Молокова Анна Викторовна,

проректор по научно-методической работе и цифровизации

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

заведующий кафедрой начального образования,

доктор педагогических наук, доцент,

Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации

 
Добрый день, уважаемые читатели!

Одной из наиболее сложных педагогических задач сегодня является формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся. Большинство практиков обратили внимание на термин и его содержание в связи с появлением соответствующего требования в тексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Однако универсальные действия, освоение которых остро необходимо в связи с усилением значения метапредметного характера содержания образования, довольно давно были предметом педагогических поисков, ориентиром для ученых и практиков. Не секрет, что феномен метапредметности в философии, содержании образования и в познании в целом является предметом научных дискуссий на протяжении тысячелетий. Понимание его сути претерпело изменения, но не перестало быть спорным. Среди современных исследователей яркие разноаспектные трактовки сущности метапредметного содержания и результата образования, в том числе применительно к начальной школе, дают А.Г. Асмолов, Н.Ф. Виноградова, Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской и другие учёные.

Молодые ученые защищают диссертации, посвященные проблемам формирования и развития универсальных учебных действий, проектированию метапредметного содержания образования, предлагая интересные технологические решения. Однако научные достижения не всегда своевременно находят преломление в практической деятельности. В связи с диалектикой развития познания и практики учителя все еще испытывают затруднения в понимании сущности рассматриваемого понятия и особенностей профессиональной деятельности в связи с соответствующими нормативными требованиями государства.

Авторы статей этого выпуска газеты не боятся рассуждать и практически реализовывать свои идеи в части формирования универсальных учебных действий своих учеников. Тот факт, что для этого учителями используются все возможности и ресурсы окружающей информационно-образовательной среды, вызывает уважение и желание познакомиться с представленным опытом практической деятельности.

Интересного вам чтения, дорогие коллеги!

Использование учебного сетевого проекта как средство формирования универсальных учебных действий

Татарникова Александра Константиновна

В настоящее время сложно представить нашу жизнь без современных компьютерных технологий. Информационные технологии сопровождают нас каждый день: дома, на работе, на отдыхе. В образовании на данный момент учитель уже не является главным источником знаний для учащихся. Он помощник, сопровождающий детей в мире информации, помогающий и направляющий их.

Формирование регулятивных УУД на уроках технологии

Зайцева Татьяна Анатольевна

Основой изучения курса технологии автора Е.А. Лутцевой в начальной школе является системно-деятельностный подход, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Формирование УУД на интегрированном уроке окружающего мира и информатики

Карпова Елена Владимировна

Школьникам, которые сегодня сидят за партами, предстоит осваивать новые профессии, новые технологии, решать новые задачи. Приоритетным в сегодняшнем образовании является формирование у обучающегося таких качеств и умений, которые в последующем должны позволить ему активно заниматься самообразованием, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. В соответствии с ФГОС это становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД), представленных четырьмя блоками.

Современный урок – основа формирования универсальных учебных действий

Шкурупий Наталья Александровна

В последнее время в практике образования все чаще звучит термин – современный урок. Каким он должен быть, изменились ли требования к современному уроку? Одним из приоритетных направлений ФГОС являются требования к результатам освоения ООП. Результаты сформулированы как способы действий, которыми должен овладеть ученик. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться учитель, а, следовательно, и урок должен быть другим.

Мультимодульный подход в реализации образовательной программы на примере урока «Технология»

Потеряева Лариса Владимировна, Лобарева Татьяна Анатольевна, Потеряев Юрий Петрович

Развитие технологий приводит к тому, что существующая система школьного обучения теряет монополию на рынке образования. Если сегодня школа не изменится, то в недалеком будущем она может потерять и учеников. Эффективный способ развития школьного образования – это модернизация урока технологии в школе.

Веб-квест как способ активизации творческой деятельности с использованием сетевых ресурсов

Томилова Людмила Николаевна

Сегодня актуальным становится сочетание активных и интерактивных методов и технологий обучения с элементами ИКТ. Именно такой подход к преподаванию определяется как инновационный.

Одной из современных технологий, позволяющих специальным образом организовать познавательную деятельность учащихся в условиях непрерывно растущего количества информации и появления доступных обучающих интернет-ресурсов, является технология веб-квестов.