Использование алгоритмов на уроках истории в 5 классе

 
 

Никитина Татьяна Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 34 г. Новосибирска

 

Использование алгоритмов на уроках истории в 5 классе

Программа по истории в 5 классе насыщена разнообразным материалом – учащиеся начинают работать с исторической картой, историческими источниками. При этом процесс обучения строится на изучении истории древних народов и их цивилизаций – от древневосточных к древнегреческой и древнеримской. Последние две изучаются более подробно, поскольку напрямую связаны с общеевропейской культурой, цивилизации же древнего Востока буквально идут друг за другом, в среднем изучаются по 1-2 часа. В связи с этим возникает потребность упорядочения материала, его систематизации, а также необходимость формирования навыка сравнения и сопоставления. Исходя из перечисленных целей, и используются алгоритмы на уроках истории в 5 классе – сравнительно простой, но при этом эффективный метод. Продуктивность обеспечивается подробной инструкцией учителя при изучении первых тем (в нашем случае при изучении Древнего Египта) и системным применением, то есть каждый раз при рассмотрении новой цивилизации.

На уроке, посвященном географическим и природным особенностям Древнего Египта, учитель предлагает учащимся вести заметки, по пунктам, используя один и тот же алгоритм. Важно отметить, что уроки знакомства с древними цивилизациями успешно обыгрываются в форме урока-путешествия, где учащиеся ведут свой дневник или заметки путешественника. В качестве маршрута путешествия можно использовать план урока. Итак, учащимся предлагается составлять заметки по алгоритму:

1. Географическое положение.

2. Природно-климатические особенности.

3. Занятие населения.

4. Верования/религия.

При первых использованиях алгоритма учитель дает подробную устную или письменную инструкцию в виде подсказок:

1. Географическое положение (на каком материке и в какой его части проживает данный народ / расположено данное государство?).

2. Природно-климатические условия (Охарактеризуйте климат: жарко или холодно? Существует ли выход к морю? Протекает ли по данной территории река или реки, являются ли они полноводными? Какая там почва? Есть ли горы? и т.д.).

3. Занятия населения (Исходя из перечисленных природно-климатических условий, подумайте, чем могли заниматься люди, жившие там, чтобы выжить?).

4. Верования/религия (в кого верили люди, жившие там, с чем, по вашему мнению, связана вера в данных существ?) – данный пункт, как правило, вносится на последующих уроках.

Работу с данным алгоритмом необходимо сопровождать поиском информации на карте и в тексте учебника либо в дополнительных материалах, подготовленных учителем.

Таким образом, учащиеся постепенно выстраивают в голове алгоритм, пункты которого логически исходят друг из друга. Данный метод позволяет структурировать новый материал, сопоставлять географические и природно-климатические условия различных государств и формировать причинно-следственные связи.

Количество просмотров: 2255  

Добавить комментарий

Target Image
1. Через «Парад культур» к сохранению культурных традиций народов России
2. Морфология русского языка в таблицах и схемах
3. Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории
4. Патриотическое воспитание на уроке английского языка, посвященном героям-космонавтам
5. Реализация дистанционных технологий при обучении математике
6. Использование алгоритмов на уроках истории в 5 классе
7. Формы организации внеурочной деятельности учащихся, направленные на развитие функциональной грамотности
8. Как стать активным участником использования цифровых образовательных ресурсов в урочное и внеурочное время? Из опыта работы учителя английского языка
9. Формирование финансовой грамотности в процессе внеурочной деятельности у детей с нарушением слуха
10. Развитие связной устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе
11. Проектная деятельность как один из методов современного образования. Проект «О чем говорит наш почерк?»
12. Развитие УУД активными методами обучения на уроках географии
13. Городской фестиваль «Династии Новосибирска»: история рода глазами детей
14. Детская киностудия как средство развития креативности младших школьников
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы