Проект «Луговые травы Новосибирской области»

 
 

Конева Наталья Юрьевна,

воспитатель 

МБДОУ ЦРР – д/с № 501 г. Новосибирска

 

Проект «Луговые травы Новосибирской области»

Согласно ФГОС дошкольного образования, составляющая программы, разрабатываемая участниками образовательного процесса, должна учитывать региональный компонент (изучение местной природы, культурного наследия, традиционных занятий), что способствует осознанию детьми своей связи с родным краем.

Формирование бережного отношения к окружающей среде начинается в семье и продолжается в детском саду. Программы дошкольного образования направлены на воспитание любви и ответственности к природе. Местная природа предоставляет широкие возможности для наблюдений, расширения знаний и жизненного опыта ребенка. Важная задача педагога – рассказать детям об уникальных климатических и природных особенностях региона. Особенно интересным в летнее время является растительный мир, разнообразные виды трав и растений.

Реализация таких занятий ставит две ключевые цели:

 1. Воспитание у детей чувства любви к родной природе, умения воспринимать её красоту и бережно относиться к растениям и животным;

2. Предоставление дошкольникам базовых знаний о природе и формирование на их основе представлений о явлениях живой и неживой природы.   

 Развитие устойчивого познавательного интереса о растениях родного края у детей дошкольного возраста – основа для формирования позитивного отношения к ним. Дети начинают воспринимать окружающие растения как живые организмы, что вызывает естественное желание заботиться о них и охранять растительный мир. Кроме того, они учатся различать живые существа, понимать, что их жизнь зависит от условий, и определять состояние растений. Рассказы о растениях родного края важны для развития у детей ценностного отношения к природе и бережного поведения. К показателям сформированности этих знаний относятся:

– Способность самостоятельно называть различные виды растений: деревья, кустарники и цветы;

 – Умение выделять условия, необходимые для жизни, роста и развития растений;

– Проявление интереса и эмоциональное проявления  к растениям.

Для эффективного формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы и методы, правильно их сочетая. Выбор методов и их комплексное применение определяется возрастными особенностями детей и задачами, которые ставит педагог.

Для формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста был разработан план летних занятий «Луговые травы». Он включает игры, беседы, викторины, природоохранные акции и другие мероприятия. Новой формой работы  стали экскурсии по парку ЛДС «Сибирь-Арена», в организации которых участвовали родители воспитанников. Заключительный этап разработанного плана – создание луга на территории детского сада.   Мы планируем создать миниатюрный луг на прилегающей территории.

Опишем план реализации проекта «Луговые травы».

Цель: расширить и систематизировать знания детей о луговых растениях, в том числе о видах трав, редко встречающихся в Сибири; деревьях нашей местности; способствовать развитию умения замечать красоту лугов в разные времена года, закреплять правила поведения в природе.

  1. В рамках проекта планируем высадить растения, занесенные в список Красной книги.  На текущем этапе познакомили детей в процессе наблюдений с редкими видами растений, охраняемыми Красной книгой, такими как:
  • Мать-и-мачеха.  Народное название обусловлено особенностью появления листьев после цветения. Листья сверху плотные и холодные, как у мачехи, а снизу – тёплые и пушистые, словно у матери. Цветок устойчив к морозам благодаря пушистым стеблям, защищающим от обмерзания весной и перегрева летом.
  • Купальница. Все знают этот красивый цветок, напоминающий золотистую розу. Это неприхотливое растение хорошо растет на влажной почве.
  • Водяная белая лилия.  Этот цветок встречается довольно редко. Практически каждый, кто плавает или катается на лодке, захочет сорвать его. Однако без воды растение быстро погибает.
  • Папоротник.  Этот вид постепенно исчезает. Он является родственником гигантских растений, существовавших в период отложения каменного угля. Папоротник долго сохраняет свой зеленый цвет и поэтому его использовали для украшения рамок.
  • Ландыш.  Он проводит зиму под землей, а цветение начинается в конце весны и начале лета. Ландыши – скромные цветы, их не встретишь на открытых местах, ни на лугу, ни в поле. Их можно найти в лесу, в тени деревьев. У этого растения крупные овальные листья и множество маленьких цветков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета. Однако цветение недолгое, вскоре цветы опадают, а на их месте созревают маленькие яркие ягоды, которые нельзя пробовать – они ядовиты! Ландыш – красивый цветок с неповторимым ароматом. Из-за его популярности люди собирают его в больших количествах, что приводит к сокращению популяции. Чтобы сохранить этот прекрасный цветок, ученые внесли ландыш в Красную книгу.
  • Медуница. Такое название растение получило из-за любви к нему шмелей и пчел – у него приятный медовый аромат, а цветки яркие и нежные. Медуница – растение, которое рано начинает цвести, еще до появления листьев на деревьях. Весной, когда бывает холодно, у цветков есть волоски, которые защищают их от мороза. Летом цветки распускаются разными цветами – розовым, голубым и фиолетовым, и в них появляется нектар, привлекающий пчел. Это растение важно для человека, из него делают лекарства. Люди собирают его для приготовления целебных отваров, что ставит медуницу под угрозу исчезновения. Поэтому ее необходимо защищать и выращивать в саду, чтобы сохранить лесные растения.
  1. Для практических занятий детей по определению возраста деревьев на территории, выделенной под луг, планируем разместить старый пень и воссоздадим муравейник (муляж с фигурками муравьев), чтобы углубить знания детей об этих насекомых, их образе жизни и роли в природе.
  2. На деревьях объекта «Луговые травы» уже установлены кормушки «Птичья столовая», с целью воспитания у детей экологического, осознанного отношения к птицам. Помимо этого, «Птичья столовая» является украшением территории в любое время года, а ее расположение в этом центре соответствует требованиям РППС (полифункциональности и вариативности).

Таким образом, интерес к объекту «Луговые травы» не будет ограничивается лишь весенне-летним периодом. Ведь наблюдение за изменениями растительного мира в течение всего года развивает экологическое мышление детей, расширяет их представления о живой природе и формирует бережное отношение к окружающей среде.

 

Список литературы:

  1. Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы / Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области. – 3-е изд.– Новосибирск : Типография Андрея Христолюбова, 2018. – 588 с.
  2. Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://86sch-niaksimvol.gosuslugi.ru/netcat_files/65/3142/Metodicheskie_rekomendatsii_po_realizatsii_FOP_DO.pdf.
Количество просмотров: 141  

Добавить комментарий

1. Педагогические сообщества как ресурс повышения профессиональной компетентности воспитателя
2. Педагогические сообщества: от профессиональных сомнений к уверенности
3. Роль родителей в обучении дошкольников безопасности дорожного движения
4. ВКонтакте с семьей: виртуальная площадка как мост между специалистами ДОО и родителями
5. Выставки совместного творчества детей и родителей в ДОО
6. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
7. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР
8. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
9. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе
10. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
11. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях
12. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым»
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества
14. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста
15. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
16. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования
17. Читательский дневник дошкольника
18. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства
19. Проект «Луговые травы Новосибирской области»
20. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста
1. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Выставки совместного творчества детей и родителей в ДОО Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. ВКонтакте с семьей: виртуальная площадка как мост между специалистами ДОО и родителями Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Роль родителей в обучении дошкольников безопасности дорожного движения Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Педагогические сообщества: от профессиональных сомнений к уверенности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Педагогические сообщества как ресурс повышения профессиональной компетентности воспитателя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы