Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения
Непрерывное образование – это процесс целенаправленного развития личности на протяжении всей его жизни, предполагающий систематический рост его профессионализма (hard skils) и готовность адаптироваться к условиям изменяющейся социальной среды и социального окружения (soft skills). Раньше непрерывное образование в большей степени связывалось с образованием взрослых, как компенсаторное явление в формировании востребованных личностных и профессиональных компетенций. На сегодняшний день процесс непрерывного образования необходимо связывать со становлением растущей личности в условиях интеграции различных типов и видов образовательных систем.
В условиях современной жизни вопросы воспитания молодежи приобретают особенное значение. Сегодня успешное компетентностно-ориентированное развитие подрастающего поколения возможно успешно осуществлять как в условиях организованной системы школьного обучения, так и в каникулярное время. В системе непрерывного образования школьные каникулы играют важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Это время дополнительной адаптации ребенка к все возрастающим требованиям школьного образования, проверки собственных возможностей, выявления новых способностей, определения личностных интересов и устремлений, расширения представлений об окружающем мире. Иными словами, летний школьный лагерь становится значимой формой организации свободного времени детей разного возраста и разного уровня развития.
Летний лагерь с дневным пребыванием – это не только зона оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества школьников, но и пространство становления системы ценностных ориентиров, формирования профессиональных приоритетов обучающихся.
В большинстве школ сложилась своя система организации летнего отдыха школьников. Педагогически организованные летние каникулы играют весьма важную роль в процессе личностного развития каждого ребёнка: включение в разнообразные активные виды деятельности, конструктивное разновозрастное общение, эмоциональная включенность в проводимые мероприятия делает жизнь школьника максимально насыщенной и интересной. Расширяется палитра условий реализации воспитательно-оздоровительного процесса, успешно используются возможности окружающей природы, различных культурных и исторических мест, позволяющих школьнику реализовать свои собственные потребности и интересы, творчески самореализоваться. Целенаправленная организация досуговой деятельности детей позволяет расширять их представления о своих творческих способностях и личностных возможностях в целом.
Решая задачу компетентностного развития обучающихся, педагоги МБОУ СОШ № 56 пришли к выводу, что эффективность такого развития возможна только в условиях интеграции, так как именно интеграционные процессы в образовании дают возможность формировать максимально высокий уровень компетентностного развития обучающихся [5]. С этой целью Лагерь дневного пребывания «РАДУГА» МБОУ СОШ № 56 активно сотрудничает с Муниципальным бюджетным многопрофильным учреждением дополнительного образования детей Домом детского творчества им. В. Дубинина, Муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования детей Центром героико-патриотического воспитания Пост № 1, Центральной городской библиотекой им. А. Гайдара, библиотекой им. А. А. Блока, Парком культуры и отдыха им. С. М. Кирова.
Воспитательная работа в школе за последнее время претерпела существенные изменения. В значительной мере этому способствовало создание Рабочей программы воспитания, как составной части образовательной деятельности. Процесс воспитания в школе все больше становится субъектно-ориентированным, направленным на раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его личностного потенциала, создание необходимых условий для успешного жизненного самоопределения. Так реализация модуля Программы воспитания «Профориентация» становится важнейшей предпосылкой успешной ранней профориентации и профессионального самоопределения школьников в системе профессионального образования. Допрофессиональное развитие школьника можно осуществлять не только на занятиях внеурочной деятельности, но и в условиях летнего отдыха детей.
Примером может служить работа летнего лагеря дневного пребывания «РАДУГА» на базе МБОУ СОШ № 56 в июне 2023 г. Для организации полноценного отдыха детей за несколько месяцев до начала работы лагеря проводилась большая подготовительная работа, разрабатывались разнообразные информационно-развивающие программы, в частности программа ранней профессиональной ориентации «Город профессий».
При составлении программы учитывались традиции и возможности школы (кадровые, материальные, технические и другие ресурсы). Программа «Город профессий» по своей продолжительности являлась краткосрочной, ее выполнение осуществлялось в течение одной лагерной смены (18 день). Контингент воспитанников летнего лагеря – обучающиеся образовательных учреждений в возрасте 6,5-17 лет. Наличие разновозрастного состава участников программы позволяло проводить профориентационные мероприятия разной содержательной и деятельностной направленности.
Цель программы предполагала создание благоприятных условий для более полного знакомства школьников с разнообразным миром профессий. Основными методами организации досугового времени школьников в рамках данной Программы были интеллектуально-познавательные, сюжетно-ролевые, спортивные игры профессионально-ориентированного характера; профориентационные беседы, диспуты, информационно-познавательные часы, фольклорные путешествия; работа фильмотеки; мастер-классы, творческие мастерские, кружковая, концертная деятельность; учебно-показательные занятия (Правила охраны жизни людей на водных объектах); соревнования, знакомство с работой разных служб (кинологи), специализированной техникой и др.
Программа ранней профессиональной ориентации «Город профессий» была построена по модульному принципу. Каждый день проживания в летнем лагере дневного пребывания «РАДУГА» был посвящен знакомству с конкретными профессиями. Это Дни эколога, писателя, художника, врача, полицейского, журналиста, спортсмена и др. Каждый день был насыщен разнообразными интеллектуальными, развивающими и воспитательными событиями.
Так, в «День фотографа и журналиста» школьники не только знакомились с особенностями данных профессий, но и совершили фольклорное путешествие в мир русских народных промыслов и ремесел; приняли активное участие в работе творческих мастерских. «День спортсмена» включал в себя разнообразные соревнования (на роликах, скейтах, велосипедах и др.). Интерес школьников вызвала эстафета «Веселые старты», предполагающая разновозрастной состав участников команд. Работал дискуссионный клуб «Спорт не для слабых» и т.п.
В рамках проведения «Дня безопасности на дорогах» реализовывалась познавательно-игровая программа «Правила дорожного движения». Со школьниками была проведена профилактическая беседа «Ребенок и дорога», в ходе которой ребята отвечали на вопросы-загадки, разгадывали кроссворды, обсуждали проблемные ситуации на дороге. Школьникам был предложен к просмотру видеофильм («Изучаем знаки дорожного движения») и видеоролики, после которых все зрители стали участниками дискуссионной баталии. Проводился инструктаж по правилам дорожно-транспортной безопасности (на примере демонстрируемых познавательных мультфильмов). Завершался «День безопасности на дорогах» игровым спектаклем.
Особый интерес у школьников разной возрастной категории вызвали такие Дни, как «День пожарного» и «День кинолога». Эти дни включали в себя не только профориентационные беседы, профилактические беседы по пожарной безопасности, инструктаж по правилам поведения в экстремальных ситуациях, оказанию первой медицинской помощи (презентационный материал по ОБЖ); просмотр видеофильмов о специалистах данных профессий и игровые мероприятия профессиональной направленности (игра «Пожарные»), но и тренировочную эвакуацию детей («Пожар!»), знакомство со специализированной техникой, путешествие в гости к кинологической службе и др.
Кроме специализированной программы ранней профессиональной ориентации «Город профессий» в условиях летнего лагеря дневного пребывания «РАДУГА» проводились и традиционные мероприятия, такие как Международный день защиты детей, День России, День памяти и скорби. Школьники принимали участие в игровой программе «Пусть всегда будет солнце…», литературном диспуте «Кем быть и каким быть?», просмотре спектакля «С чего начинается Родина»; возлагали венки к Вечному огню.
Анализируя ценность пребывания детей в летнем школьном лагере, следует отметить существенное преимущество такого варианта организации досугового времени детей и подростков перед другими формами и средствами воспитательной деятельности. Прежде всего новые способы и формы коммуникации способствуют более эффективному социальному развитию школьников, происходит естественное включение ребенка в разновозрастной коллектив, объединенный едиными целями и установками. В нетипичных для школьного обучения условиях ребенку проще проявить свои индивидуально-типологические особенности, продемонстрировать свои возможности, заявить о себе в доступных направлениях деятельности, выбрать занятие по интересам.
Лагерь дневного пребывания как элемент системы дополнительного образования – это пространство, в котором создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга, формируется «ситуация успеха» для каждого ребенка, здесь школьник может расширить границы своего социального опыта, компенсировать проблемы самовыражения и личностной востребованности.
Список литературы
1. Алгоритмы лета: сборник информационно- методических материалов в помощь организаторам каникулярного отдыха школьников. – Новосибирск: Изд-во: МКУ ДО ГРЦ ОООД «ФорУс», 2019. – 116с.
2. Летний лагерь: вчера и сегодня. М.: ООО «ДОД», № 1, 2016 (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).
3. Необычные праздники дома, в школе и во дворе. / Л. Соколова – Новосибирск, 2015. – 165 с.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5. Чуб Е.В. Интеграционные процессы в современном образовании / Е.В. Чуб:// [Текст] Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика Ч.1: Материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции, 24 мая 2013г. В 2-х частях Часть 1. Отв. Ред Г.П. Карполов. – Красноярск: СибГТУ, 2013. С.200-208 (215 с.).
6. Школьная площадка. Организаторам досуга детей на каникулах/Авт.-сост. А. Н. Никульников – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2016. – 199 с.
Количество просмотров: 676 |
Добавить комментарий