Развитие УУД активными методами обучения на уроках географии

 
 

Щепелина Светлана Васильевна,

учитель географии первой квалификационной категории

МКОУ Венгеровская СОШ № 2 Новосибирской области

 

Развитие УУД активными методами обучения на уроках географии

В условиях внедрения ФГОС в систему образования, в соответствии с Профстандартом педагога одной из основных задач учителя является формирование и развитие УУД у обучающихся.

Согласно ФГОС, УУД подразделяют на 4 группы: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Личностные УУД включают сформированность потребности в самовыражении и самореализации, сформированность позитивной моральной самооценки. Познавательные УУД включают общеучебные, логические учебные задачи, а также постановку и решение проблемы. Регулятивные УУД включают умение организовывать свою деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса. Коммуникативные УУД включают социальную компетентность, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

У любого учителя возникает вопрос: какие методы использовать для формирования и развития УУД? Для формирования и развития УУД можно использовать активные методы обучение.

Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К таким методам относятся проблемное обучение, метод проектов, метод-кластер, баскет-метод.

Технология проблемного обучения, авторами которой являются Лернер и Скаткин, позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. Технологию проблемного обучения можно применять на разных этапах урока. Приведу несколько примеров.

Например, в 6 классе при изучении темы «Температура воздуха» предлагаю учащимся выполнить задание, которое подводит их к проблеме-противоречию:

«Зимой температура воздуха … (1), но солнце … (2) к земной поверхности. Летом температура воздуха … (3), но солнце … (4) от земной поверхности».

Далее следует ряд вопросов, подводящих к проблеме.

Вы увидели противоречие?

В чем оно состоит?

Попробуйте объяснить сложившееся противоречие.

Подобное задание предлагается учащимся 7 класса при изучении темы «Рельеф Африки»:

Обучающимся известно, что, как правило, высочайшие вершины мира расположены в складчатых областях (горах). При изучении рельефа Африки возникает противоречие, т. к. вулкан Килиманджаро находится в пределах платформы. Обучающимся предстоит разрешить это противоречие.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества – разработана технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Е. Л. Мельникова. Данная технология позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний».

К примеру, в 5 классе, используя побуждающий диалог, учащихся можно подвести к формулировке темы урока. Проблемное обучение также можно применять на следующих уроках: 8 класс – тема «Развитие форм рельефа», 9 класс – тема «Факторы размещения металлургических предприятий», 10 класс – тема «Возрастно-половой состав населения мира».

Итак, суть проблемного обучения заключается в разрешении специально создаваемых проблемных ситуаций. В итоге проблемное обучение способствует формированию компетентности разрешения проблем, информационной и коммуникативной компетентностей. Учащиеся учатся осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы, сравнивать, анализировать, обобщать.

Метод проектов побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способностью к самообразованию и самореализации. Приведу несколько примеров.

Урок в 5 классе на тему «Уникальная планета Земля». Обучающиеся делятся на 3 группы, каждая из которых работает с маршрутным листом, на котором прописаны все задания. По итогам выполнения заданий обучающимся необходимо результаты своих исследований обобщить в виде постера «Уникальность планеты Земля».

В 7 классе после изучения темы «Регионы и страны Евразии» обучающиеся делятся на группы и выбирают один из регионов. В ходе работы им предстоит проанализировать информацию о регионе и представить ее в виде туристической рекламы или туристического маршрута с описанием.

Метод проектов также можно применять на следующих уроках: 6 класс – тема «Составление простейших планов местности», 8 класс – тема «Жемчужина Сибири – Байкал», 9 класс – тема «Обобщение по разделу Межотраслевые комплексы», 10 класс – тема «Политическая география и геополитика».

Итак, суть метода проектов заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В итоге метод проектов способствует творческой самореализации личности обучающегося, развитию его интеллектуальных возможностей. И кроме того, проект имеет практическую значимость, т. е. продукт.

Метод-кластер позволяет графически представить изучаемый материал, используя смысловые единицы. Прием кластеров универсален, он может применяться на стадии изучения нового материала, на стадии проверки знаний и закрепления изученного материала.

Метод-кластер можно применять на следующих уроках: 5 класс – тема «Гидросфера», 6 класс – тема «Движение воды в океане», 7 класс – тема «Тихий океан», 8 класс – тема «География для природы и общества», 9 класс – тема «Место России в мире», 10 класс – тема «НТР и мировое хозяйство».

Итак, суть метода-кластера состоит в графическом представлении изучаемого материала. В итоге метод-кластер развивает способность систематизировать информацию, выделять главное и особенное.

Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Этот метод позволяет научиться систематизировать и отбирать наиболее важные дела повседневной действительности, классифицировать их с учетом важности и срочности, формулировать пути решения.

На уроке в 6 классе по теме «Ветер» учащимся можно предложить несколько заданий.

Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окнами вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова…

Куда уходит дым?

Почему дым не заходит в комнату, а вытягивается в трубу?

Почему возникает эта самая тяга?

Как назвать такое же движение воздуха, но в горизонтальном направлении?

Таким образом можно сформулировать тему урока и попробовать дать определение понятию «ветер».

Баскет-метод также можно применять на следующих уроках: 5 класс – тема «Ориентирование», 7 класс – тема «Взаимодействие природы и общества», 8 класс – тема «Экологическая ситуация в России», 9 класс – тема «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», 10 класс – тема «Глобальные проблемы».

Итак, баскет-метод основывается на имитации ситуаций. В итоге баскет-метод развивает учебную мотивацию, позволяет оценить способность обучающегося к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющихся знаний.

Об эффективности применяемых технологий можно судить по результатам качественной успеваемости учащихся, результатах ОГЭ и ЕГЭ, результатах диагностики педагога-психолога.

Систематическое применение активных методов обучения способствует развитию УУД у обучающихся: повышается качественная успеваемость, мотивация к изучению учебного предмета, возрастает познавательная активность, а также развиваются творческие способности.

Список интернет-ресурсов

1. arz.unn.ru/2016-05-20-10-37-29/1229-2016-05-20-10-10-58

2. detskiysad.ru/ped/savin07.html

3. infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-primenenie-aktivnih-metodov-obucheniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-397931.html

4. infourok.ru/urok-po-geografii-na-temu-veter-klass-271360.html

5. pandia.ru/text/80/048/2214-5.php

6. solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/-metody-obucheniya-na-urokah-matematiki-.9749183/

7. znanio.ru/media/otkrytyj-urok-po-geografii-v-6-klasse-tema-veter-2490626

Количество просмотров: 2354  

Добавить комментарий

Target Image
1. Через «Парад культур» к сохранению культурных традиций народов России
2. Морфология русского языка в таблицах и схемах
3. Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории
4. Патриотическое воспитание на уроке английского языка, посвященном героям-космонавтам
5. Реализация дистанционных технологий при обучении математике
6. Использование алгоритмов на уроках истории в 5 классе
7. Формы организации внеурочной деятельности учащихся, направленные на развитие функциональной грамотности
8. Как стать активным участником использования цифровых образовательных ресурсов в урочное и внеурочное время? Из опыта работы учителя английского языка
9. Формирование финансовой грамотности в процессе внеурочной деятельности у детей с нарушением слуха
10. Развитие связной устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе
11. Проектная деятельность как один из методов современного образования. Проект «О чем говорит наш почерк?»
12. Развитие УУД активными методами обучения на уроках географии
13. Городской фестиваль «Династии Новосибирска»: история рода глазами детей
14. Детская киностудия как средство развития креативности младших школьников
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы