Одной из наиболее сложных педагогических задач сегодня является формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся. Большинство практиков обратили внимание на термин и его содержание в связи с появлением соответствующего требования в тексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Однако универсальные действия, освоение которых остро необходимо в связи с усилением значения метапредметного характера содержания образования, довольно давно были предметом педагогических поисков, ориентиром для ученых и практиков. Не секрет, что феномен метапредметности в философии, содержании образования и в познании в целом является предметом научных дискуссий на протяжении тысячелетий. Понимание его сути претерпело изменения, но не перестало быть спорным. Среди современных исследователей яркие разноаспектные трактовки сущности метапредметного содержания и результата образования, в том числе применительно к начальной школе, дают А.Г. Асмолов, Н.Ф. Виноградова, Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской и другие учёные.
Молодые ученые защищают диссертации, посвященные проблемам формирования и развития универсальных учебных действий, проектированию метапредметного содержания образования, предлагая интересные технологические решения. Однако научные достижения не всегда своевременно находят преломление в практической деятельности. В связи с диалектикой развития познания и практики учителя все еще испытывают затруднения в понимании сущности рассматриваемого понятия и особенностей профессиональной деятельности в связи с соответствующими нормативными требованиями государства.
Авторы статей этого выпуска газеты не боятся рассуждать и практически реализовывать свои идеи в части формирования универсальных учебных действий своих учеников. Тот факт, что для этого учителями используются все возможности и ресурсы окружающей информационно-образовательной среды, вызывает уважение и желание познакомиться с представленным опытом практической деятельности.
Интересного вам чтения, дорогие коллеги!