Термин «информационно-образовательная среда» стал часто употребляться в педагогической лексике с момента введения ФГОС НОО. Причина – один из пунктов этого нормативного документа, посвященный тому, что является сущностным наполнением этого термина для образовательных организаций. Речь идет не только о материально-технологической составляющей информатизации образования, но и о компетентности участников образовательных отношений, а также о службе поддержки, которая, несомненно, нужна для обеспечения эффективности функционирования и развития информационно-образовательной среды школы.
Наибольший интерес с организационно-педагогической точки зрения вызывают перечисленные в п. 26 ФГОС начального и основного образования виды деятельности, которые необходимо осуществлять в электронной форме. При беглом просмотре может сложиться впечатление, что ничего особо инновационного в этом перечне нет, кроме, пожалуй, ответственности администрации школы за обеспечение возможностей реализовывать названные виды деятельности всеми педагогами школы. Однако если рассмотреть каждый из них в отдельности, то возникает ряд вопросов, ответы на которые не всегда могут дать педагоги и администрация образовательных организаций. Например, такой вид деятельности, как «размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов». Важно уточнить: О каких конкретно материалах идет речь? Кто и где их размещает? Как часто это должно происходить? Кто отвечает за качество размещаемых материалов, и на основе каких критериев это качество определяется?
Список актуальных вопросов по всем видам деятельности, осуществляемых в электронной форме, получается весьма внушительным. При этом, безусловно, самым важным из них для педагога должно быть обучение и воспитание школьников. Осуществление продуктивной педагогической деятельности в информационно-образовательной среде имеет свои особенности, некоторые из которых раскрывают авторы статей этого выпуска газеты.
Интересного вам чтения, уважаемые коллеги!