Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского

 
 

Степанова Надежда Ильинична,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 112 г. Новосибирска,

Почётный работник сферы образования РФ

 

Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского

Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют искать новые ответы на вопросы воспитания. Подрастающее поколение растёт с низким уровнем морали, искажены понятия о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Утрачены традиционные духовные ценности. У молодого поколения отсутствует культура поведения и речи. Молодежь привержена вредным привычкам. Если обратиться к педагогической мысли прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочу выделить и остановиться на выдающемся лице – Ушинском Константине Дмитриевиче, которого по праву считают отцом русской педагогики.

Перечитывая работы великого русского педагога, я как бы веду с ним непосредственный живой разговор, в ходе которого стараюсь осмыслить свой собственный педагогический опыт и проанализировать решение проблем духовно-нравственного воспитания в современной школе.

«Одного ума и познаний недостаточно для укоренения в нас нравственного чувства. Мы требуем, чтобы учителя русского языка, истории и т.д. не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно»[1].

Я разделяю мнение К.Д. Ушинского, который считал, что все преподаваемые в школе предметы должны способствовать духовно-нравственному воспитанию детей. Особенно он выделял воспитательный потенциал гуманитарных предметов, которые призывают любить и знать свою Родину, свой народ, свою семью, учат умению быть человеком. Время учения – это не только время, когда ребёнок усваивает материал учебника, но и время, когда он открывает для себя нравственные ценности, которые появляются у ребёнка не стихийно. Их необходимо формировать сознательно на каждом уроке, на каждой перемене, уделяя большую роль и самовоспитанию. Только в опыте добрых дел и противостояния злу, можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование. Эти идеи занимают в системе воспитания К.Д. Ушинского главное место.

В последнее время страшным бичом безнравственного поведения обучающихся стало использование непристойных слов. Болью отзывается в сердце ситуация, когда нецензурные слова изливаются из уст школьников, иногда не только на переменах, но и на уроках. Вспоминается Иван Сергеевич Шмелёв и его роман «Лето Господне», где автор размышляет о вере, о семейных традициях, церковных праздниках, о послушании, о страхе Божьем. Я уверена, что религиозное воспитание является залогом того, что ребёнок не позволит себе такие непристойные речи. Лишь добрые слова и радуют, и согревают душу.

Нравственность рассматривается как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе и стержнем патриотизма, который, как считал Ушинский, во многом опирается на идеи христианства. Но на это невозможно уповать в современной школе, в которой даже уроки по религии вызывают у многих неприятие и критику. Поэтому единственный выход для преодоления сквернословия я вижу в очищении сердца ребёнка от жестокости, лжи, безответственности. Надо научить детей активно защищать добро и противостоять злу, жить по заповедям Божиим, которые содержат в себе основы нравственности, необходимые для соблюдения правил поведения и законов. Поэтому они являются как бы конституцией человечества, закладывают те фундаментальные принципы, без которых не может существовать человеческое общество.

С точки зрения верующего человека, нравственные заповеди дарованы нам Богом, а с точки зрения неверующего – созданы самими людьми. Однако и те, и другие признают общечеловеческие правила морали, главное из которых: «Не делайте другим то, что вы не желаете для себя». Необходимо посеять Золотое правило нравственности в сердце каждого ребёнка. И в этом помогают педагогические изыскания Ушинского. До него педагоги вопросы нравственности детей сводили в основном к вопросам поведения. Да, это тоже очень важно, но великий русский учитель пошёл дальше. Он утверждал, что задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы хорошее поведение вытекало из внутренней установки личности. Научить ребенка любить красоту нравственных поступков на примерах литературных, исторических и современных героев и деятелей.

Я разделяю мнение писателя и поэтому на своих уроках предлагаю школьникам убеждения и идеалы признанных творцов истории и сынов Отечества, которые внесли неоценимый вклад в развитие и становление России как великой державы, умели её защитить в лихие годы. Уверена, что такие имена, как А. Невский, Д. Донской, А. Суворов, Ф. Ушаков, А. Покрышкин, Б. Богатков, дети запомнят на всю жизнь.

Ушинский также предлагает искоренять вредные привычки у детей полезным трудом, как умственным, так и физическим. В минуты отдыха убирать классные комнаты, обрабатывать сад или огород, заниматься столярным и токарным мастерством, переплетением книг, а не убивать время впустую. Труд – лучший хранитель человеческой нравственности. Труд должен быть воспитателем человека, его воли и характера[2].

Как это актуально в наше время, когда учеников практически освободили в школе от физической работы. И что в итоге: современная молодёжь практически ничего не умеет делать в быту. Например, смотрю на своих внуков и диву даюсь, они лет через пять уже будут в женихах ходить, но до сих пор не могут ничего по дому сделать. Научила этим летом их посуду мыть. Молодые люди живут только настоящим и не строят планов на будущее. Поэтому они не понимают, насколько важны самостоятельность, трудолюбие и бытовые навыки, которыми они могли бы обучиться в семье и школе. Слава Богу, в новом учебном году вопрос о трудовом воспитании школьников получил новый импульс.

Ушинский – талантливый человек, переживший время, так как в его работах можно найти подтверждение тех образовательных технологий, которыми пользуются современные педагоги. Например, по организации учебных занятий, где наставник предлагает «приучать воспитанников к умственному труду, нежели передавать содержание самого предмета». Научить ребёнка самостоятельно трудиться, добывать знания, научить учиться, бороться с трудностями[3].

Согласно этому, стараюсь так планировать уроки, чтобы дети имели не только возможность самостоятельно добывать знания, чтобы их деятельность несла в себе и элементы духовно-нравственной культуры.

Например, на уроке в 5 классе по теме «Библейские сказания» так планирую работу детей, чтобы они, изучая мифы о Всемирном потопе, о первых людях, самостоятельно определяли, чему учили библейские мудрецы. Анализ текста, поиск информации и аналогичных ситуаций в жизни позволяет решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Уважение к старшим, стремление к справедливости, чувство благородства, тактичность воспитываю на уроке «Чему учил китайский мудрец Конфуций».

Послушание изучаем на примере мифа о Дедале и Икаре. Поэмы Гомера, греко-персидские войны – о мужестве, патриотизме и других благородных чувствах. Изучая А. Македонского, беседуем не только о его полководческом таланте, но и о гордыне.

Начиная с 6 класса, духовно-нравственное развитие происходит уже и на уроках обществознания. Благодатной почвой для этого являются уроки «Нравственные основы жизни», «Человек славен добрыми делами». Обучающиеся готовят проект «Ценностные приоритеты моего поколения».

Обучение должно быть осознанно ребёнком, прочувствованно, связано с его нравственной и интеллектуальной практикой. История развивает ум и сердце. Моя задача – добиться единения мыслей и чувств ребят. Это значит научить анализировать, размышлять и действовать. Именно Ушинский заложил основы такой педагогической деятельности, в которой активность ребёнка является главным условием его воспитания и обучения. Системно-деятельностный подход красной нитью проходит и через всю мою профессиональную деятельность.

Работая учителем уже много лет, я всегда понимала и продолжаю в этом убеждаться, что каждый ребёнок для своих родителей – самый лучший, самый умный, самый талантливый. Я применяю индивидуальный подход к каждому ребёнку, о котором так красноречиво высказывался великий русский педагог, призывая внимательно присмотреться к ребёнку, изучить его особенности, оберегать нравственное чувство ребёнка и взращивать, как нежнейшее растение, а потом только «гранить алмаз очень осторожно и умеючи»[4].

Придерживаясь принципа работы через творчество к знаниям, стараюсь найти и выявить в каждом ребёнке его творческий потенциал, развить его и совершенствовать с возрастом. Для этого, начиная с 5 класса, мы рисуем, лепим, создаём макеты, пишем стихи, эссе, рассказы, готовим сценки, уроки-концерты, оформляем выставки, на которые приглашаем родителей.

На кружке «Мой край родной» мы изучаем историю семьи, составляем родословное древо. По сложившейся традиции, в рамках школьного мероприятия «Семья – основа государства» учащиеся готовят проекты: «Добрые традиции нашей семьи», «Летом с семьёй по Сибири», пишут сочинение «Каким добрым правилам меня научила моя семья», участвуют в конкурсе рисунка на асфальте «Семь – Я». Работая в этом направлении, я стараюсь привить детям любовь и уважение к своим родителям, ценность традиций своего рода.

Вся моя работа по семейному воспитанию выстроена на основных идеях К.Д. Ушинского, который в своём педагогическом наследии рассматривал семью как общечеловеческую ценность, как наиболее естественную среду для воспитания ребёнка. «Святые нити, соединяющие человека с семьёй, патриархальные чувства родственной любви не позволяют задавить в нём нравственные чувства»[5].

Исходя из этого, считаю, что в воспитании детей семья и школа должны быть одним фронтом. Устраиваю совместные мероприятия, где дети вместе с родителями выполняют задания, участвуют в конкурсах, проектах и экскурсиях. Привлечение родителей возрождает утраченную традицию семьи – совместное творчество. Это положительно сказывается на развитии личности детей, на их активности. Глубоко уверена, что только духовно- нравственные основы способны стать тем незыблемым фундаментом, на котором семья и школа смогут выстоять в XXI веке.

Традиционные семейные ценности, такие как вера, верность, любовь, уважение, святость материнства, послушание детей, постоянно культивируются и внедряются в современную жизнь. Именно их пытается привить молодым людям старшее поколение, о них можно услышать с экрана телевизора от представителей Православной церкви.

Очень поучительными в этом отношении является чтение и обсуждение произведений К.Д. Ушинского. Необходимо соединить традиции и опыт настоящего с непреходящими духовными идеалами, прививать детям примеры истинного послушания, которых много в жизни русских святых, например, Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В качестве нравственного идеала семьи и образца совместной жизни является семья императора Николая II.

У каждого народа своя культура. Однако в каждой из них правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, уважении, честности, справедливости, взаимопомощи. Мероприятие «Обские посиделки» с представителями старшего поколения в местном музее «Чёмы» помогает приобщить детей к культуре и традициям нашего родного края, поговорить о ценностях предыдущих поколений, таких как трудолюбие, скромность, милосердие, любовь к природе и родной земле. Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Это красивый и выразительный мир интересен для детей. Во время посиделок бабушки рассказывают о традициях празднования Нового года, Рождества, Масленицы. Особенно ребятам нравится спрясть нитку на старинной прялке, проделать несколько движений на кроснах ткацкого станка. Приятно слышать и хорошие отзывы родителей после посещения музея.

Великий наставник призывал гордиться своей национальностью. Уважать и любить свою народность, традиции и веру, родной язык, к которому призывал относиться, как сокровищнице народа, как «лучшему, никогда не увядающему и вечно вновь распускающемуся цвету всей духовной жизни»[6].

На фестивале к Году культурного наследия народов России «Мы разные, мы вместе, Россия – наш общий дом» школьники с полной отдачей реализовали идеи русского педагога. Ребята создали красочные альбомы о культуре народов, приготовили национальные блюда, показали элементы национальной одежды. Родители помогали в приготовлении блюд, вместе с детьми шили, вышивали, мастерили экспонаты. Мастер-классы, на которых школьники рассказывали о народных промыслах, фольклоре, сказках и загадках, проводили подвижные игры, ставили мини-спектакли и сценки, никого не оставили равнодушными. Финальным событием стал концерт, где участники воплотили свои таланты в песнях, танцах, игре на национальных инструментах.

Наверно, каждый гражданин хотя бы раз в жизни задумывается, как он может отдать долг своей отчизне, какую пользу принести ей на своём месте. Спортсмены посвящают Родине свои победы, военнослужащие уверены, что их жизнь принадлежит Отечеству, служащие и рабочие стараются добросовестно трудиться, а пенсионеры заботиться о семье и близких, культивируют традиции, поддерживают порядок, закладывают в подрастающем поколении верность нашей многонациональной стране.

Наша главная цель – воспитать истинного гражданина своей страны, знающего её историю и культуру и способного гордиться своей Родиной и своим народом. Для решения этих актуальных задач и была создана историко-краеведческая группа «Дети моря», творческий союз ребят 5-11 классов (название связано с местонахождением школы на берегу Обского моря). За годы её существования участники неоднократно были победителями и призёрами конкурсов и мероприятий разного уровня: «Золотое Руно», «Тихомировские чтения», «Салют, Победа», «Всякому мила родная сторона», «Россия – любимая наша страна», «Мою семью не обошла война», «Здоровый образ жизни сибиряков», «Новосибирская ГЭС. Первая на Оби», «Человек. Государство. Закон».

Искренне верю, что нравственный опыт школьника начинается с простых поступков. С поздравлений ветерану войны, с любимой книжки, игрушки, принесённой в школу для передачи воспитанникам детского дома; кормушки, сделанной своими руками, с рябинки, посаженной своими руками. С этих простых дел и начинается формирование в душе ребёнка его лучших чувств, которые и сделают его настоящей личностью.

Для меня очень дорог мой микрорайон ОбьГЭС и удивительной красоты природа вокруг. Стараюсь популяризовать в душах обучающихся идею сохранения окружающей среды малой Родины и места, где они живут и учатся. Воспитать экологическую культуру, предполагающую ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью. Ежегодно школьники принимают активное участие в районной экологической благотворительной акции «Оберегай». Приводят в порядок территорию набережной, мемориальный комплекс «Алёша – сибиряк». Участвуют в районных конкурсах эссе, рисунков, плакатов. Готовят проекты «Экологические проблемы микрорайона ОбьГЭС», «Охранять природу – значит охранять Родину», выпускают экологические памятки, плакаты.

Школа после уроков – это мир творчества, проявление своих интересов, увлечений. Особенно благодатный материал для этого заложен в краеведческой деятельности. Воспитание любви к Отечеству начинается у ребёнка с любви к родному городу, улице, чувства уважения к достойным людям, их вкладу в историю своего края. Краеведение, как магнит, притягивает к себе разные формы деятельности: проектную, конкурсную, экскурсионную.

Посещение экскурсии по храмам города Новосибирска оставило большой след в душах ребят. Об этом говорят их отклики: «На уроках истории мы изучали религии: христианство, ислам, но эта экскурсия дала нам большее. Сама подготовка настраивала на что-то необычное, уникальное. Учитель предупредила, что девочкам вместо брюк нужно надеть юбки, на голову платок. Это было проблемой, так как многие девочки не носят юбки, не говоря уже о платках. Наша группа смогла душой прикоснуться к атмосфере доверия, взаимопонимания, уважения, любви и добра, то есть тех морально-нравственных качеств, которых так не хватает в современном обществе. После экскурсии каждый из нас задумался о жизни, о вере и определил для себя, что ему ближе, каждый нашёл свою дорогу к храму» (Диана, 10 класс).

«Первым нас встретил православный храм Александра Невского. Экскурсовод рассказал нам о библейских сюжетах. Послушник подсказал, какому святому нужно поставить свечку, чтобы хорошо сдать экзамены. Большое впечатление на меня произвела чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Добрые глаза Богородицы, как живые, глядели мне в душу. Она исцелила многих людей, которые в знак благодарности принесли ей драгоценности. Храм произвёл на меня сильное впечатление. На душе стало светло и приятно. Хотелось подольше сохранить это ощущение тихой радости и покоя. Я надеюсь, что после экскурсии многие станут добрее и терпимее» (Даша, 11 класс).

Сопереживание, сопричастность – это то состояние, которое помогает детям эмоционально пережить исторические события и почувствовать себя частью великой истории и культуры.

В педагогическом наследии Константина Дмитриевича указано особое значение преемственной связи между поколениями[7]. Эти изыскания великого педагога актуальны особенно сегодня, когда различия между поколениями стали более заметны. И поэтому важнейший показатель эффективности воспитательной работы – сохранение и приумножение традиций. Нужно идти в ногу со временем, не забывая о прошлом. Пополняя школьную Книгу Памяти «Наши деды – славные победы», ребята осознают свою личную причастность к сохранению истории для будущих поколений. Память – это та прививка, которая никогда не даст разрушить историю России. Фамильная честь, традиции, интерес к истории своей Родины, любовь и гордость за своё Отечество, людям, живущим рядом, к своему роду, своей семье – всё это ветви одного большого дерева, имя которому – патриотизм.

Чувство любви к Родине К.Д. Ушинский считал самым величайшим чувством человека и важнейшей задачей воспитания в целом и нравственного в частности[8].

В Год педагога и наставника хочу затронуть такую актуальную для нашего непростого времени тему, как учительство. Каждому из нас эта тема близка, каждому из нас есть, кому сказать спасибо, есть, кем гордиться, есть, кого считать наставником. Каждый из нас педагогов является примером и наставником.

Быть руководителем у своих талантливых ребят – это большой и сложный труд, требующий большой умственной и физической работы. Необходимо систематически заниматься самообразованием, быть всегда в поиске нового, осваивать инновационные технологии, но и не забывать всё то, что было заложено в основе педагогической системы знаменитых педагогов прошлого. А труды Ушинского должны быть настольной книгой для учителя.

Если у учителя есть нравственный стержень, если он владеет профессиональной этикой, то он способен выстроить взаимоотношения так, что любую конфликтную ситуацию, любое непонимание с родителями и их детьми, он сможет нивелировать, снять и найти взаимопонимание.

В судьбе каждого человека всё расцветает, созидается и строится, когда он любит. Но всё разрушается, если в его душе появляется ненависть, злоба, нетерпимость, гнев и зависть. Любые эти проявления способны погасить внутри любого человека, а тем более ребёнка, светлые чувства. Исходя из своего немалого жизненного и педагогического опыта, считаю, что нам, учителям, необходимо овладевать умением добиваться согласия, научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к справедливости и бескорыстию. Необходимо, чтобы каждый ребёнок был согрет любовью, вниманием и заботой. А ведь любовь – это большой труд души. Помнить, что только совесть и правда способны очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь любви, добра, мира, справедливости и порядка.

Перечитывая Ушинского, думаю, что он был не только талантливым педагогом, но и чутким, отзывчивым и обстоятельным человеком. Писатель считал, что любовь – это единственное средство подчинить себе душу человека. Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло, безусловно, повиноваться воспитателю без наказаний и наград[9].

Лучший наставник – это жизнь, которая формирует биографию человека. Считаю, что воспитывать можно только собственными поступками и авторитетом. Иначе не получится настоять на своём, где это необходимо. Норма, которую учитель формирует каждый день у себя в классе, на мероприятиях, только тогда будет восприниматься, когда сам учитель следует этой норме. Учитель должен быть компетентным, то есть должна состояться интеграция профессиональных и личностных качеств педагога.

Слава Богу, что мы, старшее поколение, себя не растеряли, имеем надёжную нравственную опору, у нас есть сочувствие, добродушие, отзывчивость, долг и такой невидимый, но могущественный и строгий внутренний контролёр, как совесть. Она видит и знает всё, даёт внутреннюю критическую оценку и нашего выбора, и наших поступков. И пока живы, мы должны быть примером для тех, у кого вся жизнь ещё впереди, чувствовать себя нужными, делиться своим опытом и знаниями, всегда готовыми помочь, подсказать и посоветовать в той или иной ситуации, оставить добрый след в сердцах коллег и учеников.

Я настолько комфортно чувствую себя в нише педагогики, что готова браться за любой проект, связанный с развитием и воспитанием детей. Моя душа стареть не хочет, она струнами отзывается, пробуждая во мне самые лучшие чувства рядом с таким источником вдохновения, как дети, которые побуждают развиваться, идти в ногу со временем, не дают твоим мозгам закостенеть. С детьми всегда испытываю незабываемые эмоции, которые всегда новые.

Могу с уверенностью назвать себя счастливым человеком, потому что всю жизнь занимаюсь любимым делом. Меня радует и вдохновляет на дальнейшие педагогические свершения то, что я нашла своё призвание, свою дорогу в жизни и иду по ней правильным путём. Весь мой учительский опыт в большинстве своём не противоречит, а согласован с педагогическими взглядами великого учителя и наставника К. Д. Ушинского, идеи которого не утратили своей значимости для современной системы образования.


[1] К. Д. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. // «Из педагогического наследия». Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2023г. С. 37- 38.

[2] К. Д. Ушинский. Труд в его психическом и воспитательном значении // «Из педагогического наследия». Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2023г. С.125-127.

[3] К. Д. Ушинский. Труд в его психическом и воспитательном значении // «Из педагогического наследия». Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2023г. С.127.

[4]К. Д. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. // «Из педагогического наследия». Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2023г. С. 38-41.

[5]К. Д. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании. // «Из педагогического наследия». Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2023г. С. 50-51.

[6] К. Д. Ушинский. Родное слово. // «Из педагогического наследия». Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2023г. С. 10.

[7] К. Д. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании. // «Из педагогического наследия». Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2023г. С. 91.

[8] К. Д. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании. // «Из педагогического наследия». Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2023г. С. 82.

[9]К. Д. Ушинский О нравственном элементе в русском воспитании. // «Из педагогического наследия». Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2023г. С. 83.

Количество просмотров: 291  

Добавить комментарий

Target Image
1. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
11. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
12. Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Формы и методы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся коррекционной школы ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Духовно-нравственное воспитание в МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Детский фольклор как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Память о Великой Отечественной войне как основа формирования духовно-нравственных ценностей современного гимназиста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе ВЫПУСК №99, февраль 2022
19. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном обществе Выпуск №98, декабрь 2021
20. Воспитательный потенциал уроков искусства ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы