Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников

 
 

Захарова Александра Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников

Сегодня достаточно много говорят о взаимодействии дополнительного и общего образования. Нередко дополнительное образование считают необязательным. Но это далеко не так. Дополнительное образование детей – составная часть общего образования. Невозможно воспитать полноценную личность, не давая возможности раскрыться всем граням подсознательных возможностей ребёнка. Также как дополнительное образование не может решить самостоятельно всех задач образования и воспитания детей, так и общее образование не может обойтись без дополнительного.

В век высоких технологий наблюдается явный дефицит двигательной активности у детей разного возраста, часто основным источником знаний о современном мире для ребенка становится экранный мир, компьютер и телевизор заменяют школьнику и книгу, и путешествия, и общение с друзьями. В наше время научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. И, как следствие, формируется вторая проблема – снижение популярности такого вида деятельности, как детский туризм.

В настоящее время в России идет процесс модернизации образования. Сформулирован государственный заказ к образованию: «Без здоровых детей у страны нет будущего». В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом.

Идея создания проекта «Туризм для каждого» появилась несколько лет назад как одна из форм набора детей в спелеоклуб «Солнышко». Сегодня это мероприятие для сотни школьников Ленинского района, которое позволяет ребятам узнать о возможности заниматься туризмом в родном городе, осуществить мечту о путешествиях, приобрести новых друзей.

Достаточно быстро целью нашего проекта стало являться не только осуществление набора в наш коллектив, но и повышение статуса детского туризма среди школьников и привлечение их к активному и здоровому образу жизни.

В основе лежит идея организации туристической полосы препятствий на пришкольной территории для учеников конкретной школы. Участие в таком мероприятии позволяет ребятам попробовать свои силы в чем-то новом для себя: в решении нестандартных для них поставленных задач при прохождении различных препятствий, оказании помощи своему «пострадавшему» товарищу и почувствовать себя настоящей командой.

Условно проект можно разделить на 3 этапа.

Первое и самое сложное – это установить контакт и взаимопонимание с нашими социальными партнерами – администрацией общеобразовательных учреждений нашего Ленинского района. К сожалению, не все готовы пойти на организацию такого мероприятия, как туристская полоса. Обоснованием этому служит, как правило, две причины: «туризм – это опасно» и «у нас нет возможности отменить занятия для проведения такого мероприятия».

И, тем не менее, наш проект живет. Причина этому – поддержка тех, кто готов раздвигать горизонты возможностей. На сегодняшний день нашими друзьями-партнерами стали 8 общеобразовательных учреждений: средние общеобразовательные школы №№ 27, 48, 50, 56, 62, 72, 160, 187. Для самого большого района города – охват небольшой, но если посмотреть иначе, то это порядка двух с лишним тысяч школьников за 4 года, которые в командном зачете соревновались на ловкость, скорость, умение принимать решение и работать в команде.

Второй этап организационный.

Реализация проекта требует затрат людских ресурсов: руководители спелеоклуба «Солнышко», обучающиеся и выпускники клуба, родители и работники общеобразовательных школ, которые также активно включаются в организацию: параллельно придумывают викторины, задания для болельщиков и другое.

Когда все подготовительные этапы позади, остается только то, ради чего школьники «бьются» за место в команде – прохождение этапов туристской полосы. Туристско-краеведческая деятельность не только активизирует процесс развития интеллектуально-познавательной сферы, но и способствует укреплению здоровья учащихся, формированию таких качеств, которые обеспечивают социально-психологическую устойчивость личности.

Опыт педагогов, слаженная работа в команде всех организаторов и позитивный эмоциональный настрой позволяют провести мероприятие на высоком уровне.

Кроме того, организация различных препятствий – это еще и отличная возможность для обучающихся клуба отработать практические навыки различных элементов: вязание узлов, организация страховки, работы с различным снаряжением; наработка инструкторской практики в роли судьи на этапах трассы.

Ну и, конечно, любой проект не имеет смысла, когда нет результата. Что же в этом проекте является для нас результатом:

– увеличение численности детского состава в спелеоклубе «Солнышко»;

– организация тематических классных часов для школьных классов на базе спелеоклуба «Солнышко»;

– привлечение участников турслетов к экологическим акциям клуба;

– положительная эмоциональная составляющая после проведения мероприятия;

– увеличение численности участия в походах семей.

Проект нашего клуба – это яркий пример того, как работая совместно, объединёнными усилиями дополнительного образования и основного можно прийти к поставленной цели и решить определённые задачи: активизировать творческую познавательную деятельность детей, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически – одни из важнейших целевых ориентиров современного школьного и дополнительного образования.

Количество просмотров: 6384  

Добавить комментарий

Target Image
1. Дополнительное образование как ресурс воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха
2. Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников
3. Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования детей как ресурс развития личности ребенка
4. Современные вызовы дополнительного образования
5. Театр, жизнь, игра. О роли театра в детском развитии
6. Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников
7. Выявление одаренности детей в процессе реализации авторской программы «Определение типов темперамента как основа формирования и развития сценического образа»
8. Модель патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования как ресурс формирования российской гражданской идентичности школьников
9. Из опыта работы по обучению игре на синтезаторе в творческом объединении «Школьная пора»
10. Об использовании приема «Дерево предсказаний» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. «В душе, чтоб загорелась вдруг свеча…»
12. «Здоровье – это здорово!»
13. «Счастливое лето вчера и сегодня»
14. Играем, общаемся, поем (из опыта работы вокально-хоровой студии «Остров детства» Дома детского творчества «Центральный» на базе МБОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска)
15. Возможности проектной деятельности в организации взаимодействия между родителями, детьми и педагогом дополнительного образования
16. Принцип опосредованности в формировании идентичности семейных отношений в процессе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Кулинарный практикум»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы