Дополнительное образование как ресурс воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха

 
 

Першикова Алла Александровна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Дополнительное образование как ресурс воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха

Летние каникулы – многолетняя традиция российского образования. В последние годы роль летних каникул как периода с высоким образовательным и воспитательным потенциалом в системе развития наших детей и подростков постоянно возрастает. Поэтому в центре внимания общественности и государства находится проблема оптимизации целей и задач летнего отдыха через расширение доступности качественного дополнительного образования и необходимости творческого развития и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Ценность этого времени состоит в том, что именно летом акцент перемещается с образовательной на разные формы творческой и воспитательной, оздоровительной деятельности, создается определенное деятельностное пространство, в котором происходит саморазвитие детей и подростков. Система образования как таковая и в летний период является главным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей, поэтому именно летом наиболее востребованной становится деятельность учреждений дополнительного образования, с точки зрения большого воспитательного и созидательного воздействия на детей. Если говорить о формах организации летнего каникулярного отдыха, то наиболее демократичный и доступный вид летнего отдыха для ребенка – это посещение лагеря дневного пребывания при школе. Лагерь дневного пребывания является, с одной стороны, частью привычной социальной обстановки, с другой, отсутствие ограничений и обязательности, жестких рамок регламентированности, добровольность посещения позволяют детям реализовать свои возможности в свободной форме. Виды деятельности, традиционные в течение учебного года, летом дети и подростки воспринимают как удовольствие, отдых, что развивает инициативу, фантазию, воображение, творческое начало.

Организация работы в летний каникулярный период – один из важных аспектов образовательной деятельности педагогического коллектива Центра внешкольной работы «Галактика». Целенаправленная образовательная, воспитательная, досуговая деятельность с детьми в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего календарного года, так как деятельность учреждения дополнительного образования имеет практически круглогодичный характер и не ограничена рамками 1 сентября – 31 мая.

Говоря о направлениях и формах взаимодействия педагогического коллектива Центра с образовательными учреждениями в летний период надо сказать, что работа носит плановый, системный характер, является итоговым следствием всего учебного года и аккумулирует востребованные и демократичные формы и методы работы учреждения дополнительного образования. Для наших детей и подростков лето – ожидаемая пора, когда они могут воплотить на практике все полученные в течение года знания.

Центр внешкольной работы «Галактика» имеет многолетний опыт по взаимодействию с образовательными учреждениями Дзержинского района в рамках сетевого взаимодействия, а работа в летний каникулярный период особенно повышает воспитательный потенциал этого сотрудничества, так как социализация и воспитание в условиях сменного детского контингента становится приоритетной целью всех участников сетевого взаимодействия. За последние 7 лет в ЦВР «Галактика» сложилась определенная система организации летнего отдыха, которая изложена в программе «Звездное лето», где летний каникулярный период рассматривается как:

– период реализации образовательных и досуговых программ,

– время для совершенствования педагогических технологий и социально-педагогического творчества,

– период социальной адаптации, способствующий социализации и воспитанию подрастающего поколения.

Соответственно, взаимодействие ЦВР «Галактика» с образовательными учреждениями Дзержинского района идет по следующим направлениям:

– Образовательная деятельность в группах сменного состава ЛДП через реализацию краткосрочных дополнительных образовательных программ.

– Мастер-классы по разным направлениям дополнительного образования.

– Организация и проведение фестиваля ЛДП «Покоряя вершины».

– Культурно-массовая работа.

Конечно, одним из востребованных направлений в условиях летней работы на базе лагеря дневного пребывания является образовательная деятельность наших педагогов. Особенно это актуально в июне, когда идет максимальный охват детей в лагере. Уже много лет наши педагоги реализуют краткосрочные образовательные программы по работе со сменным контингентом детей по следующим направлениям: хоровое пение; музыкальное воспитание; ритмика; подготовка к спортивным танцам; хореография; спортивные игры; декоративно-прикладное творчество; изобразительная деятельность4 шахматы; краеведение и развивающие занятия для дошкольников.

Наиболее востребованные направления (хоровое пение, ДПИ, ритмика, спортивные игры, изо) ведут те педагоги, которые работают на этих базах в течение года, эта работа в летний период носит, с одной стороны, более практический, творческий, оздоравливающий характер, с другой стороны, здесь происходит сотворчество педагога и детского сменного коллектива, творческий взаимообмен идеями, тем более, что многие наработки особенно актуальны в контексте участия в фестивале творчества лагерей дневного пребывания в конце сезона и необходимостью демонстрации творческого отчета за смену.

Каждый год, совместно с отделом образования, проводится большая предварительная работа по распределению педагогов Центра по ЛДП для реализации краткосрочных программ. Поэтому количество стационарных образовательных направлений в летний период достаточно стабильно.

С целью расширения охвата детского контингента на базе школ через доступ к направлениям дополнительного образования, с лета 2014 года для лагерей нами была предложена система мастер-классов наших педагогов по заявкам лагерей. Так мы смогли задействовать большее количество педагогов как по образовательному, так и досуговому направлениям. Организационная работа по формированию списка и образовательных программ и мастер-классов проводится нами заранее, на установочном совещании в мае весь материал раздается начальникам лагерей дневного пребывания. Практика 5 лет показала, что такие мастер-классы знакомят детей и подростков с разными видами и формами коллективной деятельности, вовлекают их в общий процесс коммуникации, позволяют в сжатые сроки выполнить творческое или другое задание, соответственно ощутить успешность, свою значимость в детском коллективе, с другой стороны, являются своеобразной рекламой не только нашего Центра, но и системы дополнительного образования целом. Очень востребованы комплексный мастер-класс военно-патриотического клуба «Искра» под названием «Школа молодого бойца», где дети могут познакомиться с военно-спортивными видами спорта, такими как рукопашный бой, вязание морских узлов и семафорная азбука юных моряков, укладка парашюта, основы огневой подготовки, также популярны демократичные виды декоративно-прикладного творчества, мастер-класс «Театральный городок», коллективные игры-квесты досугового центра.

Динамику востребованности формата «мастер-класс» можно увидеть на следующей диаграмме:

Еще одной формой взаимодействия учреждения дополнительного образования с лагерями дневного пребывания в летний каникулярный период, имеющей большое социализирующее, коммуникативное и воспитательное воздействие, является фестиваль «Покоряя вершины» для ЛДП, реализуемый педагогическим коллективом Центра в течение 5-ти лет. Фестиваль стал формой творческой презентации результатов проведения летней смены, способствующей раскрытию способностей школьников. Каждый фестиваль состоит из нескольких номинаций, посвященных как актуальной тематике, так и формам творческого и оздоровительного характера, например:

2016

2017

2018

2019

«Через тернии к звездам», посвящен 55-летию первого полета в космос

«Заповедная зона», посвященная Году экологии

Люблю тебя, Новосибирск, посвящен 125 летию Новосибирска и 85 района

«Чудеса и где они обитают» - интеллектуально-познавательная номинация в форме игры-квеста по сказкам А.С. Пушкина

«Быстрее ветра, выше звезд»

«Танцуют все», танцевальный марафон

«спортивные надежды Дзержинского района

«Вокруг света за одно лето» - командный танцевальный экспромт-батл

«Ребячьи сердца зажигать»

«PROЭКО», конкурс для воспитателей отрядов

Ребячьи сердца зажигать»

«Эх, игра-забава!» - состязание для воспитателей, вожатых по проведению игр

Творческий отчет

Творческий отчет

Творческий отчет «Покоряя вершины»

«PROТеатр». Творческий отчет по своей деятельности в лагере

Соединение узнаваемой тематики с доступными творческими формами позволяет привлечь к участию в фестивале «Покоряя вершины» как можно больше команд-участников из образовательных учреждений и позволяет каждому ребенку стать частью единой команды и почувствовать дух коллективизма, проявить себя порой с неожиданной стороны. Ребенок, который в повседневной жизни не всегда задумывается о том, какой вид деятельности для него является наиболее главным и зачастую просто не имеет возможности примерить на себя разные способы самореализации, в школьном лагере оказывается в ситуации постоянной смены видов деятельности, чему способствует и деятельность учреждения дополнительного образования как организатора многих творческих событий.

Подводя итог, хочется сказать, что получение нового образовательного и социального опыта и творческих впечатлений являются мощным ресурсом воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха, что способствует формированию единой воспитательной и социально-педагогической среды для развития способностей наших детей.

Количество просмотров: 5983  

Добавить комментарий

Target Image
1. Дополнительное образование как ресурс воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха
2. Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников
3. Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования детей как ресурс развития личности ребенка
4. Современные вызовы дополнительного образования
5. Театр, жизнь, игра. О роли театра в детском развитии
6. Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников
7. Выявление одаренности детей в процессе реализации авторской программы «Определение типов темперамента как основа формирования и развития сценического образа»
8. Модель патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования как ресурс формирования российской гражданской идентичности школьников
9. Из опыта работы по обучению игре на синтезаторе в творческом объединении «Школьная пора»
10. Об использовании приема «Дерево предсказаний» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. «В душе, чтоб загорелась вдруг свеча…»
12. «Здоровье – это здорово!»
13. «Счастливое лето вчера и сегодня»
14. Играем, общаемся, поем (из опыта работы вокально-хоровой студии «Остров детства» Дома детского творчества «Центральный» на базе МБОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска)
15. Возможности проектной деятельности в организации взаимодействия между родителями, детьми и педагогом дополнительного образования
16. Принцип опосредованности в формировании идентичности семейных отношений в процессе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Кулинарный практикум»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы