Роль театрализованной деятельности в воспитании экологической культуры детей

 
 

Заркова Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Роль театрализованной деятельности в воспитании экологической культуры детей

В настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания молодого поколения. Ребенок, который любит природу, воспринимает ее как живой организм, не будет уничтожать красоту. Поэтому детей с младшего возраста необходимо включать в такой вид деятельности, который позволит ему увидеть неповторимость, красоту природного и животного мира. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Только под воздействием взрослого ребенок начинает понимать и любить природу.

Одной из форм экологического образования детей является театрализованная деятельность, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников и детей младшего школьного возраста любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности.

В рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Театр Балаганчик» Центра внешкольной работы «Галактика» учащиеся, погружаясь в театрализованную деятельность, с помощью ярких образов и фантазии раскрывают огромный мир природной красоты.

Что может сделать педагог театрального объединения в формировании экологической культуры детей? В первую очередь, это создать условия для формирования у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу с помощью театральной педагогики. Успешному освоению экологических знаний способствует актерский тренинг, который включает следующие упражнения:

Театральные этюды «наблюдения» – наблюдение за животными, не только формируют у ребенка представление об актерском мастерстве, искусстве перевоплощения, но и расширяют знания о мире, помогают юному артисту лучше понять животных, их повадки, настроение. Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать.

Упражнения на развитие фантазии, воображения помогает юным артистам перевоплотиться не только в живой, но и неодушевленный предмет, со своими мыслями, поступками, логикой.

Упражнения на предлагаемые обстоятельства пробуждают в детях сочувствие к братьям меньшим, позволяют действовать в ролевом плане, почувствовать себя в образе разных существ и людей, которые за них в ответе.

Игра-имитация и игра-импровизация развивают эмоциональную сферу ребенка и очень нравятся юным артистам в показе тех или иных действий и эмоций человека и животного.

Очень важно подбирать правильный литературный материал, который позволит обогатить экологические знания детей, будет способствовать развитию бережливого отношения к природе.

Театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. В таких произведениях животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

Театрализация русских народных сказок дает возможность окунуться в особенный мир, где всегда побеждает добро. Этот жанр хоть и кажется развлекательным, но несет в себе огромную воспитательную роль. Каждая из сказок несет в себе нравственный урок. Не только люди, но и большое разнообразие животных встречается в этих историях. Русские народные сказки демонстрируют взаимосвязь реальных явлений природы и волшебства сказочного мира.

На основе сказки дети получают новое знание об окружающей действительности. Поэзия, проза формирует у детей осознанно правильное отношение к природе. Работа над текстом помогает не только пополнить словарный запас детей, но и узнать про родной край и природу страны, прививает любовь к красоте окружающего мира и рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и как итог – любовь к Отечеству.

Следующий важный аспект в восприятии окружающего мира играет музыкальное сопровождение. В спектаклях часто используются записи различных природных шумов и звуков (пение птиц, шум вьюги и деревьев, раскаты грома и т.д.), которые помогают ребенку почувствовать и передать характер героев спектакля, способствует проявлению эмпатии.

Таким образом, театр помогает не только развивать творческие способности детей, но учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму.

Литература:

1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.

2. Родина Н. Н. Экологический спектакль – сказка «Письмо в Природу». https://infourok.ru/ekologicheskiy-spektakl-skazka-pismo-v-prirodu-1044221.html

3. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. – М.: Логос, 2004. – 230 с.

Количество просмотров: 5704  

Добавить комментарий

Target Image
1. От экологической игры до экологического сознания
2. Роль театрализованной деятельности в воспитании экологической культуры детей
3. Развитие экологической культуры в учреждении дополнительного образования «Алые паруса»
4. Использование технологии кубик Блума на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств
5. Фольклорно-этнографические экспедиции как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
6. Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста
7. Роль военно-патриотического клуба «Искра» в реализации комплексной программы духовно-нравственного и патриотического воспитания ЦВР «Галактика»
8. Педагог дополнительного образования. Вектор развития
9. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста. Первый опыт
10. Воспитание эмоционально-волевой сферы у детей средствами индийской хореографии
11. Роль занятий декоративно-прикладным творчеством в формировании нравственных ценностей младших школьников
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы