Из опыта работы по обучению игре на синтезаторе в творческом объединении «Школьная пора»

 
 

Трубина Галина Витальевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МБУДО «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 
 
 

Ковалева Эльнара Джаваншировна,

методист высшей квалификационной категории

МБУДО «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Из опыта работы по обучению игре на синтезаторе в творческом объединении «Школьная пора»

Общеизвестно, что для того, чтобы научиться превосходно владеть тем или иным музыкальным инструментом, необходимы талант и знание теории, а обучение под руководством специалиста позволяет достичь профессионального исполнения. Музицирование является одним из любимых видов дополнительной развивающей деятельности среди детей разного возраста.

Объединение обучения игре на синтезаторе «Школьная пора» «Центра внешкольной работы «Пашинский» существует с 2005 года. Учащиеся объединения являются активными участниками праздничных концертов и мероприятий учреждения. Свою деятельность объединение осуществляет по дополнительной общеобразовательной программе обучения игре на синтезаторе «Школьная пора». Работа ведётся с детьми в возрасте от старшего дошкольного и школьного возраста в течение 6 лет обучения.

Основной формой учебной работы в процессе обучения игре на синтезаторе является индивидуальное занятие с обучающимся. Такая форма работы создаёт необходимые условия для индивидуального подхода к творческому развитию ребят. Разучивание музыкальных произведений, в процессе которого происходит освоение музыкальной теории и развитие исполнительских навыков, является основным направлением работы в детском объединении.

Именно в младшем возрасте происходит художественно-эстетическое развитие детей. Дети этого возраста обычно очень интересуются пением, музыкой, игрой на детских музыкальных инструментах. В процессе музыкальных занятий у детей формируются определенные личностные установки, такие как установка на выполнение определенных норм поведения, согласование своих действий с интересами коллектива. Поэтому с большим вниманием необходимо относиться к выбору музыкального репертуара для каждого ребенка. Выбирая для учащегося произведения, соответствующие его способностям, задачам определённого этапа обучения, обязательно учитывается их художественна ценность, яркость образов и доступность музыкального содержания. В программу каждого учащегося включаются произведения разного уровня трудности. Это позволяет использовать принцип дифференцированного подхода при распределении материала программы: в работе используются как легко усваиваемые, так и требующие значительных усилий произведения. В работе над репертуаром обязательно ставится перед учащимися задача добиться определенной степени завершенности исполнения музыкальных пьес: одни из них готовятся для концертного исполнения и выучиваются наизусть, другие – для домашнего музицирования по нотам, третьи – в порядке ознакомления и расширения музыкального кругозора.

Младший школьный возраст (первый этап) – период впитывания, накоплений знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Ребенка этого возраста отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведений.

На втором этапе обучения ребенка появляется способность к познанию музыки, сочетающем образно-эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Обучающиеся совершенствуют полученные на первом этапе обучения практические умения и углубляют музыкальные знания. Особое место занимает развитие технических навыков – свободное владение клавиатурой синтезатора и панелью управления. Техника игры на синтезаторе близка технике игры на фортепиано, особое внимание уделяется преодолению зажатости рук и корпуса, освобождению запястья, свободные пальцы, используя комплекс специальных упражнений.

Естественная для этого возраста попытка осмысления своего «Я» находит отражение в сочинительской деятельности. К импровизации и сочинению в этом возрасте впервые присоединяется желание и возможность интерпретации не по названию, а по сути деятельности.

Второй этап формирует понятие особенностей музыкального языка: жанровый колорит, интонационно-ритмический рисунок, развитие основной темы, а также навыки самостоятельной работы. Совершенствуется работа учащегося над аранжировкой, что способствует развитию музыкального воображения и мышления.

Третий этап – является завершающим в процессе обучения и часто приходится на переходный возраст обучающихся. Требования к воспитаннику повышаются во много раз. Основной характеристикой данного этапа является психологическая готовность к самоопределению, стремление к самостоятельности, растущие потребности в общении и самоутверждении. Моя задача на данном этапе заключается в организации процесса обучения таким образом, чтобы подросток в полной мере овладел знаниями и навыками игры на синтезаторе; приобрел хорошую музыкально-теоретическую базу; основу для расширения в дальнейшем своего музыкального кругозора; применения полученных практических и теоретических знаний в разных видах музыкально-творческой деятельности. Повышенные требования в отношении качества домашней работы и степени самостоятельности ее выполнения, способствуют формированию у обучающегося принципов объективной оценки своей деятельности и способов её коррекции.

Помимо работы над непосредственным исполнительским освоением музыкального произведения, структура занятий включает в себя учебный материал для развития технических навыков (гаммы, упражнения), музыкально-теоретический анализ, работу над созданием электронной аранжировки, слушание музыки или развитие творческих навыков у воспитанников. В зависимости от текущих задач структура занятия может меняться и посвящаться какой-то одной проблеме. Так, в сложившейся системе занятий обязательно присутствуют занятия, полностью посвященные повторению и накоплению репертуара. Благодаря этому учащиеся творческого объединения уже с самого начала учебного года принимают участие в концертных мероприятиях.

Характерной особенностью обучения игре на музыкальном инструменте является необходимость систематических домашних занятий. Первоочередная задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Очень важно научить ребенка правильной самостоятельной работе – слышать и анализировать свое исполнение, не повторять бессмысленно уже выученные разделы, внимательно относиться к своим ошибкам, применять целенаправленные варианты упражнений. С этой целью я учу детей формулировать на занятии задачи предстоящей домашней работы и способы их выполнения, учитываю объем и сложность материала, работоспособность ребенка. Считаю, что при этом необходимо стремиться к минимально необходимым затратам времени и сил каждого учащегося.

Одной из основополагающих идей педагогической деятельности в детском объединении «Школьная пора» является практическая направленность обучения, максимальная приближенность к запросам детей и их родителей. За время существования коллектива сложилась определенная система работы и учебно-методический комплекс заданий по развитию творческих навыков, способствующие развитию музыкальных способностей учащихся и позволяющая им выйти на уровень самостоятельного музицирования. Это подбор по слуху (от простейших попевок и прибауток до мелодий популярных песен), подбор аккомпанемента и выбор соответствующего типа фактуры, гармонизация мелодий по буквенным обозначениям, чтение нот с листа, первоначальные навыки импровизации на жанровой основе. В результате прохождения курса обучения по программе «Обучение игре на синтезаторе» ребята приобретают знания, умения и практические навыки, способные помочь им выйти на уровень самостоятельного музицирования и ориентации в ценностях музыкальной культуры, у них развиваются: музыкальный слух, память, чувство ритма в степени, соответствующей природным музыкальным данным.

Приобщение учащихся к концертной деятельности выступает в качестве важного направления воспитательной работы. Именно в этом виде деятельности ребенок ощущает результативность и значимость своего труда, приобретает уверенность в своих силах, эмоциональное удовлетворение и положительный настрой на дальнейшее обучение. Концертное выступление развивает артистизм, умение общаться с аудиторией, воспитывает культуру поведения, стимулирует потребность творческого самовыражения. Поэтому для каждого ребенка, в зависимости от уровня его музыкального развития, я стараюсь найти свою «концертную площадку», своего слушателя. Одной из таких площадок стал традиционный ежегодный концерт для родителей в конце учебного года, на котором все ребята демонстрируют свои исполнительские достижения.

Ребята, обучаясь в коллективе, не только развивают свои исполнительские способности, но и закладывают основы образного мышления, самостоятельного конструирования художественной реальности, осваивают коммуникативные компетенции.

Количество просмотров: 5191  

Добавить комментарий

Target Image
1. Дополнительное образование как ресурс воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха
2. Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников
3. Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования детей как ресурс развития личности ребенка
4. Современные вызовы дополнительного образования
5. Театр, жизнь, игра. О роли театра в детском развитии
6. Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников
7. Выявление одаренности детей в процессе реализации авторской программы «Определение типов темперамента как основа формирования и развития сценического образа»
8. Модель патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования как ресурс формирования российской гражданской идентичности школьников
9. Из опыта работы по обучению игре на синтезаторе в творческом объединении «Школьная пора»
10. Об использовании приема «Дерево предсказаний» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. «В душе, чтоб загорелась вдруг свеча…»
12. «Здоровье – это здорово!»
13. «Счастливое лето вчера и сегодня»
14. Играем, общаемся, поем (из опыта работы вокально-хоровой студии «Остров детства» Дома детского творчества «Центральный» на базе МБОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска)
15. Возможности проектной деятельности в организации взаимодействия между родителями, детьми и педагогом дополнительного образования
16. Принцип опосредованности в формировании идентичности семейных отношений в процессе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Кулинарный практикум»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы