Классный час «Подвиг воинов–сибиряков, ставший песней. Мужеству и доблести сибиряков – защитников Отечества посвящается»

 
 

Баранова Валерия Георгиевна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ ЭКЛ г. Новосибирска

 

Классный час «Подвиг воинов–сибиряков, ставший песней. Мужеству и доблести сибиряков – защитников Отечества посвящается»

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.

Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости

от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней

ее счастливых и ее несчастных дней.

А.Н. Толстой

Форма классного часа – урок мужества, заочная экскурсия.

Целевая аудитория – обучающиеся 5 класса.

Цель: культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их нравственных качеств как патриотов своей страны, готовых встать на защиту Отечества, формирование правильного представления о Великой Отечественной войне и её героях, уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого, одной из которых является Великая Победа.

Задачи:

1. Содействовать патриотическому воспитанию личности обучающихся, сохранению памяти о воинской славе России, ее героях.

2. Познакомить с героями Великой Отечественной войны – сибиряками, повысить познавательный интерес к событиям этой войны.

3.Формирование чувства патриотизма, уважения к героическим страницам истории Великой Отечественной войны, осознания гражданского долга перед своим отечеством.

4. Развивать лидерские качества и творческие способности ребят в разнообразных видах деятельности, таких как: пение, умение обобщить ответы участников подгруппы, выстраивать ассоциативный ряд на заданную тему.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, аудиоаппаратура, фортепиано, столы и стулья для занятия в группах, мультимедийная презентация, раздаточный материал: вопросы для викторины, ручки, бумага, маркеры, подарки для участников.

Ход классного часа.

Классный руководитель:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Валерия Георгиевна.

Память – это то, что есть в твоем сердце и твоей голове…

Нашу встречу я предлагаю начать с тренировки вашей памяти. Учитель пишет на доске под георгиевской лентой слово «память».

На доске записан ряд слов. Постарайтесь запомнить их.

Педагог предлагает набор слов: командир, окоп, истребитель, снаряд, фронт, смелость, знамя, танк, бойцы, орден. После тридцати секунд учитель закрывает надпись.

На листочках запишите все слова, которые вы запомнили.

Сколько слов вам удалось записать?

Что объединяет слова в этом ряду? (Все слова объединены военной темой.)

Учитель пишет на доске под георгиевской лентой слово «война».

Ребята, скажите пожалуйста, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? (Началась в июне 1941 года и закончилась в начале мая 1945).

А какую знаменательную дату будет отмечать Россия и многие другие страны в мае 2020 года? (75-летний юбилей Великой Победы).

Попробуйте предположить тему сегодняшнего классного часа. (Дети предполагают.)

Да, Великая Победа пришла в мае 1945 года. Однако уже с самого начала войны происходили битвы, исход которых обеспечил армии-освободительнице победное шествие к Великой Победе.

Сегодня на нашей встрече оживёт Священная память об одной такой битве. Я расскажу вам о подвиге воинов-сибиряков в годы Великой Отечественной войны.

Ребята, подскажите, как же люди сохраняют память о войне?

(Учащиеся предполагают, учитель фиксирует ответы на доске в виде схемы-кластера. Возможные варианты ответов детей: музеи, семейные архивы, монументы, общение с ветеранами, стихи и проза о войне, фильмы, экскурсии, парад, салют, концерты, патриотические акции – «Бессмертный полк», «Кораблик Победы»)

В лицее, где я работаю, есть музейный стенд, который называется: «Подвиг воинов – сибиряков, ставший песней». Бессмертных подвигов в Великой Отечественной войне было много. Но этот нам дорог особенно. Потому что совершили его наши земляки: это те, которые родились и выросли на Сибирской земле, и те, которые прибыли в наш город в самом начале войны, чтобы крепить оборонную мощь страны.

И начать со знакомством этой темы, я бы хотела с песни.

(Классный руководитель исполняет 2 куплета песни).

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат.

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте!

 

Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда.

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Ребята, вы слышали эту песню? (Ответы учеников)

У этой песни есть удивительная история, о ней мы и поговорим.

В стихотворении участника Великой Отечественной войны, военного журналиста поэта Ивана Георгиевича Краснова мы читаем такие строки:

"В Сибири не было войны,

Но бесконечны павших списки.

В Сибири не было войны,

Но в каждом парке обелиски".

Звучит МИНУС «На безымянной высоте» (текст на фоне…)

718 полк 139 стрелковой дивизии с боями идет на запад. На пути полка – сильно укрепленная фашистами высота. Через нее проходит передний край вражеской обороны. Чтобы открыть дорогу к реке Десне и старинному русскому городу Рославлю, необходимо во что бы то ни стало овладеть этой высотой – так называли любую возвышенность, иногда вовсе не высокую, которая давала преимущество бойцам, находившимся на ней. Как правило, Высота была без названия, или попросту «Безымянная», зачастую ей присваивали порядковый номер, в нашем случае – «Высота 224,1».

В этой обстановке родилась смелая инициатива: создать ударную штурмовую группу, чтобы она своими решительными действиями проложила полку путь на высоту.

Командиром группы был назначен младший лейтенант Порошин. Он отобрал семнадцать добровольцев, ушедших на фронт из Новосибирска. Вместе с командиром их было восемнадцать. «Задача группы – сказал Порошин – внезапным ударом прорваться на высоту и обеспечить наступательные действия полка».

Два дня продолжаются яростные атаки. Нашим батальонам приходится преодолевать сплошные минные поля, в том числе участок прыгающих мин. Враг обрушивает на советских бойцов шквал артиллерийского огня и бомбовые удары авиации, его пехота предпринимает одну контратаку за другой.

Над нами «Мессеры» кружили,

И было видно, словно днем.

Но только крепче мы дружили

Под перекрестным арт-огнем.

И как бы трудно ни бывало,

Ты верен был своей мечте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Оказавшись во вражеском кольце, сибиряки решили стоять насмерть. Но силы были слишком неравны. Группа отважных героев несла большие потери. 8 часов подряд грохотал бой на Безымянной высоте. Фашисты подтянули резервы. До последнего патрона, до последнего дыхания дрались с врагом советские солдаты, но их оставалось все меньше, они умирали как герои.

Ребята, я приведу только один пример стойкости сибиряков в том бою: «Николаю Голенкину перебило руку и тяжело ранило в живот. Бой накалялся. Понимая, что нашим солдатам нужна хотя бы минутная передышка, чтобы перезарядить автоматы, Голенкин принял решение вызвать огонь на себя. Он поднялся во весь рост и, шатаясь, пошел вперед, держа в здоровой руке автомат. Его прошивали насквозь бесконечные автоматные очереди, а он, окровавленный, почерневший от копоти и пыли, все шел и шел, словно бессмертный, наводя ужас на фашистов. Лишь поравнявшись с их рядами, он упал замертво».

К утру удалось прорвать оборону, нанести врагу решающий удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Через 3 дня Калужская область была полностью освобождена. Путь для продвижения войск Западного фронта был открыт.

Звучит «Адажио» комп. Альбинони.

На слайде фотографии погибших с именами.

Солнце кровавилось в дымчатой мгле.

Красным снарядом било.

Их уже не было на земле,

А оно было.

Дерево в черном дыму и смоле

Землю корнями рыло.

Их уже не было на земле,

А оно было.

 

Волны неслись от скалы к скале,

Море гранит дробило!

Их уже не было на земле,

А оно было.

Из 18 бойцов на Безымянной высоте в живых осталось только двое – Константин Власов и Герасим Лапин.

Прошли годы. Об этой битве стало известно поэту Михаилу Матусовскому.  Совместно с композитором Вениамином Баснером была написана песня «На безымянной высоте». Сейчас мы вместе с вами попробуем исполнить её.  Для этого необходимо, что бы вы выучили рефрен – так называют повторяющуюся часть песни: «У незнакомого посёлка на Безымянной высоте». (Работа над разучиванием рефрена песни).

Видеофильм

Исполняется песня: кл. руководитель поёт запев, рефрен поют все вместе.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война, в которой советский народ потерял более 27 миллионов своих сыновей и дочерей. Историческая победа над фашистской Германией стала возможной благодаря усилиям, героизму всех народов нашей страны, в том числе – Сибиряков.

Ярко светит солнце над Безымянной высотой. На ее вершине, где с почестями похоронены павшие герои, стоит торжественная тишина. Ее не нарушают ни шелест листьев в кронах молодых берез, ни ровный гул трактора на соседнем поле. Помолчим и мы. Почтим память павших минутой молчания. Прошу встать.

Звучит метроном

Дорогие друзья, память о бессмертном подвиге воинов сибиряков на Безымянной живет в сердцах благодарных потомков. Я знаю, что ребята одной из школ Новосибирска много лет ухаживали за могилой красноармейца Константина Власова, того самого, что остался тогда в живых и после войны вернулся в родной город. В декабре 2014 года произвели перезахоронение героя на Воинском мемориальном кладбище. И уже 9 мая на месте могильного холмика был открыт Памятник.

 (На доске изображение памятника из НСК)

Дорогие ребята, вы узнали о подвиге героев-сибиряков в годы ВОВ, ставшем песней. Я предлагаю почтить память этих героев…

(делают цветы из заготовок и крепят к этому памятнику под музыку)

На вопросы предлагаю ответить устно

  1. Что на войне называли «Высотой»?
  2. Сколько человек было в ударной штурмовой группе Порошина?
  3. Назовите улицы Новосибирска, которые носят имена героев Великой Отечественной войны?
  4. Из какого города они были мобилизованы на фронт бойцы группы Порошина?
  5. Сколько дней длилась Великая Отечественная война: 1000, 1418. 2000 дней?
  6. Сколько в годы Великой Отечественной войны погибло советских людей: 10 мил, 27 мил. 30 мил.
  7. Остались ли в живых воины – сибиряки после боя за высоту 224,1.
  8. Какие памятники участникам Великой Отечественной войны вы знаете? (В Берёзовой роще памятник воинам, умершим от ран в госпиталях Новосибирска, Монумент славы…)
  9. Как звали героя, которому открыли памятник на Воинском кладбище Новосибирска? (Константин Власов)

Вот и подошла к концу наша встреча. В заключение я предлагаю оставить память о нашей встрече в виде сердца с вашими ассоциациями о Победе в Великой Отечественной войне.

https://wordcloud.pro/ru/studio/editor?v=6

Уважаемые коллеги и дорогие ребята, в память о нашей встрече позвольте вручить вам небольшие сувениры – наклейку «Безымянная высота».

https://wordcloud.pro/ru/studio/editor?v=6

Количество просмотров: 4427  

Добавить комментарий

Target Image
1. Педагогические проекты и программы воспитательной работы участников конкурса «Классный руководитель Новосибирска»: аналитические наброски
2. Условия реализации регионального проекта «Социально-педагогическая деятельность с детьми-билингвами, инофонами и мигрантами»
3. Завершён IX городской конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель Новосибирска»
4. Классный час «Подвиг воинов–сибиряков, ставший песней. Мужеству и доблести сибиряков – защитников Отечества посвящается»
5. Час социального общения «Нам мир завещано беречь»
6. Технологическая карта внеклассного мероприятия «Музыка нашей Победы»
7. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников (Записки классного руководителя или в поисках главного)
8. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
9. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
10. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
11. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
12. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
13. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
14. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
15. Сценарий Митинга Памяти у Вечного огня
16. Ты хочешь мира? Помни о войне!
17. Классный час «Господь нам дарует Победу»
18. Письма с фронта
19. Моя семья в годы Великой Отечественной войны
20. Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Страницы

1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы