Интернет-ресурсы в преподавании дисциплин музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Интернет-ресурсы в преподавании дисциплин музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств

Интернет уверенно вошел в жизнь современного человека, и, конечно, он активно используется в системе дополнительного образования. Есть преподаватели, которые пользуются интернет-ресурсами в процессе обучения более активно, некоторые – более осторожно. При умелом и целенаправленном применении интернет открывает двери в новые информационные пространства.

В преподавании музыкально-теоретических дисциплин можно выделить несколько блоков интернет-ресурсов. Первый – это видео и аудиохостинги, где преподаватели отбирают нужный им, соответствующий педагогическим целям образовательный контент. Подбирая музыкальное произведения для работы на уроке, нужно помнить о том, что формат видео, конечно, более интересен для детей, однако нельзя злоупотреблять только им одним. Когда перед глазами детей постоянно присутствует некая картинка, это в какой-то степени отключает систему их внутренней работы над осмыслением материала, отчасти выключает их внутреннюю фантазию. Много раз я наблюдала, как ребята намеренно «отсоединяют» себя от видео, не смотрят в экран, таким образом оставляя для восприятия только аудиоканал. Видимо, это как раз тот случай, когда им легче воспринимать музыку через аудиоканал.

Но не нужно забывать и о той колоссальной зрительной нагрузке, которую несет на себе современный человек. Поэтому еще одним фактором, на который стоит обратить пристальное внимание, является длительное напряжение зрения детей. В таком случае стоит проводить минутки зрительного расслабления или, например, специальные игры с закрытыми глазами. Так, малыши очень любят игру для развития памяти (они закрывают глаза, я что-то изменяю в классе, а затем они стараются сказать, что именно изменилось). И другие подобные игры и упражнения можно здесь использовать. В таком случае работоспособность ребят сохраняется гораздо дольше.

Таким образом, принимая решение о том, какой формат для прослушивания произведения выбрать (аудио или видео), нужно помнить, что у каждого ребенка свои предпочтительные каналы получения информации. И самое рациональное решение – это стараться, придерживаясь золотой середины, разумно совмещать разные форматы подачи информации. Но даже выбирая один из форматов, преподаватель должен быть всегда максимально требовательным к качеству материала и знать, какие именно педагогические цели он ставит.

Если педагог хочет акцентировать внимание детей на составе исполнителей – то нужно искать соответствующее концертное исполнение. Например, там, где симфонию исполняет оркестр, интересно будет посмотреть, как картинку коллектива в целом, так и группы инструментов, а также солистов, и, конечно, увидеть работу дирижера.

Если же преподаватель хочет заострить внимание детей на образном ряде произведения, стоит поискать соответствующий видеоряд, где подобраны картины природы или задействовано изобразительное искусство и так далее. Если среди интернет-ресурсов такого примера найти не получилось, значит задача преподавателя состоит в том, чтобы постараться создать свой вариант. Старшеклассников нужно учить этому и привлекать к созданию подобных образовательных продуктов методом творческих проектов.

Второй блок интернет-ресурсов предполагает размещение на них различной справочной информации. Это могут быть те же видео и аудиохостинги с лекциями или уроками по тем темам, которые дети пропустили или недостаточно проработали. Кроме того, существует масса сайтов, где информация размещена в разных форматах, и учащийся может найти наиболее удобный для себя вариант. Конечно, преподаватель должен порекомендовать их и дать ссылку на тот материал, где информация преподносится наиболее точно, понятно и кратко.

Третий блок – это интернет-ресурсы, где ученик в интерактивной форме может отработать и проверить полученные навыки. Есть платформы, где ребята могут послушать и научиться узнавать конкретные музыкальные произведения, писать музыкальные викторины, приобрести навык слухового анализа, совершенствоваться в освоении нотной грамоты, достичь успехов в написании различных видов музыкального диктанта (ритмического, тембрового, многоголосного).

Ребятам очень нравится работать с подобными форматами и по опыту работы я вижу, что такая работа, если она системна и проводится по плану в соответствии с грамотными рекомендациями преподавателя приносит значительную пользу и дает ощутимый эффект в обучении ребенка. Причем на ранних этапах обучения во всех формах взаимодействия с интернетом нужна и крайне важна роль старших членов семьи, которые помогут детям найти веб-ресурс, правильно им воспользоваться и проконтролировать результат.

Четвертый блок – это всевозможные мобильные приложения, где ученик также может отрабатывать навыки освоения музыкальной грамоты. Где, например, можно знакомиться с тембрами различных музыкальных инструментов, закреплять музыкальные термины, осваивать нотную грамоту и даже сочинять, исполнять, записывать, аранжировать простейшие песни на виртуальном синтезаторе (или фортепиано).

Пятый блок – специально устанавливаемые музыкальные программы с возможностью записи нот, музыкальных произведений, их аранжировкой и т.д. Так, например, в процессе знакомства с нотными редакторами дети лучше запоминают и понимают ноты, длительности, дополнительные знаки нотного письма, могут научиться достаточно быстро записывать и сохранять большие фрагменты нотного текста, а также освоить множество дополнительных полезных функций (форматирование, транспонирование и т.д.).

Ко всему обилию интернет-ресурсов преподаватель должен относиться максимально чутко, быть требовательным к их качеству, четко понимать поставленные педагогические цели и осознавать, какими средствами их можно будет достичь максимально эффективно и быстро. Использование интернет-ресурсов прекрасно дополняет традиционные методы преподавания. В разумном сочетании с другими формами работы использование ресурсов интернета значительно повышает интерес ребят к изучаемому предмету, помогает его запоминанию и при участии в создании подобного вида материалов самих детей помогает значительно активизировать в конечном итоге их интерес к изучаемому.

Использованная литература:

1. Айдарова И.Р. Уроки творчества за музыкальным компьютером / И.Р. Айдарова // Искусство в школе, 2008. – №1. – С. 60-62.

2. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер новый инструмент музыканта. Элективный курс для старшеклассников/ И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, А.В. Белов. – СПб.: СМИО Пресс, 2006. – 211 с. (+ CD-ROM).

3. Долгунова А.Ш. Новые информационные технологии в музыкальном образовании / А.Ш. Долгунова // Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского, 2010. – С. 7-9.

4. Красильников И.М. Студия компьютерной музыки / И.М. Красильников // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

5. Лифановский Б.И. Интернет для музыканта / Б.И. Лифановский. – М.: Классика-XXI, 2006. – 216 с.

6. Петелин Р.Ю. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства / Р.Ю. Петелин Ю.В. Петелин. – СПб.: БХВ-Петербург; Арлит, 2004. – 2-е изд., перераб. и доп. – 688 с.

7. Сизова Е.Р. Обучающие компьютерные программы в курсе гармонии / Е.Р. Сизова // Вопросы теории и истории музыки. – Челябинск: ЧВМУ им. П.И. Чайковского, 1998. – С. 156-164.

8. Стайловская И.А. Применение компьютерных технологий в системе дополнительного образования детей / И.А. Стайловская // Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского, 2010. – С. 42-44.

9. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Стратегии и методики: в 3-х кн. / Г.Р. Тараева. – М.: Классика-XXI, 2007. – Кн.1. (+CD-ROM) – 128 с., Кн.2. – 120 с., Кн.3. – 128 с.

10. Черненко О.В. Использование информационных и музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании / О.В. Черненко // Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского, 2010. – С. 52-54.

11. Яблонская О.А. Основные формы проверки знаний на уроках музыкальной литературы: метод. рекомендации для препод. муз. училищ, школ, лицеев, колледжей / О.А. Яблонская // Вопросы теории и истории музыки. – Челябинск: ЧВМУ им. П.И. Чайковского. – С. 173-180.

Количество просмотров: 1105  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы