Об использовании приема «Дерево предсказаний» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Об использовании приема «Дерево предсказаний» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

Интерес ученика к процессу обучения – важнейшая составляющая успеха освоения учебного материала, поэтому, конечно, каждый преподаватель постоянно находится в поиске новых педагогических технологий, которые помогут решить эту проблему. Интерес учащихся приходит во время игры, состязания, решения какой-либо очень значимой и важной для них задачи, практической деятельности, где они видят и демонстрируют другим свой конечный результат. Все вышеперечисленные аспекты актуальны при использовании приема технологии развития критического мышления «Дерево предсказаний».

Этот прием был впервые предложен американцем Д. Беллансом и использован в работе с художественным текстом. В настоящее время прием активно применяется в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

В процессе освоения той или иной темы преподаватель может предложить детям «вырастить дерево предсказаний». На доске рисуется ствол дерева, где написана тема нашего исследования, ветки – это наши предсказания по поводу изучаемой темы, обычно их примерно 7-10. На верху ветки мы пишем предсказание, под веткой – кратко аргумент: почему мы так предполагаем. Деревьев рисуем два, так как на втором – мы пишем ответы на те же вопросы, когда информация становится нам известна, затем мы сравниваем первый вариант со вторым и смотрим, где наши прогнозы оправдались, а где – нет и анализируем: почему.

Начинать работать в этом направлении можно уже с малышами, и это очень интересно как для детей, так и для преподавателя, потому что именно здесь педагог видит, насколько ребенок активен в учебном процессе, как он умеет творчески мыслить, отстаивать свою позицию, степень внимательности, наблюдательности учащегося, навыки анализа и обобщения.

Когда мы уже познакомились с базовыми понятиями (средствами музыкальной выразительности, музыкальными инструментами, музыкальными жанрами), мы можем начать осваивать этот прием. Начиная знакомство с каким-либо музыкальным произведением, я предлагаю детям поиграть в волшебников-предсказателей: для этого мы «выращиваем» на доске «дерево предсказаний». На начальном этапе освоения этого приема, для того, чтобы дети лучше поняли, как нужно работать, я рисую дерево и записываю их предположения сама на доске. В дальнейшем можно вызывать к доске кого-либо из ребят. Так, при работе с Маршем деревянных солдатиков П.И. Чайковского перед первым прослушиванием я задаю ребятам примерно такие вопросы:

1. Какой темп будет использовать здесь композитор?

2. Размер?

3. Лад?

4. Динамика?

5. Регистр?

6. Штрихи?

7. Ритм (равномерный или пунктирный)?

8. Какому инструменту композитор мог бы предложить исполнить этот марш?

Конечно, нужно попросить детей устно аргументировать свои предположения: почему они так думают? Затем после прослушивания они заполняют другое дерево, где сравнивают, ставя плюсы – какие их предсказания оправдались, а какие – нет.

На следующем этапе освоения приема для усиления интереса, азарта детей можно подключить момент состязательности. Мы создаем две команды, где каждая работает в том же направлении: заполняет свои веточки предположениями, а затем анализирует, что совпало, а что – нет, и почему.

Очень интересно раскрывается этот прием в самом начале знакомства с биографией и творческим путем композитора. В начале урока я показываю учащимся портрет композитора: «На этой картине изображен один из величайших композиторов во всей истории музыки.

Давайте попробуем сделать какие-то предположения о его жизненном пути, исходя из его изображения». Затем я задаю ребятам вопросы:

1. Вам известно, чей это портрет?

2. Воспитывался ли он родителями или рос сиротой?

3. Его воспитывали в строгости или он рос любимым ребенком?

4. Как вы считаете, по характеру он был скорее человеком мягким или твердым?

5. Был ли он популярен при жизни?

6. Как вы считаете, была ли у него своя собственная семья и был ли он счастлив?

7. Были ли у него друзья или он предпочитал одиночество?

8. Были ли у него дети?

9. Как вы считаете, он прожил долгую или короткую жизнь?

10. Какие темы в творчестве были ему интересны? (любовь, героика, история, сказочно-фантастическая, бытовая и т.д.).

Затем каждый из ребят рисует свое дерево у себя в тетради и пишет на веточках свои ответы (и под ветками – аргументы, если они есть). Далее, когда у ребят проснулся интерес к изучаемому и азарт по поводу своих предположений, мы начинаем знакомиться с биографией Франца Шуберта и рядом они рисуют уже другое дерево, где отмечают, выделяя из моего рассказа или прочитанного, ответы на те же самые вопросы, которые я задавала им первоначально. Я предлагаю ставить плюсы около веточек первого дерева, где их предсказания сбылись, затем подсчитать плюсы и проверить, кто оказался самым лучшим «провидцем».

Как правило, в разных группах бывают разные проценты совпадений в предсказаниях: кто-то из детей говорит наобум, кто-то пытается действительно анализировать то, что видит на портрете и даже пытается аргументировать это. И здесь, конечно, преподаватель может помочь учащимся наводящими вопросами. Так, например, при обсуждении вопроса о создании собственной семьи Бетховена, ребята высказали мысль о том, что у него достаточно упрямый волевой взгляд, что может свидетельствовать о том, что это был человек не склонный к компромиссам, и для семейной жизни это послужило бы минусом. Один мальчик предположил, что возможно эти качества характера у Бетховена появились в результате каких-либо жизненных невзгод. И далее в процессе проверки наших предположений, мы вспомнили об этом и обсудили данный аспект.

Использование данного метода возможно не только в плоскости изучения творческого пути композитора, но и, к примеру, стилевого направления. Знакомясь с романтизмом, также можно составить «дерево предсказаний». Однако вначале преподаватель, конечно, должен кратко и понятно для детей обрисовать историческую обстановку этого времени. И затем мы рисуем «дерево предсказаний», где на каждой ветке ребята записывают ответы (и по возможности свои аргументы) на вопросы:

1. Все ли были удовлетворены сложившейся исторической ситуацией? Почему?

2. Какие темы были интересны представителям этого направления?

3. Почему?

4. Чувствовали ли они себя счастливыми?

5. Какие жанры выходят на первый план?

6. Какие инструменты начинают играть ведущую роль?

7. Усиливается ли связь музыки с другими видами искусств и почему?

8. Сколько по времени занимало это стилевое направление?

9. Что пришло ему на смену?

Конечно, работа в данном направлении более сложная, и поэтому преподаватель каким-то образом может помочь детям начать размышлять в данном направлении, предложить какие-то варианты ответов, напомнить исторические реалии того времени или заострить на чем-то внимание учащихся и т.д.

В итоге возникает вопрос, чем обусловлено применение этого приема на уроках музыкальной литературы? На мой взгляд, конечно, это актуализация уже имеющихся знаний, ведь иногда дети уже где-то могли видеть и слышать какую-то информацию об изучаемом материале, и они об этом всегда с явным удовольствием сообщают. Далее – вызов интереса к изучаемому происходит также именно здесь, так как детям становится интересно проверить свои догадки, интересен момент состязательности, у кого будет больше совпадений. Также в процессе применения дети воспитывают внимательность, наблюдательность и навыки анализа, ясной аргументации учащимися своей позиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

3. Раимбекова Г.К. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. European Research: Innovation in Scince, Education and Technologi // European Research № 5 (16). / Сб. ст. по мат. XVI межд. науч. – практ. конф. London. 2016. С. 85-86.

Количество просмотров: 7277  

Добавить комментарий

Target Image
1. Дополнительное образование как ресурс воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха
2. Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников
3. Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования детей как ресурс развития личности ребенка
4. Современные вызовы дополнительного образования
5. Театр, жизнь, игра. О роли театра в детском развитии
6. Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников
7. Выявление одаренности детей в процессе реализации авторской программы «Определение типов темперамента как основа формирования и развития сценического образа»
8. Модель патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования как ресурс формирования российской гражданской идентичности школьников
9. Из опыта работы по обучению игре на синтезаторе в творческом объединении «Школьная пора»
10. Об использовании приема «Дерево предсказаний» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. «В душе, чтоб загорелась вдруг свеча…»
12. «Здоровье – это здорово!»
13. «Счастливое лето вчера и сегодня»
14. Играем, общаемся, поем (из опыта работы вокально-хоровой студии «Остров детства» Дома детского творчества «Центральный» на базе МБОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска)
15. Возможности проектной деятельности в организации взаимодействия между родителями, детьми и педагогом дополнительного образования
16. Принцип опосредованности в формировании идентичности семейных отношений в процессе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Кулинарный практикум»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы