Педагогические проекты и программы воспитательной работы участников конкурса «Классный руководитель Новосибирска»: аналитические наброски

 
 

Шурбе Вера Захаровна,

кандидат социологических наук, доцент,

методист МАУ ДО ДТД УМ «ЮНИОР»,

преподаватель ГБПОУ НСО «БПК»,

член жюри городского конкурса «Классный руководитель года»

 

Педагогические проекты и программы воспитательной работы участников конкурса «Классный руководитель Новосибирска»: аналитические наброски

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «современная школа – это современный учитель, его высокий статус и общественный престиж» <…>. «Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки» [1].

Одной из форм такой поддержки является конкурс «Классный руководитель Новосибирска». Он проводится в целях повышения социального статуса и профессионального мастерства, выявления талантливых, творчески работающих в области воспитания педагогов. Конкурс предоставляет возможность для профессионального и карьерного роста педагогов, направлен на повышение роли классного руководителя в воспитании личности, формирования общей культуры обучающихся [2].

Конкурс начинается с заочного тура. Это один из самых ответственных этапов, как для конкурсантов, так и для членов жюри. На этот этап классные руководители представляют свои педагогические проекты и программы воспитания, а также свой интернет-ресурс.

Критерии и показатели экспертной оценки конкурсантам известны заранее. К ним относятся: актуальность и новизна педагогического проекта/программы для решения проблем воспитания обучающихся класса / школы; соответствие темы и цели, как предполагаемого результата решения проблемы, постановка задач в виде отдельных этапов достижения цели; сформированность технологии реализации; критериальная база оценки качества результатов и качества процесса реализации; соответствие сроков реализации, кадрового и материально-технического обеспечения цели и задачам (оптимальность педагогического проекта); диагностические результаты; структура и оформление педагогического проекта или программы.

Представленные конкурсантами программы и проекты отражают все многообразие воспитательной деятельности классных руководителей: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся; формирование культуры безопасной жизнедеятельности; профориентационную работу; нравственно-эстетическое воспитание и развитие творчества; формирование здорового образа жизни, толерантности, межнационального и межкультурного сотрудничества; формирование социальной компетентности обучающихся; формирование межличностных отношений и дружного и сплоченного коллектива и другие.

Творчество, созвучность времени и социальному окружению, нацеленность на разрешение конкретных задач, учет особенностей детского коллектива находят отражение в названиях проектов/программ. Так, Римжа А.С. (МБОУ СОШ № 195) назвала своей педагогический проект «Без мотива нет креатива». Садовская О.П. (МБОУ СОШ № 122) - «Здоровым быть модно!». Табачинская Н.Е. (СОШ № 206) – дала название своей программе воспитательной работы «К основам добродетели и порядочности». Авхимович А.П. (МБОУ СОШ № 41) назвала программу воспитательной системы класса «Весёлый улей». Гаврилюк Ю.И. (Лицей № 22 «Надежда Сибири») в названии проекта «Открой своё сердце» формулирует и проблему, и ставит цель своей педагогической деятельности. Проект Симбирцевой Т.И. (МБОУ СОШ № 131) «Будущее России – Я» направлен на развитие патриотизма и гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей общества. Проект Юрченко Е.М. (МБОУ СОШ № 17) нацелен на «развитие социальной компетентности обучающихся через экскурсионную деятельность».

Конкурсанты Копейкина Н.О. (МБОУ СОШ № 80), Жилина Н. А. (МБОУ СОШ № 63) и Лапшина Н. П. (МБОУ Лицей № 81) представили на конкурс педагогические проекты, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В проектах акцентируется внимание на формировании у детей чувства сопричастности через изучение истории семьи, роли новосибирцев в Победе.

Представленные на конкурс проекты/программы актуальны, насыщены большим количеством интересных и современных форм работы. Так, Пупков Д.Б. (МБОУ «Лицей № 200») предлагает классные часы «Сетикет и Нетикет в работе в компьютерных сетях», виртуальную экскурсию «Культурный маршрут». Сизикова М.Е. (МБОУ СОШ № 177) – мастер-классы «Декоративно-прикладное творчество и художественные ремёсла народов, населяющих Россию», коллективное творческое дело «Национальные корни моей семьи». Алпатова К.В. (МБОУ «Гимназия №14 «Университетская») – ярмарки профессий, профессиональные пробы и моделирование условий труда в рамках профориентационной работы. Голубева Т.Ю. (МБОУ «Лицей № 113») – классный час «Карманные деньги – роскошь или необходимость?». Колокольцева Е.М. (МБОУ СОШ № 151) – литературный квест-турнир по роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта» и многие другие.

Классные руководители активно привлекают родителей к организации и проведению совместных мероприятий. Так, Жилина Н.А. (МБОУ СОШ № 163) создает галерею «Никто не забыт, ничто не забыто» родственников-участников Великой Отечественной войны учеников своего класса. Баранова В.Г. (МБОУ «Экономический лицей») совместно с родителями организует экскурсии в музеи, театры, вовлекает обучающихся класса в деятельность литературно-музыкальной студии «Лице-Действо». Жердева А.М. (МБОУ СОШ № 198) привлекает родителей школьников к работе руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций, к организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время. Кокарева Н.А. (МБОУ СОШ № 15) представила четырехлетний проект «Семья и школа», направленный на включение родителей в педагогический процесс и организацию взаимодействия с ними.

В конкурсе этого года впервые был представлен педагогический проект «Вечерней (сменной) школы № 15». Тема проекта: «Мой город – моя планета!» (классный руководитель Бычковская Н.Н.). Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание младших школьников, активизацию и сплочение детско-родительских отношений в процессе совместного изучения истории и достопримечательностей города.

Как гласит Положение о конкурсе, в городском этапе может принимать участие классный руководитель, опыт работы которого в должности классного руководителя составляет не менее 3-х лет (три завершенных учебных года) и имеется положительная динамика учащихся по критериям, сформулированным в программе, подтверждающая достижение цели (приближение к цели). Однако конкурсное задание «Педагогический проект или программа воспитания» конкурсанты считают одним из наиболее сложных. Многие говорят: мне проще организовать и провести любые мероприятия, чем описать их в программе или проекте.

Так что же сложного в этом задании? Какие типичные ошибки и недоработки встречаются в конкурсных проектах/программах? Что можно (и нужно) улучшать?

1. Не во всех проектах или программах, представленных на конкурс, имеется педагогическая характеристика класса. Именно особенности обучающихся и класса, степень сформированности тех или иных качеств, компетенций, знаний и т.п. определяют педагогическую проблему и актуализируют (обосновывают, аргументируют) выбор темы проекта/программы воспитательной работы.

2. Постановка проблемы должна вытекать из характеристики класса и актуальности социально-образовательной среды, в которой эти дети находятся. Но, к сожалению, не во всех проектах и программах сформулирована педагогическая проблема, что затрудняет формулирование конкурсантами цели, задач, а также критериев, по которым будут отслеживаться достижение цели и разрешение проблемы.

3. Разработка критериев и показателей достижения цели и решения задач – увлекательное, но непростое занятие. И для того, чтобы результаты подтверждали достижение цели, следует, чтобы в программе конкурсант давал определения, пояснения тому феномену, явлению, процессу, которое лежит в основе формулирования проблемы, цели, задач. Например, как понимает конкурсант «духовно-нравственное воспитание» или что такое «навыки будущего», «культура безопасной жизнедеятельности» и т.п. В формулировании определений (это называется теоретической интерпретацией) и кроются критерии. Их нужно будет вычленить (а это называется операционализацией понятия).

4. При разработке любого проекта или программы существует свое «золотое сечение» (логика, структура документа): тема-проблема-цель-задачи-критерии-технологии-диагностика-результаты. Это значит, что все восемь структурных компонентов проекта/программы должны быть про одно и тоже. Про проблему, про цель! Увы, в проектах и программах встречаются существенные расхождения: цель может быть про одно, задачи и критерии – про другое, диагностика – про третье…

5. Конкурсанты стремятся в представленных документах формулировать теоретические, концептуальные основы своей программы. Указывают фамилии известных ученых-педагогов и психологов. Но, к сожалению, не только не подтверждают их научные позиции ссылками на источники, но и не включают фамилии и работы этих ученых в список использованной литературы (источников).

6. Нередко классные руководители «увлекаются» психологическими диагностиками. Создается впечатление, что классный руководитель не доверяет своему педагогическому наблюдению (и даже опыту) как основному методу изучения детей. Хочется подчеркнуть, что данные психологических обследований детей не могут заменять педагогическую характеристику класса, составленную классным руководителем, но могут использоваться при составлении характеристики или дополнять ее, но только в той части, которая определяет актуальность проекта/программы.

7. В значительной части проектов/программ большой объем занимает опросная диагностика: анкеты, тесты, опросники и т.п. Надежность использования такого количества опросных методов изучения детей младшего школьного возраста и подростков вызывает сомнение в силу несформированности детской психики, неустойчивости эмоциональной сферы, зависимости настроения и мнения от конкретных ситуаций. Кроме того, в вопросах не всегда содержатся критерии и показатели, которые бы подтверждали достижение цели. В помощь классному руководителю в данной ситуации есть метод педагогического наблюдения и другие педагогические методы. Кроме того, во многих проектах/программах большой объем текста занимает описание психологических методик, взятое из различных источников. Зачем? Для экспертов? Думается, эксперты что-то понимают в психолого-педагогической и социологической диагностике. А вот конкурсант потратил большое количество времени (и бумаги) и не успел описать более важные части своей программы/проекта.

8. Разработка критериев и показателей достижения цели и решения задач – увлекательное, но непростое занятие. И для того, чтобы результаты подтверждали достижение цели, конкурсанту было бы целесообразно давать со ссылкой на источники определения, пояснения тому феномену, явлению, процессу, которое лежит в основе формулирования проблемы, цели, задач. Например, как понимает конкурсант «духовно-нравственное воспитание» или что такое «навыки будущего», «культура безопасной жизнедеятельности» и т.п. В формулировании определений (это называется теоретической интерпретацией) и кроются критерии.

9. Как показывает конкурс, все проекты и программы актуальны! Какие-то проекты и программы актуальны в силу принятия нормативных документов, какие-то – в силу сложившейся ситуации, появившейся проблемы и т.п. У многих ситуаций и проблем есть типовые проявления. Но проявляются они в новых жизненных и социальных условиях. Для разрешения типовых задач, безусловно, нужен имеющийся в педагогике опыт. Он описан в большом количестве научной и методической психолого-педагогической литературы какое-то количество лет назад. Но новые вызовы педагогике, социуму, подрастающему поколению описываются и анализируются в современной литературе, только что вышедшей из-под пера. Это длинное рассуждение написано в связи с тем, что, к сожалению, конкурсанты используют (или указывают?) «очень старую» литературу, которая не соотносится с современными нормативными документами, на которые сами ссылаются. В текущем конкурсном году «свежую» научную и методическую педагогическую литературу не указал ни один конкурсант.

Новосибирская научная психолого-педагогическая школа представлена большим разнообразием практического опыта, теоретических подходов, идей, методик, которые описаны в статьях, монографиях, учебных и методических изданиях новосибирских ученых. В Новосибирске издаются очень серьезные научные журналы по педагогике и психологии.

Хочется пожелать всем классным руководителям, педагогам и будущим конкурсантам использовать этот замечательный теоретический и практический опыт в своей очень важной и нужной детям работе!

Использованные источники

1. Стенограмма Послания Путина Федеральному Собранию // http://prezident.org/tekst/stenogramma-poslanija-putina-federalnomu-sobraniyu-15-01-2020.html (дата обращения: 04/03/20).

2. Приказ мэрии города Новосибирска № 0788-од от 01.10.2019 г. «О проведении конкурса профессионального мастерства «Классный руководитель Новосибирска» в 2019/2020 учебном году // Классный руководитель года 2020 | Конкурсы... kpm.nios.rugl/2019/20/fro (дата обращения 26.03.2020).

Количество просмотров: 4495  

Добавить комментарий

Target Image
1. Педагогические проекты и программы воспитательной работы участников конкурса «Классный руководитель Новосибирска»: аналитические наброски
2. Условия реализации регионального проекта «Социально-педагогическая деятельность с детьми-билингвами, инофонами и мигрантами»
3. Завершён IX городской конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель Новосибирска»
4. Классный час «Подвиг воинов–сибиряков, ставший песней. Мужеству и доблести сибиряков – защитников Отечества посвящается»
5. Час социального общения «Нам мир завещано беречь»
6. Технологическая карта внеклассного мероприятия «Музыка нашей Победы»
7. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников (Записки классного руководителя или в поисках главного)
8. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
9. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
10. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
11. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
12. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
13. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
14. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
15. Сценарий Митинга Памяти у Вечного огня
16. Ты хочешь мира? Помни о войне!
17. Классный час «Господь нам дарует Победу»
18. Письма с фронта
19. Моя семья в годы Великой Отечественной войны
20. Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Страницы

1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы