Экологическая культура участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения

 
 

Шаровская Светлана Фридриховна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 158 г. Новосибирска,

Почетный работник сферы общего образования РФ

 

Экологическая культура участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения

Конец третьей четверти 2019–2020 учебного года стал шоком для многих учителей, родителей и учащихся. Впервые мы столкнулись с ситуацией пандемии, серьезных мер по предупреждению распространения инфекции, работы и обучения в условиях самоизоляции. Впервые было принято решение о досрочном окончании четверти, о продлении сроков весенних каникул и, наконец, об обучении в дистанционном режиме. Как бы ни было трудно учителям и родителям принять и осознать эту ситуацию, мы все понимаем, что угроза здоровью, а иногда и жизни, более чем реальна.

С началом дистанционного обучения мы все столкнулись с трудностями как методического, так и психологического характера. Все учителя привыкли вести уроки, глядя в глаза детей, чутко реагируя на малейшие изменения в самочувствии, работоспособности, настроении. В условиях дистанционного обучения это становится невозможным. Мы отделены от детей, и дети отдалены от нас. Конечно, профессионализм учителя позволяет решать любые проблемы, и, преодолев первые дни растерянности, недопонимания и технических трудностей, учителя максимально полноценно начали вести уроки, используя различные модели организации обучения. Но сегодня хотелось бы поговорить не о методических затруднениях, а об экологической составляющей дистанционного обучения. С 30 марта все мы, и взрослые, и дети, находимся в условиях самоизоляции. Что это означает для взрослых:

– ограничение социальной и деловой активности;

– снижение физических нагрузок;

– невозможность длительных прогулок;

– необходимость совмещения домашней работы, воспитания детей с работой в дистанционном режиме;

– необходимость четкого структурирования рабочего дня с учетом всех особенностей домашнего быта.

Что это означает для детей:

– разрушение привычной социальной среды;

– нарушение режима дня;

– снижение физической активности;

– отсутствие внешнего регулирования учебной деятельности;

– повышенные требования к самообучению, самоконтролю, самоорганизации;

– разрушение привычного круга общения.

Как видим, трудности испытывают все: и дети, и взрослые. Родителям также приходится брать на себя задачу помощи детям в подготовке заданий, в отправке их учителю. Работа на платформах дистанционного обучения требует хорошо сформированных навыков ориентирования в информационной среде, работы с различными информационными источниками, работы в кадрированном пространстве. И здесь возникают сложности экологического характера, а именно:

– необходимость проведения физкультурных пауз, разминок, тренировок в домашних условиях;

– необходимость структурирования работы с учетом рекомендаций по непрерывной работе с компьютером;

– снятие напряжения с глаз;

– умение сохранять спокойствие и работоспособность при технических сбоях.

Как же преодолеть эти трудности? С нашей точки зрения, учитель должен четко установить временные рамки своей работы, разделив ее на этапы:

– проверка выполнения учащимися домашних заданий;

– объяснение учебного материала или формирование пакета заданий для самостоятельной работы;

– общение с учащимися и родителями в мессенджерах;

– заполнение документации.

Для каждого этапа необходимо четко определить временные рамки с учетом работоспособности платформ, их загруженности, рабочего времени родителей. В первые дни дистанционного обучения приходилось слышать от коллег жалобы на то, что за компьютером пришлось провести 10 часов, на проверку заданий глубокой ночью, на общение с родителями в течение 18 часов подряд. Это, конечно же, недопустимо. Здоровье и психологическое благополучие учителя не менее важно, чем здоровье детей. К сожалению, не все учителя понимают эту простую истину и не все родители готовы считаться с личным временем учителя. И это противоречие поднимает проблему экологии межличностных отношений. Наиболее правильным представляется четкое ограничение времени общения, проверки работ, выставления отметок. Например, работы учащихся могут быть присланы на почту учителя или в чат класса в любое время, но проверяться они будут с 12 до 14.00 ежедневно, отметки будут поставлены в электронный журнал с 15.00 до 17.00, в это же время будет загружено новое домашнее задание. Общение с родителями и учащимися проходит с 17.00 до 19.00 в указанные дни. Никаких пояснений в другое время даваться не будет. Если обучение ведется по модели 1, то есть с использованием режима видеоконференций, то вопросы консультирования определяются расписанием. Если для обучения выбрана модель 2, то роль регулировщика придется взять на себя учителю. Также необходимо четко соблюдать сроки предоставления и проверки работ. Если работа задана к 20 апреля, то родители не должны требовать от учителя ее проверки 10 апреля. Если учитель и родители обговорят все эти условия и будут четко их соблюдать, то всем участникам образовательного процесса станет проще структурировать его, появится ритмичность и упорядоченность.

Конечно, учителю важно следить и за своим собственным здоровьем, не допускать переутомления. Вместе с коллегами мы обратились к сайту «Фитнес дома» https://www.championat.com/lifestyle/article-3900667-effektivnye-uprazhnenija-dlja-trenirovki-doma-fitnes-bez-oborudovanija-video.html. Упражнения, которые представлены на этом сайте, не занимают много времени, позволяют сбросить напряжение и поддерживать себя в форме. Для того чтобы заниматься было веселее, в своей группе «Наша началка» мы снимаем свои упражнения, обмениваемся видеофайлами, делаем зарядку в режиме видеоконференции. Это позволяет сохранить социальные связи, структурировать свой день, поддержать настроение и работоспособность. Также очень хорошо помогает решить возникающие проблемы их обсуждение всеми участниками группы. Выработка единых позиций, единого режима позволяет быстрее достичь договоренности с родителями, снизить напряжение.

Не менее важным является и формирование правильного поведения учащихся в эти нелегкие дни. Учителя начальных классов нашей школы поддерживают тесное взаимодействие с учителями школы № 58. Учитель физической культуры 1 квалификационной категории этой школы Андреева Анастасия Юрьевна предложила своим ученикам в период дистанционного обучения ежедневно делать физминутки и присылать ей видеозаписи этих занятий. Физминутки получились просто замечательные. Обсудив с коллегами их эффективность, мы предложили своим ученикам сделать то же самое: после каждых 2 часов занятий сделать физминутку. Самые интересные физминутки дети отправляют учителям. Также, давая задание нашим ученикам, мы обязательно напоминаем о необходимости динамических пауз. В предлагаемый материал включаем задания, предполагающие выполнение практических действий:

– измерений длины и ширины комнаты, температуры тела или воздуха в помещении;

– расчет количества продуктов для приготовления блюда;

– составление меню из продуктов, имеющихся в холодильнике и т.д.

Очень сложно в этих условиях организовать изучение таких предметов, как музыка, технология, ИЗО. Мы предлагаем интегрированные проекты: сделать фигурку девушки, нарисовать фон для нее, озвучить. Также важен и порядок дозированной выдачи заданий. Не совсем правильно выдавать задания на неделю сразу. Часто родители заставляют своих детей единовременно выполнить все представленные задания. Именно поэтому мы используем два режима выдачи: либо с отсрочкой (задание выдается в указанные сроки), либо с ограничением времени работы. В этом случае более правильным представляется ограничение времени выполнения задания – не более 40 минут непрерывно.

При вдумчивом подходе к проведению занятий, правильном их планировании и четком структурировании учебного материала можно успешно реализовать и преимущества дистанционного обучения:

– обучение в темпе, соответствующем возможностям учащегося;

– учет физиологических особенностей учащихся (пики активности, ритм деятельности, режим дня);

– соблюдение конфиденциальности в обучении – результат знает только ученик и учитель;

– активное формирование регулятивных УУД.

Массовое дистанционное обучение стало серьезным испытанием и для детей, и для родителей, и для учителей. Но при разумном, методически выверенном подходе к нему можно не только сохранить, но и укрепить здоровье всех участников образовательного процесса, сформировать экологически правильное поведение в обучении.

Количество просмотров: 3767  

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы