробно узнать о жизни белок (дети несли видеофильмы, энциклопедии, фотографии и т. д.) Узнали, как и где в природе белка устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дети увидели панораму событий в разные сезоны, приспособленность белки к сезонно меняющимся условиям жизни, рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни. В начале осени белка с территории детского сада ушла. Я предложила детям придумать рассказ (пофантазировать) о том, куда и зачем она ушла (истории все были с хорошим концом). Для детей, таким образом, исчезновение белки прошло безболезненно.
Еще был случай, когда к нам прилетела большая белая сова. Мы с детьми наблюдали за ней целый день. Дети сопереживали ей, т. к. ее то и дело атаковали стаи птиц (вороны, сороки, воробьи). Скорее всего, в ночное время она и улетела. Нам с детьми опять представился отличный случай понаблюдать за лесным представителем воочию. И снова дети несли различную литературу, видеофильмы, фотографии. Рассмотрев все, мы узнали более подробно о приспособленности сов к жизни в экосистеме леса. Такие наблюдения могут надолго приковать внимание ребенка и остаться у него в памяти надолго.
В весенний период вместе с детьми сажаем семена томатов, перца и баклажанов; сеем на рассаду семена однолетних цветов (бархатцы, астры, годеция) – у нас на участке много цветников; семена базилика и сельдерея. Пикируем подросшую рассаду овощных культур. На нашем огороде есть парник, в который мы и высаживаем рассаду овощных культур. На грядки с детьми высаживаем кабачки, тыкву, горох, лук-чернушку, салат, петрушку, редис, морковь.
Учу детей ухаживать за клубникой (весной – обираем сухие листья, рыхлим землю, в течение лета – обрезаем усы, урожаем лакомимся сами и угощаем детей из других групп).
Посадка и выращивание растений в течение лета дают ребенку пример причинно-следственных отношений, знание закономерностей роста, названия новых орудий труда (тяпка, лопатка для рыхления, грабли, секатор, пульверизатор), цветов (флоксы, мальва, петуния и т. д.).
Природные взаимоотношения несут в себе вопросы, отвечая на которые ребенок развивается интеллектуально. Когда ребенок спрашивает: «Почему снежная баба становится меньше?», он приобретает знания о разнице температур и таянии.
На природе расширяются и языковые возможности ребенка, поскольку столкновение с массой новых вещей, которые он наблюдает, трогает и нюхает, вызывает естественное желание послушать о них рассказ воспитателя.
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру мы прививаем для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же их бросают, обижают животных.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.
Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Я работаю в тесном сотрудничестве с родителями: участие родителей в проекте «Берегите природу», изготовление газет «Отдыхаем, не вредя!», выставки «Дары природы», создание фотоальбомов: «Как мы отдыхаем на природе», «Моё любимое животное», «Наш домашний зеленый уголок»; акции «Огород на окне» и т. д., беседы, консультации, папки-передвижки, конкурсы: «Мы за чистый город!», «Конкурс сказок и частушек на экологическую тему». Родители с большим удовольствием принимают активное участие во всех мероприятия, которые мы проводим.
Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Количество просмотров: 817 |
Добавить комментарий