Письма с фронта

 
 

Соболева Марина Васильевна,

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАУ ДО ДЮЦ «Планетарий» г. Новосибирска

 

Письма с фронта

Перед нами свидетели времени и Великой истории, Великой страны и Великого народа. Письма. Письма с фронта и на фронт, читая которые, разбирая торопливый солдатский почерк, мы погружаемся в невероятные чувства. Тебя охватывает какое-то необъяснимое волнение от того, что удалось прикоснуться к человеческой тайне, чему-то интимному, сокровенному – переписке людей.

Это письма Столяр Федоса Александровича своей жене Евдокии Демьянове и детям: дочери Нюре и сыну Ване, проживавшим в селе Преображенка, Искитимского района.

Пусть простят нас они за то, что тревожим их память и низкий поклон за то, что благодаря этой переписке мы узнаем еще об одних свидетелях и участниках той уже далекой и страшной войны.

Федос Александрович Столяр с первых дней войны на фронте. Но ни на минуту не забывает о своей семье. Он воюет, а с фронта и на фронт идут письма.

И что интересно, 1941-43 годы, видимо из-за нехватки бумаги, родные посылают ему письма на тетрадных, ученических листах, а он уже на этих листах отвечает им.

12 сентября 1941 года. Федос Александрович уведомляет жену о том, что находится на передовой линии, что они хорошо обмундированы зимней одеждой: получили шубы, валенки, штаны, тёплое стеганое бельё, и о том, что «победа будет за нами».

13 мая 1942 года. Сообщает, что участвовал в тяжёлом и страшном бою. Снаряд разорвался в метре от него. Он лежал закиданный землёй и чудом остался жив и невредим.

«Сообщаю тебе, моя жена, Дуся Демьянова, что этот бой я не забуду никогда. И если останусь жив, моя жена Дуся, этот день буду отмечать как день своего второго рождения».

1 июня 1942 года. Федос Александрович выражает беспокойство за работу в колхозе, беспокоится – хорошо ли сын Иван выполняет свою работу, а также пишет, что скучает по сыну и хотел бы посмотреть на него.

В одном из писем мы узнали, что он 25 дней был на линии огня, и за это время пришлось два раза участвовать в штыковых атаках. «Но все же я остался жив. Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами».

А в это время в колхозе старики, женщины и дети помогали приближать победу, до которой ещё было очень далеко.

16 апреля 1942 года. Из письма жены Дуси. «Дорогой муж, мы желаем тебе все здоровья, победить врага и скорей прийти домой. Дорогой муж, я сообщаю, что меня прикрепили в Евдокимову бригаду. Баранить лошадями или коровами. Но не знаю пока ещё. Евдакиму отказывалась незнаю как прийдёца праводить посевку, лошади плохие, а коровы тоже плохо обучены».

Мы посчитали, что не имеем право корректировать, исправлять ошибки в письмах, и чтобы передать атмосферу того времени, оставили всё как было.

Нас заинтересовало, о какой бригаде идёт речь, провели исследование, и вот что мы выяснили:

В поименной книге за 1911 год в фамилиях переселенцев, основавших село Преображенка, на тот период оно называлось Поперечное. В Столыпинскую аграрную реформу, значится семья Проява Корнея Петровича, таким образом, Проява Евдоким и мог быть тем бригадиром.

27 сентября 1942 года. «Сообщаю о том, что участвовал в бою 3 суток 19, 20 и 21 в тылу противника. Но споле-боя вышел неповредимым… Сообщаю о том, что пойдём обратно в глубокий тыл противника примерно на 8 суток. Если останусь жив, то пропишу, какие будут новости».

Несмотря на суровое и страшное время, люди сумели сохранить уважительное и трепетное отношение друг к другу. В письмах проявляется забота и внимание отца к детям и жене, а жены к мужу. Каждое письмо начиналось одинаково трепетно.

«Письмо известно вашего мужа Столяр Ф.А. добрый день или вечер дорогая жена дуся демяновна и дорогие мои детки Нурка и ванка, передаю вам всем чистосердечный привет».

«Письмо известно твоей жены Дуси и твоих деток Нюры и Вани. Добрый день или вечер Дорогой муж Федос А. Передаю я тебе свой чисто сердечный привет и желаю тебе всего хорошего…»

1942 год. В июне фашисты подходят к Крыму, после 250-дневной обороны пал Севастополь, Красная Армия стремительно отступает, войска вермахта заняли Воронеж и Ростов-на-Дону. Началась Сталинградская битва.

В колхозе люди не жалея себя борются за урожай.

«У нас мужиков осталось мало – старые управленцы, Иващенко и Ананченко. Иващенко молодых обучает наверно скоро возьмут… Иваненко Василий пришол домой рука всохла левая почистому».

Из письма дочери Нюры:

6 июня 1942 год. «Я посылаю вам лист чистой бумаги, если получите, пишите ответ».

В 1943-44 году от Федоса Столяра стали приходить почтовые карточки вместо солдатских треугольников, на некоторых из них надписи на прибалтийском языке. Например: «CARTE POSTALE», что подтверждает результат нашего поиска – 104-я стрелковая дивизия дислоцировалась в районе Лоухи, Кандалакша, и к лету 1944 года выходит на государственную границу с Финляндией.

23 августа 1943 год. «Нас разбили по разным частям.… Вот что дуся жалей детей особено береги вану, затем досвидание жди письма».

В это время Красная Армия освобождает Орёл и Белгород, а 23 августа — Харьков. Победа в Курской битве решила переход инициативы на сторону нашей Армии. Но до Победы было ещё очень далеко. И как же хотелось им встретиться друг с другом, как душа рвалась навстречу, об этом мы только можем догадываться.

11 октября 1943 года. «Здравствуйте дорогая моя жена дуся демяновна и ещё здравствуйте дорогие мои детки… я пока жив, здоров чего и вам желаю всего хорошего вашей жизни … я получил письмо от марченки петра демяновича дуся пиши о себе и детях как дела спродуктами хватит ли вам до нового или нет, сколько картошки накопали, … хочу ещё раз напомнить вам нащёт посылки дуся, если есть увас чего послать, то пожалуста пошлите, хоть одну посылку  что можна кушать и немного курева больше мне ничего не нужно».

Удивительный факт: Как Федос Александрович переживает за своих близких и в очередном письме спрашивает дочь: «…Нурка, пропиши мне может нуждаетесь деньгами то я смогу выслать денег р 300…».

23 июня 1944 года. «Добрый день или вечер моя дорогая жена дуся д. и мои дорогие детки ванка и нурка. Передаю я вам всем свой пламенный привет… я пока жив и здоров чего и вам желаю вашей жизни всего хорошего дорогая моя жена дуся д. я вам сообщаю о том, что я ваше письмо получил которое вы писали 7 июня я получил 21 июня письмо шло 13 дней, за которое очень благодарю, что вы меня не забываете дорогая моя жена дуся демяновна может быть я останусь жив то и я вас не забуду большая вам благодарность за письма дорогие мои детки я очень по вас скучал и если буду жив скоро увидимся скоро Гитлер будет разгромлен и уничтожен и победа будет за нами, особых новостей у нас нету, пишите свои новости какие у вас будут. А какие были, я уже знаю. Жду ответа, как соловей лета затем досвидание дорогая моя жена дуся демяновна и дорогие мои детки ванка и нурка ф. остаюсь жив, здоров 23 июня ваш муж Столяр Ф. А.».

Это было последнее письмо Федоса Александровича, и он как будто это предвидел. В письме он как бы прощается со своими любимыми детьми и женой. Сколько в этих строках нерастраченных чувств, любви и уважения к своим близким.

Не свиделась Евдокия Демьянова со своим любимым мужем, храня ему верность до конца своих дней, не увидели своего отца Нюра и Ваня. Федос Александрович умер от ран в Хирургическом Передвижном Полевом госпитале-356 (ХППГ-356), находившемся где-то в Венгрии, так как 104-я стрелковая дивизия в январе 1944 года была переброшена в Венгрию, и было ему всего 35 лет.

Благодаря этой фронтовой переписке, соприкосновению к чужой судьбе, мы узнали о судьбах десятков миллионов таких же любящих и ждущих, страдающих и хранящих верность людей, попавших волею судеб в жернова страшной беды под названием Война.

Евдокия Демьянова вырастила детей трудолюбивыми и честными. В нашем селе живут внуки и правнуки Федоса Столяра, он мог бы ими гордиться – это уважаемые и достойные люди.\

Количество просмотров: 6509  

Добавить комментарий

Target Image
1. Педагогические проекты и программы воспитательной работы участников конкурса «Классный руководитель Новосибирска»: аналитические наброски
2. Условия реализации регионального проекта «Социально-педагогическая деятельность с детьми-билингвами, инофонами и мигрантами»
3. Завершён IX городской конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель Новосибирска»
4. Классный час «Подвиг воинов–сибиряков, ставший песней. Мужеству и доблести сибиряков – защитников Отечества посвящается»
5. Час социального общения «Нам мир завещано беречь»
6. Технологическая карта внеклассного мероприятия «Музыка нашей Победы»
7. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников (Записки классного руководителя или в поисках главного)
8. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
9. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
10. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
11. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
12. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
13. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
14. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
15. Сценарий Митинга Памяти у Вечного огня
16. Ты хочешь мира? Помни о войне!
17. Классный час «Господь нам дарует Победу»
18. Письма с фронта
19. Моя семья в годы Великой Отечественной войны
20. Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Страницы

1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы