«Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря
В июне на базе МБОУ СОШ № 92 состоялась тематическая смена летнего лагеря, приуроченная к 130-летию Новосибирска. Основу программы смены составила сюжетно-ролевая игра, опирающаяся на архивные текстовые, фото- и видеоматериалы о столице Сибири. Данный механизм реализации программы неслучаен, игры тренируют паттерны поведения, обучают навыкам эффективного взаимодействия. Точка фана и азарт, сопутствующий игре, пробуждают в игроках желание дойти до цели, получить желаемый результат, выиграть, проявив смекалку и прочие умения. В игре ребенок обучается навыкам, необходимым в реальной жизни, например, делать прогноз на будущее, предполагать, как будут развиваться события. Включаясь в игру, школьникам приходится:
– примерять на себя различные социальные роли;
– обращаться к собственным ценностям и выражать мнение;
– организовывать или влиять на поступки других участников;
– устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
– решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.
Новизна программы состоит в творческой переработке достоверного краеведческого материала. Актуальность – в наполнении достопримечательными объектами города, собранными за активность отдельными участниками, группами друзей, отрядами.
Дни смены гармонично сочетали массовые сюжетные события, уличные квесты, отрядную работу и деятельность 6 кружков (музыкальный, спортивный, литературный, художественный, психологический, шахматный).
Помощь педагогам осуществляли участники школьного волонтёрского отряда, которые стали проводниками в хитросплетениях городских линий.
Логика развития смены развивалась по неделям и отметилась наиболее яркими событиями, которые будут доработаны и внедрены в план воспитательной работы на учебный год.
1 неделя – погружение в истоки города, деревянное зодчество, дороги и мосты (линии, объединившие и берега Оби, и судьбы самых разных людей). Отличительное событие: фотоквест «Город первых» на основе кадров из альбома видов Новониколаевска первого десятилетия, автор Н. П. Литвинов. Пример одного из заданий: «На этой площадке вы попали в ретро-фотоателье. Вам предстоит внимательно рассмотреть старинный кадр и встать так, чтобы повторить его максимально похоже. У вас будет 3 попытки, для этого вы можете выбрать трёх человек, которые поставят вас для съёмки. Обсудите, время на построение ограничено. Каждый раз мы будем засекать 1 минуту и фотографировать по сигналу «Сейчас вылетит птичка!» – как только услышите его, надо замереть и смотреть в объектив». Волонтёрам запомнилось превращение гардероба начальной школы в фотолабиринт: на стойки для одежды были закреплены в хаотичном порядке фотографии исторических и современных видов одних и тех же городских локаций, участникам квеста нужно было их сопоставить, а потом попарно совместить.
2 неделя – город в бутовом камне и кирпиче, привычное зонирование проспектов и площадей, развитие в духе столичных амбиций (линия Транссиба, ставшая импульсом становления «Сибирского Чикаго», красная линия застройки по Генплану – особенный облик исторической части города). Отличительное событие: исследовательская лаборатория «Лайфхаки жителей столицы». 100 лет назад жители нашего города не знали такого слова. А жизненных хитростей у них было очень много, некоторые сохранились в истории и легли в основу заданий. Например, участникам выдавалась распечатка с 5 современными способами остудить напиток во время чаепития: перелить в другую посуду, добавить лёд, разбавить молоком или водой комнатной температуры, использовать ложку, чтобы она забрала часть тепла, легко подуть на напиток. Кроме этого, выдавались чайные пары, составляющие старинный сервиз. И предлагалось с их помощью поэкспериментировать и выявить ещё один способ. Не все ученики догадывались, что можно переливать напиток из блюдца.
3 неделя – эпоха стекла и бетона, соцгород, конструктивизм (линия Авангарда). Отличительное событие: уличный квест с элементами спортивного ориентирования, основанный на материалах книги И. Маранина «Мифосибирск». Волонтёрами были выбраны несколько мифов, каждый разбит на 4 фрагмента + узнаваемое фото, эти материалы легли в основу маршрутов, промаркированных разными цветами. Отряды выходили на школьный двор, искали отдельные части мифов, а за полностью собранный получали доступ к особым заданиям, дающим право разместить на карте уникальные объекты.
4 неделя – современность и наш возможный вклад в развитие города (Линии судьбы почётных жителей и в целом горожан). Отличительное событие: игротека «Мчится поезд по стране». Площадки были посвящены субъектам РФ и отдельным городам, с которыми у Новосибирска установлены экономические, общественные, культурные и иные связи, включая отношения в статусе побратимов. Правила игр взяты в источниках библиотеки национальных литератур Городского межнационального центра.
В стартовый набор отряда обязательно входили:
– линейки – для проведение еженедельных квестов, погружающих в новый этап смены, являются визуализацией идеи Линий;
– Генплан – описание механики получения игровой валюты, элемент формирующего оценивания, чтобы дети заранее понимали, что они могут «выстроить» общими усилиями;
– карты – как исторические, так и игровые, в том числе с возможностью самостоятельно дорисовывать объекты городской среды на примере Троллейного жилмассива и Ленинского района.
Руководители кружков поддержали единую логику. Три недели велась текущая работа с каждым отрядом, а далее – подключение волонтёров и выход на создание общественно полезного продукта:
– музыкальный кружок – битва отрядных хоров как новый формат воспитательного события для нашей образовательной организации;
– спортивный кружок – тематические эстафеты для продвижения ЗОЖ, проведение силами детей дня популяризации ГТО;
– литературный кружок – навыки драматизации на основе произведений новосибирских авторов (Шамов, Щукин, Магалиф и другие); театральная постановка на церемонию закрытия смены;
– психологический кружок – развитие гибких навыков через игровую деятельность, разработка адаптированных игр про родной город на основе популярных настолок;
– шахматный кружок – освоение искусства игры в шахматы по разным правилам (на траве, на стене и т.п.), проведение шахматного турнира между отрядами в стиле уличного квеста;
– художественный кружок – рисование городских пейзажей и знаменитых горожан в разных техниках, создание галереи работ, использование лучших рисунков для оформления авторских разработок педагогического коллектива, связанных с историей и культурой Новосибирска (игровые поля и колоды, открытки, мерч и многое другое).
В соответствии с ежедневными событиями наполнялось узнаваемое игровое поле в стиле игры «Монополия», которое стало центром оформления смены. «Строительство» города предполагало учёт индивидуальной и коллективной активности участников, поощрение отличившихся игровой валютой. За индивидуальную активность участники ежедневно получали стилизованные деревянные бруски, камни и кирпич. Объединившись друг с другом, дети накапливали строительные материалы и обменивали их на домики, подписывая на них свои имена – так на карте регулярно появлялись строения. И все остальные безошибочно узнавали, на кого следует равняться.
В среду и пятницу организовывался обмен обычных домов на доходные, многоквартирные, высотные. Они служили отражением отрядной сплочённости и качества включения в массовые дела.
Особые ресурсы приносила активность на событиях, подготовленных за пределами отряда:
– квесты от вожатых давали лучшим командам объекты инфраструктуры (дороги, улицы, станции метро, мосты и т.п.).
– творческая самореализация на кружках выражалась в объектах из сфер культуры, образования и спорта (по тематике деятельности конкретного кружка), которые можно было назвать именем отряда или отдельных отличившихся ребят; количество таких элементов ограничено;
– победы в массовых событиях на сцене актового зала позволяли выиграть уникальные здания – городские достопримечательности, чтобы разместить их в своей части общей игровой карты.
Наличие/отсутствие у отрядов тех или иных сооружений как упрощало игровые действия, например, при подготовке гостеваний, выступлений, так и вынуждало идти на договор, обмен, объединение с другими отрядами.
Таким образом, в течение смены участники примерили на себя роли основателей Новониколаевска-Новосибирска, побыли «изыскателями», чтобы понять принцип выбора места для строительства города, поняли, почему первым электротранспортом стал трамвай (слово «троллей» – в основе названия нашего жилмассива), разобрались в способах застройки и обсудили перспективы развития родного города.
Количество просмотров: 915 |
Добавить комментарий