Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые читатели!

Вашему вниманию представляется материал, который широко используется в образовательном процессе и воспитательной работе ряда школ города Новосибирска.

В этом номере вы узнаете: как организовать научную экспедицию, сформировать у учащихся навыки поисковой деятельности, как мотивировать ребят для работы в школьном музее и патриотическом клубе.

Активисты школьных музеев и ребята, посещающие военно-патриотические клубы, получают опыт поисково-исследовательской деятельности, участия в профильных сменах, публичных выступлений на конференциях, конкурсах и соревнованиях различных уровней.

Как формировать осознанную гражданскую позицию у воспитанников? В чем уникальность военно-патриотического клуба? Возможно ли осуществление проектной деятельности по интересам среди воспитанников? На эти вопросы читатели найдут ответ в статье «Проектная деятельность в рамках военно-патриотического клуба» Григорьева Виктора Николаевича, руководителя клуба МАОУ «Лицей № 176».

Разговор о клубной работе продолжит Платонова Марина Анатольевна, методист ТГМ в Первомайском районе МКУДПО «ГЦРО». Причем, не столько о клубной работе, сколько о сотрудничестве военно-патриотического клуба и школьного музея, интересных идеях и проектной деятельности.

Метод проектной деятельности уже не первый год используется в работе школьных музеев и патриотических клубов. Эта форма работы позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную внеурочную деятельность.

Марина Анатольевна утверждает, «что необходимость сотрудничества клуба и музея заключается в усилении воспитательного воздействия на детей, в создании единого воспитательного пространства школы».

Поисковая деятельность является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся убеждает читателей Голованова Елена Николаевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 57. И рассказывает о проблемах, связанных с этим направлением. А также предлагает результатами поисковой деятельности активнее пользоваться на уроках. Иначе зачем искать, если все это будет лежать в фондохранилищах?

Яковлева Людмила Демьяновна рассказывает в своей статье об интересной и редкой пока для школы форме работы: научная экспедиция. Когда проходят экспедиции, кто являлся организатором, какие конкретно экспонаты пополняют музейный фонд? На эти вопросы читатели найдут ответ в статье «Научная экспедиция как средство мотивации учащихся для работы в музее гимназии». Киев, Томск, Тобольск, Москва… Людмила Демьяновна уже много лет организует подобные экспедиционные поездки, тем самым пополняя музейные фонды, помогая ребятам материалом для научно-практических конференций, докладов, выставок.

Продолжает тему экспедиций Сунцова Наталия Витальевна, делясь своим опытом социального партнерства. В результате такого партнерства появляются интересные космические уроки, создаются разнообразные экспозиции и выставки, организуются поездки в другие города. Автор также поднимает ряд проблем, которые не всегда возможно решить. На страницах нашей газеты читатели могут их обсудить и предложить свои пути решения.

Способность ученика самостоятельно приобретать знания и умения и использовать их в практической деятельности – достаточно важные задачи педагогики. В решении этих вопросов школьные музеи и патриотические клубы могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь.

Школьные музеи и патриотические клубы уже получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания, активно работая и вовлекая ребят в интересную и полезную деятельность. 

Научная экспедиция как средство мотивации учащихся для работы в музее гимназии

Яковлева Людмила Демьяновна

Большую роль в пополнении актива и фондов музея «У истоков города» нашей гимназии играют научные экспедиции. Началом этой важнейшей формы работы стал выезд группы наших школьников в город Тобольск весной 2009 года. Эта поездка была организована на начальном этапе организации школьного музея в формате научной экспедиции, целью которой было ознакомление с историей Сибири, изучение ее истоков, выявление точек соприкосновения с историей Новосибирска.

Современные подходы в деятельности школьного музея

Сунцова Наталия Витальевна

Работа музея в современной школе – это синтез гуманитарного и технологического образования, которое встраивается в систему внедрения ФГОС.
Цель работы современного школьного музея – сформировать картину мира, соответствующую современному уровню развития науки и технологий.

Формы сотрудничества военно-патриотических объединений и музеев образовательных организаций Первомайского района

Платонова Марина Анатольевна

В своей статье я рассмотрю те случаи, когда в одной школе есть и военно-патриотический клуб, и музей. Таких школ в городе достаточно много. В Первомайском районе, например, всего школ 12, в 6-ти есть и музей, и клуб. Какова же цель их сотрудничества, зачем оно нужно? Обращаемся, в первую очередь, к Федеральному государственному образовательному стандарту, т.к. именно он сейчас определяет наше правовое пространство.

Проектная деятельность в рамках военно-патриотического клуба

Григорьев Виктор Николаевич

Сегодня военно-патриотический клуб «Дорогами Победы» являет собой клубное объединение, реализующее программу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения на базе лицея № 176. Программа занятий военно-патриотического клуба состоит из изучения теоретических вопросов, таких как создание и организационная структура Вооруженных сил РФ, дни воинской славы России, почетные награды за воинские отличия, заслуги в бою. И отработки практических навыков по огневой, строевой, физической подготовке, радиационной, химической защиты и оказанию первой доврачебной помощи.

Поисковая деятельность современного школьного музея

Голованова Елена Николаевна

Согласно письму Министерства образования России (№ 28-15-181/16 от 12 марта 2003 года «О деятельности музеев образовательных учреждений» и приложению к нему) одной из основных функций музея является документирование природы, истории, культуры родного края.