Малыгин Алексей Викторович,

учитель математики НОУ Православная Гимназия

во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

 
Здравствуйте, уважаемые читатели!

Прежде всего, хочется вас поздравить с Новым Годом и Рождеством Христовым! Пусть радость этих праздников освещает наш жизненный путь!

В этом выпуске «Интерактивного образования» вашему вниманию представляется статья Васильевой Елены Михайловны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 211 имени Л. И. Сидоренко г. Новосибирска на тему: “Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников: история рода, связь поколений через авторский проект «Этическая грамматика»”.

Данная статья интересна следующими моментами.

Во-первых, Елена Михайловна в своей статье ставит задачу воспитания через изучение истории нескольких поколений своего рода. Автор приводит цитату священника Павла Флоренского о том, что без изучения истории своего рода «…станет … скучно и тягостно жить...».

Во-вторых, статья интересна тем, что дает нам еще один пример реализации классического принципа педагогики: «Обучай воспитывая, воспитывай обучая» – в рамках воспитательного авторского проекта «Этическая грамматика» реализуется несколько форм обучения, классной и внеклассной работы, а также работы с родителями.

 
 

Васильева Елена Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 211 имени Л. И. Сидоренко г. Новосибирска

 
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников: история рода, связь поколений через авторский проект «Этическая грамматика»

«Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти... Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома... Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями... Не ищите власти, богатства, влияния... Нам не свойственно всё это; в малой же доле оно само придёт – в мере нужной. А иначе станет вам скучно и тягостно жить...»

Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание. (1917-1919 гг.)

Во все времена люди высоко ценили нравственные качества человека. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны и подрастающем поколении. В настоящее время потеряны нравственные ориентиры. С одной стороны, современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, с яркой индивидуальностью. С другой стороны, Россия характеризуется социальными конфликтами, ростом терроризма, переселенцев, беженцев, беспризорности, преступности, безработицы и, как следствие, нравственным кризисом.

На данный момент идёт активный поиск путей выхода из сложившейся ситуации. В Федеральных государственных стандартах общего образования процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1]. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определённой суммы знаний, но и на развитие духовно-нравственных качеств личности, таких как любовь и уважение к самому себе, своим обязанностям, своей семье, коллективу, обществу, к родному краю, Отечеству, к труду и т. д.

Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Работу по духовно-нравственному развитию младших школьников я реализую при помощи проекта «Этическая грамматика». Он позволяет использовать разнообразные формы работы с детьми и родителями: уроки этикета, эмоциональный заряд, нравственные беседы, классные часы, игры, конкурсы, праздники, военно-спортивные праздники, встречи с интересными людьми, проекты, чтение художественных произведений, рассматривание рисунков, фотографий, сочинение сказок, историй, наблюдения, экскурсии, театральные постановки, родительские собрания, кружки, работа с другими детскими коллективами.

Проект помогает мне организовать работу в своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся на занятиях. Реализуя проект, я нахожу немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Это помогает учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывается её содержание, апробируются новые подходы и формы воспитательных мероприятий. Эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

1 класс. Мир твоей души.

2 класс. Счастье семьи.

3 класс. С чего начинается Родина.

4 класс. Азбука мудрости.

Следить за нравственным развитием учащихся так же важно, как за его успехами по предметам. В этом мне помогают родители моих учеников. Я считаю, что в триединстве заключается успех. Неслучайно девиз нашего учебного заведения: «Вместе с нами в будущее».

Семья – это самое важное и дорогое в жизни каждого человека. Семья формирует наши нравственные и человеческие качества. Как важно приобщить ребёнка к семейным традициям, истории семьи, связи поколений. Есть семьи, где существует традиция собирать по крупицам историю всех поколений своего рода. Фотографии и документы, письма и рассказы бережно хранятся и передаются по наследству. Многие люди однажды заинтересовываются тем, откуда они появились. И если проблема появления человека на Земле как вида довольно сложна и до сих пор ставит загадки перед археологами, то выяснить своё личное происхождение в пределах нескольких поколений вполне доступно каждому. Хотя и тут всё непросто. Своих родителей, бабушек и дедушек большинство, конечно, знает. Однако на этом сведения нередко заканчиваются. Причиной этого часто является тот факт, что этих родственников давно нет в живых, а потомки утратили сведения о них или не получили их от своих родителей, либо же элементарное нежелание заниматься подобными проблемами в стиле «это было давным-давно, меня это не касается и я не хочу об этом ничего знать».

Но я думаю, как человек и учитель, что это наше наследие, это память обо всех тех, благодаря кому мы сами появились на свет. Кроме того, в глубине души каждый хотел бы оставить след в истории, пусть не в больших масштабах, но чтобы его имя осталось незабытым в своей семье. Поэтому мы делаем герб и родословную учеников, привлекая к этому процессу родителей и родственников. Поэтому я считаю нашим долгом собрать всю доступную нам информацию и передать её своим детям, т.к. в противном случае наши внуки и правнуки не смогут получить эти данные, даже если будут хотеть этого.

Генеалогическое древо

Герб семьи

Вот некоторые примеры девизов семей: «Сердце на месте, когда вся семья вместе», «Всегда и везде вместе», «Никогда не сдавайся», «Всегда вместе и дружно»…

Знакомство с учеником и членами его семьи начинается уже с составления визитки (откуда можно узнать первоначальную информацию: состав семьи, их интересы, увлечения, проведения совместного досуга…).

Визитки учеников

На занятиях по «Этической грамматике» и на уроках ребята учатся думать и объяснять такие понятия, как род, родство, родители, семья, родной дом, родной язык, малая и большая родина. Подбираем и объясняем значение пословиц и поговорок: «Как жили деды да прадеды, так и нам велели», «Не будь грамотен, будь памятен, может, что и сгодится», «Дома и стены помогают», «Согласную семью и горе не берёт». Составляем альбом пословиц и поговорок о семье, пишем сочинения. Вот некоторые выдержки из сочинений учеников: «Моя семья очень хорошая… Она для меня самое ценное». Максим Ш. «Моя семья состоит из трёх человек. Мама, бабушка и я. Я люблю свою бабушку и маму. Моя мама очень добрая, но строгая. Моя бабушка добрая и трудолюбивая. Я очень их люблю». Евгений И. Ребята пишут небольшие сочинения-рассуждения на тему: «Какая я дочь (сын)?»

Вместе с детьми формулируем заповеди семьи:

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

Умейте находить и выполнять дело на пользу и радость всем членам своей семьи.

Дарите радость своим родителям.

Чаще говорите родителям слова благодарности и подкрепляйте их добрыми поступками и делами.

Будьте внимательными и чуткими, готовыми прийти на помощь членам своей семьи и другим людям, если нужно.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Почитайте родителей.

Уважайте родственников.

Свято храните честь своей семьи.

Большую помощь в нравственном развитии и воспитании учащихся играют рассказы, сказки, притчи В. А. Сухомлинского, которые я использую как на уроках, так и внеурочной деятельности.

Ребята создают портреты своих мам, принимают активное участие в конкурсе стихов, посвящённых мамам, выступают на школьном празднике «День матери» (Приложение. Видео и презентация).  Также участвуют в городском конкурсе рецензий «Время читать» (Сахаров Дмитрий – диплом победителя 3 место), в конкурсе рисунков «Наша победа» в предметной декаде искусств (Бубнов Михаил – диплом 1 место).

Рисунки-портреты мам учеников.

Хорошо, если можно больше узнать о жизни своих предков. Ведь интересно, чем жили, что думали люди в прошлом. Это, как если читаешь захватывающий исторический роман, только все действующие лица – твои прямые предки. Я думаю, что изучать историю своего рода - это хорошая традиция, продолжать которую советую всем. Составление семейного древа – лучший подарок потомкам. Ещё А. С.Пушкин говорил: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости…». Создание учениками книги памяти «Моя семья и Российская Армия», где дети рассказывают о своих родителях, дедушках и бабушках, о семейных династиях, чья жизнь посвящена армии и служению Родине.

Седов Дима рассказывает о своём прадедушке

Рассказ Фалалеева Ивана о своём прадедушке Герое Советского Союза гвардии капитане Глинине Фёдоре Филипповиче помещён в школьную книгу памяти ветеранов и был представлен на школьном празднике 9 Мая

Ребята выступают на празднике, посвящённом Дню Защитников Отечества

Вся эта работа даёт толчок для дальнейшей, более кропотливой и интересной работы по сбору и систематизации знаний о своих предках. Ученики выступают и показывают свой труд в классе, в школе, районе, городе. Работа Седова Александра «Моя родословная и история семьи. Для чего и кого это нужно знать?» была представлена на научно-исследовательской конференции младших школьников на районе, где он стал лауреатом. Потом Александр участвовал в Новосибирском областном конкурсе «Семейные ценности», который проходит с 2012 года. На конкурсе (2017 г.) было представлено 167 работ. В номинации «История семьи» он стал победителем.



Седов Александр

История его семьи тесно связана с различными историческими событиями нашей Родины. Его предки – это и дворяне, и купцы. Его предки – крестьяне, пахавшие землю и растившие хлеб. Его предки – герои, которые защищали нашу землю от врагов на фронтах Первой и Второй мировых войн. Вот некоторые выдержки из его работы:

«Один из моих прадедов Николай Николаевич Оноприенко (1911–1979) – полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией воевал на Брянском, Центральном, 4-м Украинском, 1-м и 2-м Белорусском фронтах, занимая должности командира стрелкового батальона, полка и заместителя командира дивизии, участвовал в обороне Москвы, в Курской битве, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Мой прапрадед был дважды ранен, награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Кутузова 3-й степени, Александра Невского, Красной Звезды и многими медалями, а также орденами и медалями иностранных государств. Звание Героя Советского Союза Н. Н. Оноприенко присвоено 29 июня 1945 года за отвагу, мужество и умелое командование частями дивизии при форсировании Одера, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки. Н. Н.Оноприенко прошел путь от рядового бойца до полковника. В период Великой Отечественной войны командовал батальоном под Москвой. В Курской битве полк под его командованием отличался железной стойкостью. Но наиболее ярко воинский талант гвардии полковника Оноприенко раскрылся на завершающем этапе войны – в Берлинской наступательной операции.

Хлебников Иван Ульянович (1906-1941). Это еще один мой прадед. Летом 1941 года он был призван на фронт. В самые жестокие и страшные дни начала Великой Отечественной войны он воевал с немецко-фашистскими захватчиками и пропал без вести под Черниговым. Ему было всего тридцать три года. Мы долгие годы разыскиваем своего героя. Ведем переписку с поисковиками и изучаем хронологию происходящих тогда событий. Не так давно мне посчастливилось найти человека, который был свидетелем жизни моего прадеда и видел своими глазами, как он уходил на фронт. Это уже очень пожилой человек, но его воспоминания о веселом добром парне Иване Хлебникове, моем прадеде, для меня бесценны. Я бы мог никогда не узнать, каким он был человеком, но судьба подарила мне возможность всё же поговорить с его односельчанином. Благодаря ему, восстановить несколько веток моего рода и найти еще множество родственников. Говорят, что война не закончена, пока не найден последний солдат и не предан земле, и я верю, что если не я, то мои потомки все же когда-нибудь узнают о судьбе Ивана Хлебникова – человека, отдавшего жизнь за свою Родину и семью. Все, что я могу сделать в память о своем прадеде – это с гордостью хранить о нем память и проносить его портрет каждый год в акции «Бессмертный полк». Это добрая традиция, с недавних пор в моей семье и надеюсь, она будет жить и дальше в поколениях». 

Акция «Бессмертный полк» стала доброй традицией и других семей моих учеников.

Климова Руслана с родителями и с портретами своих прадедушек Абильмажиновым Калиянуром и Климовым Борисом Ивановичем и прабабушки Матвеевой Марией Петровной

Седов Александр с портретом своего прадеда Хлебниковым Иваном Ульяновичем

Уженцев Дмитрий участвует в акции «Бессмертный полк» с портретом своего прадедушки Уженцевым Дмитрием Ивановичем-радистом

Когда мы слушаем рассказы о своих предках, они продолжают жить в наших сердцах, семейных альбомах и истории. Как говорил великий российский историк О. В. Ключевский «Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя».

От того, каким будет подрастающее поколение, зависит судьба нашей страны в будущем.

Литература:

1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А Тишков Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008году. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.- (Стандарты второго поколения).