Фольклорно-этнографические экспедиции как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

 
 

Лапина Нина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУ ДО ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 

Фольклорно-этнографические экспедиции как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Одна из актуальных проблем современной России – проблема бережного отношения к культурному наследию общества, сохранения и приращения его духовного богатства. В данном аспекте особое внимание уделяется вопросам общественной значимости народной жизни, народной культуры, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии, а фольклористика обретает общественно-политическое звучание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Поэтому воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов как одна из ключевых задач этического и эстетического становления общества должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне – в учреждениях общего и дополнительного образования.

Деятельность фольклорно-этнографической студии (ФЭС) «Отечество» МБУ ДО «Центра дополнительного образования «Лад» направлена на изучение русской традиционной культуры в её многообразии. Это пение, традиционная хореография, исполнительство на народных музыкальных инструментах, народный театр, рукопашный бой (для мальчиков) и рукоделие (для девочек).

Особое место в изучении и освоении традиционной народной культуры занимают фольклорно-этнографические экспедиции. Цель таких экспедиций, прежде всего, – ознакомление детей с живой традицией, формирование устойчивого интереса к народной культуре. Основная задача экспедиционной работы заключается в организации общения подрастающего поколения с пожилыми людьми, аутентичными исполнителями, которые хорошо знают традиционную культуру своего края.

В этой связи следует заметить, что проблема изучения местных традиций в народном музыкальном творчестве является одной из центральных в современной музыкальной фольклористике. На это обращает внимание ряд педагогов, исследователей, имеющих опыт работы с местными певческими традициями в вокальной педагогике. В частности, Вячеслав Михайлович Щуров подчеркивает «способность регионального фольклора быть базой развития знаний о законах национального музыкального мышления, поскольку описание и анализ региональных традиций русского фольклора, местных песенных стилей – необходимое основание, на котором формируются и развиваются представления о национальном фольклоре в целом» [2].

В настоящее время в сёлах Новосибирской области практически не осталось носителей традиционной культуры, которые знали бы и исполняли старинные песни своей местности (хотя бы XVIII-XIX или начала XX вв.), особенно солдатские, рекрутские, что важно для репертуара двух мальчиковых коллективов ФЭС «ЦДО «Лад» – «Отечество» и «Кмети». Поэтому наше внимание привлекла традиция казаков Алтая, в частности Чарышского района Алтайского края (с. Тулата).

Активное заселение Алтая русскими началось в середине XVIII века. Спустя столетие основными жителями южно-алтайских поселений были крестьяне, казаки и горнозаводские рабочие. Казаки, положив начало освоению Сибири, сыграли важную роль в этом историческом процессе. Первые крепости и города на территории Алтайского края стали появляться в начале XVIII века – это Бикатунская, Бийская, Белоярская крепости. Так начиналось освоение Колывано-Кузнецкой военной линии, прикрывшей Алтайский горный округ с юга. В эту линию входила и Тулатинская защита Чарышского района [1].

Алтайское казачество укомплектовывалось как ранее созданными казачьими отрядами из различных регионов России – Дона, Яика, Запорожья, так и представителями местных этнических групп «записных» казаков, а также ссыльными казаками. «Разнородность и разноплановость фольклора каждой локальной казачьей группы свидетельствует об этнографической пестроте самих алтайских казаков, впитавших в себя влияние различных областей России, а также влиянии «записных», «верстанных» из крестьян, преимущественно южнорусского происхождения» [1].

Жанровый состав песенного фольклора алтайских казаков был широким и разнообразным: свадебные, хороводные, лирические протяжные, частые, плясовые, шуточные, походные, рекрутские песни, романсы, баллады. В настоящее время в репертуаре хранителей казачьих песенных традиций преобладает лирика. В отличие от других бывших казачьих поселений, в с. Тулата Чарышского района фольклорная традиция сохранилась до наших дней.

Перед посещением с. Тулаты в рамках организации фольклорно-этнографической экспедиции задача руководителя максимально ознакомить детей с песенным репертуаром этой местной традиции, используя аудиозаписи. И какова же радость детей, когда они воочию знакомятся с исполнителями, аудиозаписи которых они расшифровывали, находясь в городе. А ещё и самим с ними попеть, посмотреть, как они живут, как устроена сибирская казачья усадьба, увидеть окружающую природу! На сегодняшний день проведено уже три таких экспедиции – в 2016, 2018 и 2019-м годах.

Несколько слов и детских впечатлений о последней из них, которая проходила с 14 по16 января 2019 года. Поселились мы традиционно в «Народном доме» села Чарышское. Встретил нас Александр Валентинович Головин, директор «Народного дома», большой энтузиаст своего дела, собиратель этнографического музея. Александр Валентинович родился и всю жизнь провёл в Чарышском районе, посвятив её изучению и исполнению песен местной традиции. Он был нашим сопровождающим в течение всей поездки, общение с ним было не только интересным, но и очень полезным и познавательным для нас.

В первый же вечер мальчишкам, конечно же, захотелось традиционно взобраться на соседнюю гору, чтобы ощутить простор и красоту здешних мест. После ужина Александр Валентинович Головин провёл очень интересную интерактивную экскурсию в этнографическом музее «Народного дома» Чарышского района. Он рассказал нам об истории станицы Чарышской, села Тулата и их жителях. Рассказ сопровождался показом большого количества старинных фотографий казаков, их быта. Участники экспедиции не только прослушали историческую информацию, но могли своими руками потрогать любой экспонат, предмет народного быта, надеть на себя кольчугу, сыграть на народном инструменте.

15 января фольклорный ансамбль «Отечество» побывал в с. Тулата Чарышского района, где до сих пор живы потомственные казаки и исполнители старинных казачьих песен. Песни здесь звучат в исполнении представителей сибирской казачьей традиции – В.Ф. Вершинина, Р.Ф. Вершининой, Н.Н. Чирковой.

Роза Фадеевна Вершинина (1937 г.р.) прекрасно «вытягает» верхний голос. Лучшим песельником Тулаты слывет Василий Фадеевич Вершинин (1934 г.р.) – потомственный казак и потомственный же песельник-музыкант. Множество аудиозаписей казачьей тулатинской традиции, которыми пользуются фольклористы несколько десятилетий, сделаны с запевами 2-х братьев Вершининых: Григория Фадеевича (ныне покойного) и Василия Фадеевича, а дед их, Василий Константинович Вершинин, был также знаменитым на всю округу певцом и скрипачом. Вместе с ними пела и Надежда Никифоровна Чиркова, 1938 г.р., родившаяся неподалеку от этой станицы. Все трое – яркие и талантливые исполнители казачьих песен, с самого рождения прожившие в этой местности и от своих родителей и прародителей унаследовавшие множество песен и обрядов. Певческому стилю всех исполнителей этой группы присуща импровизационность, подтверждающая факт живого, творческого бытования здесь казачьих фольклорных традиций. Удивительно, что даже при их пожилом возрасте они поют в привычной для них манере, звонкими и полными жизнью голосами. В их исполнении мы записывали песни, пели вместе с ними, задавали им вопросы об укладе их жизни, о том, как они трудились и отмечали календарные праздники. Всё было важно и интересно.

В этот приезд нам рассказали о традиции всем селом провожать в армию молодых парней. Оказывается, для этого случая пелись определённые песни, которые мы уже знали на тот момент – «Последний-то день», «Проснулася станица», «Последний нонешний денёчек». И вот с пением этих песен всё село провожало парня или парней на дорогу до так называемого «солдатского» камня (это выступ скалы над дорогой, ведущей в село). Также когда-то они провожали солдат и на Великую Отечественную войну.

Лирические Тулатинские песни очень распевные и звучные, с широчайшим диапазоном. Запев, как правило, начинается высоко и «свивается» в причудливую мелодию, а потом нижний голос постепенно спускается к концу песни вниз, оставляя подголосок «повисать» вверху. Манера исполнения тулатинских песен отличается от других казачьих традиций других местностей. Например, от донской.

Летом мы ездили в станицы Глазуновскую и Кумылженскую Волгоградской области для участия в фольклорной экспедиции и теперь осваиваем репертуар Кумылженского района. Это различие исполнения песен сразу же чувствуется. В Волгоградской области донские казаки поют широко открывая рот, поэтому гласные получаются тоже объёмные и широкие. Согласные же часто сильно подчёркивают, акцентируют. В Тулате у певцов звук более узкий, мелкий, согласные произносятся мягче. Их манера скорее напоминает манеру исполнения терских казаков (Кавказа).

Тулатинцы рассказали нам, как проходило празднование Нового года у них раньше. Здесь колядовщиков называют «шуликены» или «шуликаны». Под Новый год они наряжались в различные маски, ходили по деревне и хулиганили. Местные жители хоть и побаивались их, но всё равно ждали, отдавая дань традиции. По словам жителей, «шуликены», встретив мужчину на улице поздно вечером или даже днём, могли подшутить над ним, а то и бичом «постращать». Могли и во двор зайти и дверь снаружи подпереть возом с сеном. Прослушав всё с нескрываемым интересом и сделав видео и аудиозаписи, мы отправились колядовать по селу, поздравлять тулатинцев с Рождеством и новым годом. Встречали селяне нас очень радушно, благодарили за поздравления и от души угощали.

А вечером в с. Красный партизан нашему коллективу довелось давать сольный святочный концерт с колядками и шуточными сценками. Зал встретил выступление очень тепло. Люди искренне благодарили юных исполнителей. Да и сами мальчишки были в таком приподнятом настроении, что пели по просьбе зрителей ещё и ещё, несмотря на сильную усталость за день.

Поездка прошла на высоком эмоциональном подъёме: в единую радость слились впечатления от красоты зимнего Алтая, красоты песен и исполнительского мастерства носителей из Тулаты, искреннего тепла и любви людей, встретившихся студийцам. По завершении экспедиции, обучающиеся фольклорного ансамбля «Отечество» поделились своими впечатлениями о поездке.

Семён Кумсков: «Поездка очень понравилась. Встретили с распростёртыми объятьями. Сама Тулата впечатлила своей спокойностью и умиротворенностью. В ходе поездки, в совместном пении с тулатинцами, мне кажется, повысился и мой уровень».

Алексей Синкевич: «Эти поездки оставили множество впечатлений и хороших воспоминаний. Мы набрались опыта и благодаря знакомству с живыми и такими талантливыми исполнителями стали лучше понимать эту традицию, уже представляя себе эти места и понимая, где звучали эти песни и как они звучали».

Григорий Киркинский: «Нас встретил Александр Валентинович Головин, директор народного дома, где мы жили. Это очень-очень добрый и знающий человек. Экскурсия была очень интересная. Всё можно было потрогать и примерить! Очень здорово было покалядовать и попробовать настоящее деревенское сало!!!»

Родион Карван: «Больше всего мне запомнился теплый приём Александра Валентиновича и местных жителей, без этого поездка была бы совсем другой. Теперь, побывав в тех местах, я стал немного по-другому осознавать традицию Тулаты».

Как видим, отзывы детей более чем красноречиво демонстрируют роль и воспитательное значение таких экспедиций в приобщении подрастающего поколения к культурному наследию общества, их причастности к сохранению и приращению его духовного богатства средствами собственной творческой деятельности.

Побывав ещё в 1-й в экспедиции, участники студии сразу же по-другому, более приближённо к этнографическому первоисточнику начали исполнять эту песенную традицию.

Состав трёх экспедиционных групп каждый раз менялся, но некоторые студийцы побывали дважды и, приехав во второй раз, имели возможность спеть эти песни с носителями народной культуры, проверив себя таким образом и испытав огромную радость от исполнения и общения с ними. И в этом – неоценимая польза для детей, занимающихся изучением аутентичной народной культуры.

Литература:

1. Щербакова Ольга Семеновна. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Ал-тая: Учебное пособие и хрестоматия. В 2-х частях. Часть 1. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2005.

2. Щуров В.М. Вопросы казачьей истории и культуры. Вып.1, Майкоп, 2002.

Количество просмотров: 5554  

Добавить комментарий

Target Image
1. От экологической игры до экологического сознания
2. Роль театрализованной деятельности в воспитании экологической культуры детей
3. Развитие экологической культуры в учреждении дополнительного образования «Алые паруса»
4. Использование технологии кубик Блума на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств
5. Фольклорно-этнографические экспедиции как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
6. Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста
7. Роль военно-патриотического клуба «Искра» в реализации комплексной программы духовно-нравственного и патриотического воспитания ЦВР «Галактика»
8. Педагог дополнительного образования. Вектор развития
9. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста. Первый опыт
10. Воспитание эмоционально-волевой сферы у детей средствами индийской хореографии
11. Роль занятий декоративно-прикладным творчеством в формировании нравственных ценностей младших школьников
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы