Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе,
шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, –
услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
В.А. Сухомлинский
Веками человек был потребителем по отношению к природе: он пользовался её дарами, не давая ей ничего взамен и не задумываясь о последствиях. На нашей планете стремительно стали исчезать различные виды животных, растений. Но так больше не должно продолжаться, иначе человечество погубит свою планету, а вместе с ней и себя. Поэтому необходимо с детства воспитывать в детях желание охранять природу от её загрязнения и уничтожения, умение бережно относиться к ней.
И начинать нужно с самых маленьких, потому что каждый взрослый человек, приносящий вред природе, был когда-то ребёнком. Именно в детском возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, задавая множество вопросов, на которые требуют ответ.
Экологическое воспитание является важнейшим условием гармоничного развития личности. Главная его цель – воспитать в детях любовь к природе, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться её богатством.
В нашей группе проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Для решения задач экологического воспитания руководствуемся программой «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада», разработанной И.Л. Саво.
Особое внимание в своей работе уделяем проектной деятельности. Эта форма работы позволяет решать различные задачи в комплексе, интегрируя все образовательные области, что помогает всестороннему развитию личности.
Мы разработали и реализовали с детьми следующие экологические проекты: «Осенние фантазии» (поделки из природного материала), «Зимующие птицы» (с изготовлением и развешиванием кормушек для птиц), «В гостях у Лесовичка» (где усвоили основные правила поведения в лесу).
Совместно с родителями регулярно принимаем участие в выставке рисунков по временам года. На каждое время года нами подобрана картотека прогулок, где мы наблюдаем за объектами и явлениями природы. В каждом наблюдении расширяем полученные представления о природе. Наблюдения стимулируют интерес детей, их познавательную активность. Главную роль при ознакомлении дошкольников с природой отводим игре. Подбираем дидактические игры природоведческого и экологического содержания, например: «Путешествие по морю», «Узнай, чей лист?», «С какой ветки детки?», «Угадай по описанию», «Дикие – домашние», «Что за насекомое?» и т.д.
С большим интересом во время прогулки путешествуем с детьми по «экологической тропе», которая находится на участке детского сада. Учим детей находить дорогу по названиям знакомых деревьев и кустарников. Упражняем в ориентировке в большом пространстве. Закрепляем знания детьми деревьев на участке.
Немалую роль отводим экспериментированию. Например, проводим цикл наблюдений за воздухом: «Как обнаружить воздух в помещении?», «Воздух есть во всех предметах», «Как услышать воздух», «Воздух нужен для жизни», «Чем пахнет воздух?» и др.
Дети в силу своей любознательности всегда увлечены экспериментированием: опытами и наблюдениями.
Вовремя применяемое художественное слово: потешки, поговорки, загадки, стихи, сказки и т.д. играют огромную роль на формирование у дошкольников представления об объектах и явлениях природы.
Важнейшей формой работы с детьми, которую мы применяем в своей практике, является труд в природе. Этот вид деятельности как никакой другой способствует формированию у дошкольников правильного отношения к природе.
Привлекаем детей к активному участию по уходу за комнатными растениями: полить, взрыхлить грунт, протереть листья от пыли и т.д. Каждый ребёнок постепенно знакомится с материалом по уходу за растениями.
Большую роль в экологическом воспитании детей играет семья, так как она оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает у детей речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитывая в детях любовь к окружающему миру, мы развиваем в них чуткость к восприятию прекрасного в природе. Побуждаем детей самим находить красоту в природе, наслаждаться ею, сохранять её и приумножать.
В своей работе планируем и дальше реализовывать задачи экологического воспитания дошкольников для формирования их всестороннего развития.
Литература:
1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М.: Просвещение, 2006.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания для школьников – М., 2009.
3. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.