Здоровьесберегающие технологии в детском саду

 
 

Сменцовская Юлия Владимировна,

воспитатель МКДОУ д/с № 55 «Искорка» г. Новосибирска

 

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое,

но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Джон Локк

Ни для кого не секрет, что все родители хотели бы видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не все знают и понимают, как этого достичь, а у многих «нет для этого времени». Как-то раз во время учебы в институте мне встретилась цитата А. В. Сухомлинского, который большую часть своих работ посвятил вопросам формирования культуры здоровья ребенка: «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности». Сложно не согласиться!

Ни для кого не секрет, что 2021 год в России объявлен Годом здорового образа жизни, поэтому я хотела поговорить на очень важную тему – о здоровье наших детей, а именно о применении здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Работая воспитателем, считаю, что важным условием здоровья детей является применение здоровьсберегающих технологий, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье дошкольников. Цель здоровьсберегающих образовательных технологий – это не только обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, но и сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и, самое главное, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, могу с уверенностью заявить, что благодаря им у детей наблюдается:

– улучшение памяти, внимания, мышления;

– повышение способности к произвольному контролю;

– улучшение общего эмоционального состояния;

– повышение работоспособности, уверенности в себе;

– стимулирование двигательных функций;

– снижение утомляемости;

– развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;

– стимулирование речевых функций.

Для реализации здоровьсберегающих технологий в детском саду я практикую совместную работу со специалистами по физическому воспитанию, медицинскими работниками, психологами, логопедами и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня. Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Одной из самых действенных закаливающих процедур является прогулка. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки или подвижной игры; а в теплое время года – с наблюдения, спокойных игр. В летнее время практикуется обливание ног теплой водой с последующим понижением температуры.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Кроме подвижных игр, в нашем детском саду широко используются разнообразные упражнения в основных видах движений:

– бег и ходьба;

– прыжки;

– бросание и ловля мяча;

– упражнение на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют эмоциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Успешно внедрена коррегирующая гимнастика в физкультурно-оздоровительной работе. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные занятия, физкультминутки, ходьба по коррегирующей дорожке для предотвращения появления и развития плоскостопия, пальчиковая гимнастика и игры на свежем воздухе. Коррегирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервные системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координированно, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

В нашем детском саду большое внимание уделяется правильному питанию дошкольников. Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов – мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др. Правильное питание помогает не только укрепить детский иммунитет, но и поставить заслон простудам.

На базе детского сада два раза в год организовываем работу соляной пещеры, которая способствует эффективному и безопасному повышению иммунитета у детей. Пребывание в специально оборудованной комнате с имитацией морского климата усиливает защитные функции организма и позволяет избежать осложнений после ОРЗ и ОРВИ. Кроме того, процедура показана детям с астматическими и аллергическими проявлениями.

С целью профилактики вирусных и других заболеваний в нашем ДОУ детям предлагаются кислородные коктейли и «Биомороженое». Кислородный напиток снимает физическую и умственную усталость, повышает иммунные силы, улучшает состояние нервной системы. Курс приема коктейлей с кислородом направлен на снижение заболеваемости простудными заболеваниями и компенсацию вреда длительного пребывания городских детей в закрытых помещениях, а в результате проведения курсового приема «Биомороженого» улучшаются пищеварение и микрофлора кишечника.

В период массового распространения вируса гриппа педагоги нашего детского сада прилагают все усилия для предупреждения заболеваемости детей. Для оздоровления и закаливания детей используются традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Огромное влияние на состояние здоровья детей оказывает воздушный климат в группе, которому способствуют растения: хлорофитум, герань, бегонии, лавр благородный, лимон и др. Также каждое утро воспитатели вместе с помощниками расставляют нарезанный лук и чеснок в каждой группе, и дети вдыхают их пары. Как говорят в народе: «Чеснок и лук от всех недуг».

Ежедневно с детьми проводятся дидактические игры, которые способствуют развитию зрительного, слухового и моторно-двигательного внимания: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные игры, словесные игры.

Мной был разработан игровой тренажер для дыхательной мускулатуры «Воздушный бильярд». Детям предлагается задуть в лунки шарики, дуя на них через воздушные трубочки. Диаметр трубочек и вес шариков изменяется и зависит от успехов играющих. «Воздушный бильярд» ориентирован на укрепление дыхательной и двигательной активности ребенка, а также на повышение уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся.

В заключение хочу сказать: в своей педагогической деятельности я придерживаюсь принципов здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Помните, что только используемые в комплексе здоровьсберегающие способы в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Я считаю, что подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьсберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного образа.

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем!

Количество просмотров: 2975  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы