Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории

 
 

Добролюбова Людмила Львовна,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска,

Почетный работник сферы образования Российской Федерации

 

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории

Вот уже второе десятилетие мы живем в соответствии с ФГОС, который регламентирует основные направления деятельности всего педагогического сообщества. Современное российское государство уделяет пристальное внимание историческому образованию, и порой учителю-практику, не только молодому специалисту, но и учителю-стажисту, сложно перестроиться и приноровиться к глобальному темпу изменений, которые требуют максимальной сосредоточенности, высокого профессионального мастерства, глубоких предметных знаний.

На II Всероссийском съезде учителей истории и обществознания, г. Москва, 2015 г.

Не утихают споры и дискуссии о содержании школьного исторического образования, о количестве учебников истории, о ЕГЭ…. Как и 10 лет назад, в них активно принимают участие государственные и политические деятели, педагоги, представители общественности. Актуально мнение профессора Евгения Евгеньевича Вяземского, который говорил о том, что «педагогов России волнуют проблемы построения системы исторического образования, отвечающей потребностям общества, государства и конкретного человека, основанной на осознании общенационального интереса, способствующей воспитанию гражданственности молодежи, формированию общероссийской гражданской идентичности личности».

А.О. Чубарьян, нициатор создания в 2010 г. Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»

Нельзя сегодня не согласиться с мнением Александра Огановича Чубарьяна, что «во всем мире история становится предметом острых дискуссий и противоборства. И в сложной ситуации попыток ее переписать, спекулировать историческими фактами и использовать их в противостоянии с нашей страной очень важно усилить внимание и интерес к этому предмету». Как раз в этом контексте я и вижу одним из приоритетных направлений деятельности учителя истории – формирование российской гражданской идентичности, т. е. осознания своей принадлежности к общности граждан России, т. к. именно ее составляющие, в соответствии с теорией Александра Григорьевича Асмолова, будут способствовать формированию истинного гражданина, патриота своей страны, своей Родины.

Находясь в ситуации поиска приоритетов деятельности учителя истории в данном направлении, я хотела бы обсудить следующий круг вопросов:

1. Какой смысл следует вкладывать в понятие «российская идентичность»? Каков исторический путь происхождения данного понятия.

2. Как может современный урок истории способствовать формированию личности россиянина, его духовно-нравственному становлению, воспитанию истинного гражданина и патриота?

Размышляя над содержанием понятия «российская идентичность», не могу не отметить его актуализацию в историографическом дискурсе именно в современный период. На основании проведенных мной исследований учебников истории СССР 1960-80-х гг. смею заметить, что понятие «российская идентичность» как таковое не формировалось в советский период и не актуализировалось вплоть до распада СССР.

Прежде чем современными политиками и педагогами был поставлен вопрос о формировании «российской идентичности», длительное время школа «работала» над формированием «советской идентичности». Полагаю, что этот опыт стоит учитывать для понимания содержания понятия «российская идентичность» и при постановке новых воспитательных задач. Метафорическое понятие «советскость», по мнению доктора философских наук Попова Максима Евгеньевича, «представляет собой уникальный тип надэтнической идентичности», конструируемый «идеологией и пропагандой полиэтнической общегражданской консолидации в целях сохранения государственно-политического единства страны». Теоретически определить сущность понятия «советская идентичность» довольно трудно. В отечественной гуманитаристике сложились разные мнения на этот счет. По моему мнению, «советская идентичность» – многоплановое понятие, представляющее собой совокупность проявлений коллективной, личностной, цивилизационной, политической, классовой, гражданской, поколенческой, гендерной, профессиональной, национальной идентичности и др., конструируемое системой духовных и гражданских ценностей советского общества, а также осознанием советскими людьми своей общекультурной, личностной и гражданской принадлежности.

Такую же многоплановость предполагает и понятие «российская идентичность», которую неверно приравнивать лишь к этнической или политической идентичности. Сегодня мы часто слышим выражения: «российская нация», «единый народ России», «мы – многонациональный народ России» – и постепенно приходим к пониманию смысла, который вкладывается в концепт «российской идентичности».

Действительно, в последние десятилетия тема формирования российской идентичности актуализируется и в научном, и в педагогическом сообществе с позиций приоритетов государства и различных идеологических «мы-групп». Тому подтверждение –многочисленные исторические исследования, а также нормативные документы.

В свое время в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивалось, что «ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания». Это положение нашло отклик в Историко-культурном стандарте, где «одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности». В обновленном ФГОС, в отличие от ФГОС, утвержденном в декабре 2010 года, понятие российской гражданской идентичности значительно расширено, что дает возможность определить основные направления для реализации воспитательных задач на уроках истории:

1. Это духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание – формирование приоритетных ценностей гражданственности; уважения к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.

2. Это историческое воспитание на основе героической истории России, истории Новосибирской области, истории своей семьи. Региональный компонент обладает огромным воспитательным потенциалом. Понимание политических, экономических, культурных особенностей и проблем региона способствует становлению гражданской позиции.

3. Это политико-правовое воспитание: знание Конституции РФ, законов; понимание форм участия в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.

4. Это патриотическое воспитание – воспитание гражданственности и любви к Родине, осознание культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре.

Формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся предусматривает и рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 23.06.2022 г.

Преподавание истории в школе во многом зависит от политической обстановки и от тех акцентов, которые делает государство, формулируя задачи школьных курсов. Президент РФ В.В. Путин говорил о том, что «в российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы времена и поколения, способствовали консолидации нации».

Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин акцентирует внимание на том, что «историческое образование в школе – это связующая нить, передающая социальный опыт из поколения в поколение, ключевой инструмент формирования гражданской идентичности».

Приобщение учеников к великому культурному наследию наших предков начинается именно с изучения восточнославянской культуры и истории, которая своими корнями уходит во времена Киевской Руси. Именно тогда впервые в истории происходит осознание русским народом своего предназначения, зарождается процесс становления русского национального самосознания, самоидентификации, что нашло яркое отражение в знаменитых памятниках древнерусской культуры. К примеру: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

Общее славянское начало во главу угла выдвигает важные политические задачи воспитания толерантности, братского отношения к славянским народам, и это как раз необходимо осуществлять на уроках истории при изучении вопросов славянской культуры, через воспитание уважения к исконным духовным ценностям, любви к Отечеству, его истории, культуре, языку.

Сегодня воспитательное пространство урока истории неразрывно связано с формированием у обучающихся «российской идентичности» через приобщение учеников к традициям становления древнерусского государства, воспитание у них чувства уважения к историческому прошлому нашей Родины, его культуре. Древнерусское государство – Московское царство – Российская империя – Советский Союз – Российская Федерация: для изучения культуры каждого из вышеназванных периодов истории государства Российского характерно воспитание уважения к исконным духовным ценностям, любви к Отечеству, его истории, культуре, языку.

Главный вопрос – как это делать, чтобы избежать «псевдопатриотизма»? Важно осознавать роль каждого славянского народа в преумножении национальных богатств и «всеобщности» восточнославянского культурного наследия. Именно на уроках истории в сознании обучающихся складывается представление о равенстве всех славянских народов, общие предки которых внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

Именно на уроках истории можно наиболее полно решить педагогические задачи воспитания российской гражданской идентичности через системно-деятельностный подход, применение современных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения, инициативность и успешность обучающихся. Это информационно-коммуникационные технологии, технологии проектов, технологии коллективно-творческого дела. Необходимо отметить, что деятельность учителя на уроках должна быть тесно связана с организацией им внеурочной деятельности, которая на современном этапе может продуктивно интегрироваться в организации совместных проектов с другими общеобразовательными организациями для решения задач по формированию российской гражданской идентичности. Воспитание настоящего россиянина возможно лишь при совместной скоординированной работе всего педагогического коллектива, государственных учреждений и общественных организаций.

Полагаю, бесспорно следующее утверждение: общая задача педагогов, общества и государства – воспитывать НАСТОЯЩЕГО РОССИЯНИНА, определившись с сущностью понятия «российская идентичность» на основе огромного нравственного и духовного потенциала истории, культуры и традиций нашего многонационального государства.

Количество просмотров: 2476  

Добавить комментарий

Target Image
1. Через «Парад культур» к сохранению культурных традиций народов России
2. Морфология русского языка в таблицах и схемах
3. Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории
4. Патриотическое воспитание на уроке английского языка, посвященном героям-космонавтам
5. Реализация дистанционных технологий при обучении математике
6. Использование алгоритмов на уроках истории в 5 классе
7. Формы организации внеурочной деятельности учащихся, направленные на развитие функциональной грамотности
8. Как стать активным участником использования цифровых образовательных ресурсов в урочное и внеурочное время? Из опыта работы учителя английского языка
9. Формирование финансовой грамотности в процессе внеурочной деятельности у детей с нарушением слуха
10. Развитие связной устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе
11. Проектная деятельность как один из методов современного образования. Проект «О чем говорит наш почерк?»
12. Развитие УУД активными методами обучения на уроках географии
13. Городской фестиваль «Династии Новосибирска»: история рода глазами детей
14. Детская киностудия как средство развития креативности младших школьников
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы