Проектная деятельность как один из методов современного образования. Проект «О чем говорит наш почерк?»

 
 

Мурая Ольга Викторовна,

педагог-психолог первой квалификационной категории

МКОУ Венгеровская СОШ № 2 Новосибирской области

 

Проектная деятельность как один из методов современного образования. Проект «О чем говорит наш почерк?»

Развитие интеллектуального потенциала, выявление одаренных детей, оказание им помощи и поддержки в профессиональном развитии являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Одним из методов данного направления выступает проектная деятельность, которая позволяет комплексно решать вопросы воспитания, образования и социализации личности обучающихся.

Разработка и защита проекта способствуют развитию универсальных учебных действий, систематизации полученных знаний обучающимися в процессе обучения.

Основными задачами проектной деятельности являются:

При написании проекта необходимо соблюдать структуру:

1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, практическая и теоретическая значимость проекта); теоретическую часть и практическую (описание методов и методик, результаты исследования в виде диаграмм, таблиц, схем, выводы)

2. Материальное воплощение проекта (изделие, видеоматериалы, методическое пособие, памятки, макеты, кроссворды и другое).

3. Публичная защита.

Я, как педагог-психолог, ежегодно участвую в написании проектов с обучающими 9 классов. Ниже представлен пример проекта.

«Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги, так как в нем изображается преступность, радость, печаль, озлобленность, настроение духа и тому подобное». Французский ученый антрополог Д. Тарт

На протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении мы часто слышим от наших педагогов замечания по поводу плохого почерка. Надежда Николаевна, учитель русского языка, часто говорила, что тетрадь – это лицо ученика и по ней можно судить о человеке, не видя его.

Мы сначала не понимали этих слов, но задумались над этим в 8 классе, что действительно в 1 классе нас всех учили одинаково, чтобы мы писали буквы аккуратно, как на доске и в прописи. Но перелистывая тетради прошлых лет, мы заметили, что наш почерк изменился.

Своими наблюдениями мы поделились с педагогом-психологом нашего образовательного пространства и узнали, что есть целая наука – графология, которая изучает законы зависимости между почерком и характером человека.

Мне самостоятельно захотелось «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. Во все времена каждый человек пытается разгадать себя и свой характер. Почерк – интересный и ценный способ, который позволяет заочно познать человека, не зная его.

В процессе письма люди не задумываются о том, как пишут. При письме мысли направлены на то, что нужно написать, а не как. Так что процессом письма управляет подсознание. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Сознание «выражает себя» через устную речь, подсознание может «выражать себя» и через почерк.

Мы заинтересовались этим и решили поближе познакомиться с наукой графологией и на её основе составить свои характеристики и узнать с помощью почерка характер обучающихся.

Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Работа над улучшением почерка оказывает влияние и на самого пишущего, например, помогает приобрести большую уверенность в себе.

Таким образом, перед нами возникла проблема: хотим узнать, зависит ли почерк от характера человека, но пока об этом нам ничего не известно. Существует несколько способов решения данной проблемы. Мы остановились на создании сборника стихов с анализом почерка, написавших данные стихотворения, и подборкой рукописей великих писателей.

Наш проект будет исследовательским, так как нам предстоит исследовать множество факторов формирования почерка. Воспользоваться нашим результатом смогут педагоги для проведения классных часов, обучающиеся для анализа своего почерка, а также любой желающий, кого заинтересовал этот вопрос.

Ресурсы, которые нам необходимы для выполнения проекта: информационные, материальные, трудовые, коммуникационные, интеллектуальные. Выполняя данный проект, мы узнаем много нового и интересного о письменности, почерке, характере людей, а также получим навыки в создании буклета, такие умения, как оформлять проектную документацию, ознакомимся со структурой выполнения проекта, укрепим навык публичного выступления.

Целью нашего исследования стало изучение зависимости почерка от характера человека.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи:

1. Изучить научную и публицистическую литературу по исследуемой теме.

2. Проанализировать и определить основные параметры почерка.

3. Проведение исследования «Почерк личности».

4. Найти интересные факты о почерке великих людей.

5. Определить характер обучающихся 9-10-х классов путём анализа почерка.

6. Составить психологические портреты обучающихся.

7. Сопоставить психологические портреты обучающихся с характеристиками от классных руководителей и учителей-предметников.

8. Составить сборник стихотворений.

Объектом работы является почерк обучающихся, участвующих в эксперименте.

Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.

В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение: характер человека можно определить по его почерку.

Для решения поставленной цели и задачи использовались методы исследования:

Теоретические: сбор информации по исследуемой теме, анализ полученной информации, доказательство.

Эмпирические: наблюдение, анкетирование обучающихся, графологическое исследование образцов почерка и математическая обработка его результатов. Составление показательных диаграмм и таблиц на основе результатов исследования.

Моя исследовательская работа имеет практическую и теоретическую значимость. Практическая значимость исследования: определение особенностей характера подростков может явиться путеводной звездой для педагогов, работающих в классе; оно показывает на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с обучающимися.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут послужить кратким пособием в общении с подростками и для родителей (законных представителей).

Работа проводилась в несколько этапов. Первым этапом работы было проведение теоретического анализа литературы. Рассматривались наука графология, графологический анализ в психологии, понятие «характер человека», виды характера, интересные факты о почерке великих людей.

Для меня встал вопрос, а что же такое графология и что она изучает?

Графология – учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нём свойств и психических состояний пишущего. История графологии восходит к античным временам. Одним из первых, кто обратил внимание на особенности почерка, был римский историк Светоний. Отцом современной графологии принято считать аббата Ж. И. Мишона.

Дальше возник вопрос, что такое характер? Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера: Астеникам соответствет тип характера – шизотимики. Атлетикам – иксотимики. Пикникам – циклотимики.

Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о свойствах той или иной личности. Изучить почерк можно с помощью графологического анализа. Он предполагает выявление индивидуально-психологической вариативности почерка.

Ниже представлены разные почерки с краткой характеристикой. Если вы посмотрите на рисунок 3, то увидите личность хитрую, лживую, умеющую выходить из любой ситуации.

Обладатель почерка под номером 7 является личностью беззаботной, беспечной, коммуникабельной, имеющей много друзей.

Сложность графологического анализа заключается в том, что человеческий мозг под влиянием разного рода факторов формирует уникальную в своем роде личность с присущими только ей чертами характера и неповторимой манерой письма.

Как обстоят дела с почерками у известных личностей. Результаты анализа получились довольно интересными. Мы решили привести 10 интересных факторов о почерках известных людей. 10 место – это Левосторонний, зеркальный почерк, который имеет в психологии название «почерк Леонардо». Иметь почерк Пушкина современники считали просто неприлично.

У Черчилля был слишком мелкий и неразборчивый. Однажды Черчиллю сказали, что его почерк напоминает почерк Клеопатры, он пришел в неописуемый восторг.

Почерк Льва Толстого разобрать могла только его жена, которой и приходилось бессчетное количество раз переписывать «Войну и мир». Психиатр Ломброзо, посмотрев на его почерк, пришел к выводу, что он принадлежит женщине легкого поведения с психопатическими наклонностями.

Вторым этапом стало проведение исследования на тему: «О чем говорит наш почерк?». В анкетировании приняли участие 22 респондента, это обучающиеся 9-10-х классов. Им предлагалось ответить на анкету «Почерк личности», которая содержала 8 вопросов:

Вопрос № 1. Как вы думаете, почерк зависит от характера человека? По результатам исследования выяснили, что 68,2 % обучающихся ответили, что почерк зависит от характера личности.

Вопрос № 2. Менялся ли ваш почерк со временем? По мнению 72,2 % всех опрошенных респондентов ответили, что почерк менялся несколько раз.

Вопрос № 3. Нравится ли вам ваш почерк? Большинству респондентов нравится их почерк, они считают его вполне понятным для окружающих.

Вопрос № 4. Похож ли ваш почерк на почерк ваших родителей? Большинство обучающихся (63,6 %) считают, что их почерк не похож на почерк родителей.

Вопрос № 5. Важно ли иметь красивый почерк? 40,9 % респондентов думают, что человек должен обладать красивым почерком.

Вопрос № 6. Считаешь ли ты свой почерк разборчивым? Большинство респондентов (68,2 %) уверены, что их почерк является разборчивым для чтения.

Вопрос № 7. У кого из ребят в классе по твоему мнению красивый почерк?

В 9 «Б» классе, по мнению обучающихся, красивый почерк принадлежит: Федянину Олегу (с точки зрения юношей нашего класса), Лебедевой Наталье и Мороковой Елизавете. В 10 «Б» классе разборчивый, красивый прочерк принадлежит Черняевой Анне, Кабышеву Виталию, Андрюшенко Светлане.

Вопрос № 8. Хотелось бы тебе улучшить свой почерк? 68,2 % обучающихся хотели бы изменить свой почерк.

Третьим этапом стало изучение почерка 10-ти обучающихся МКОУ Венгеровской СОШ № 2 и написание заключения на них, соотношение нашей характеристики с характеристикой классных руководителей и учителей предметников. В образцах нами были исследованы 6 характеристик почерка: Поля. Размеры букв (величина и ширина почерка). Наклон букв. Очертания букв. Расположение строки относительно верхнего края бумаги. Сила нажима на карандаш.

Следующим шагом было составление подробной характеристики на каждого обучающегося, но на экран мы вывели почерк 4 обучающихся:

Почерк респондента под кодом 001 позволяет сделать вывод, что для него характерны бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм.

Для обучающегося под кодом 004 свойственны хитрость, ловкость, ложь, изворотливость, коммерческие наклонности, отсутствие совести, непрямолинейность.

Для испытуемого под кодом 007 характерны наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, устойчивость мнений, принципиальность, исполнительность.

Для ученика под кодом 008 свойственны щедрость, настойчивость, стремление к бережливости, непостоянство, человек сразу берется за несколько дел, но не всегда их оканчивает.

Соединив сходные черты характера, мы составили характеристики на классы. Получилось, что в 9 «Б» классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 33,3 %, осмотрительных – 27,8 %, уравновешенных в отношениях – 27,8 %, стрессовоустойчивых – 16,6 %, упрямых – 83,3 %, отзывчивых – 33,3 %.

В 10 «Б» классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 25 %, осмотрительных – 62,5 %, уравновешенных в отношениях – 100 %, стрессовоустойчивых – 25 %, упрямых – 12,5 %, отзывчивых – 12,5 %.

Следующим шагом в исследовании стало соотношение характеристик по графологическому анализу и характеристик от классных руководителей и учителей предметников

У 70 % обучающихся было выявлено совпадение характера (на основе наблюдения) и почерка. Конечно, мы не опытные графологи, но если проявить некоторую наблюдательность, то можно за почерком увидеть живого человека.

Завершающим этапом было выяснение достоверности проработанных нами результатов. С этой целью мы сопоставили полученные результаты с мнением о себе самого испытуемого.

Факт того, что большинство людей согласны с результатами исследования, свидетельствует о том, что особенности почерка соответствуют особенностям характера человека.

Все наше исследование доказывает, что существует прямая зависимость между характером и почерком человека. В мире не существует двух одинаковых почерков, так же как и одинаковых характеров. Почерк – это «визитная карточка» человека, его форма общения, «письменный голос» его обладателя.

Список литературы и интернет ресурсов

1. Щеголев, И. В. Тайны почерка [Текст]: учеб. пособие / И.В. Щеголев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 158 с.

2. Щеголев, И. В. 16 типов личности. Почерк и характер человека [Текст]: учеб.пособие / И. В. Щеголев. СПб.: Питер, 2007. – 160 с.

3. Интересные факты про почерки великих людей [Электронный ресурс] http://funfacts.ru/interesnye-facty-biografii/331-interesnye-fakty-pro-pocherki-velikih-ljudej.html

4. Как узнать характер по почерку [Электронный ресурс] http://missbagira.ru/themes/psihologiya/kak-uznat-harakter-po-pocherku

Количество просмотров: 3031  

Добавить комментарий

Target Image
1. Через «Парад культур» к сохранению культурных традиций народов России
2. Морфология русского языка в таблицах и схемах
3. Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории
4. Патриотическое воспитание на уроке английского языка, посвященном героям-космонавтам
5. Реализация дистанционных технологий при обучении математике
6. Использование алгоритмов на уроках истории в 5 классе
7. Формы организации внеурочной деятельности учащихся, направленные на развитие функциональной грамотности
8. Как стать активным участником использования цифровых образовательных ресурсов в урочное и внеурочное время? Из опыта работы учителя английского языка
9. Формирование финансовой грамотности в процессе внеурочной деятельности у детей с нарушением слуха
10. Развитие связной устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе
11. Проектная деятельность как один из методов современного образования. Проект «О чем говорит наш почерк?»
12. Развитие УУД активными методами обучения на уроках географии
13. Городской фестиваль «Династии Новосибирска»: история рода глазами детей
14. Детская киностудия как средство развития креативности младших школьников
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы